Коллекторы и законодательство Украины: что нужно знать заемщику?

Так называемый «закон о коллекторах», который совсем недавно был подписан президентом, вызвал серьезные волнения у многих граждан Украины.

Между людьми стали сразу же распространятся панические слухи и страшные фантастические истории. Но эти слухи не имеют никакого юридического основания, так как являются результатом подмены понятий и перекручивания значимости некоторых положений.

Юристы микрофинансовой компании Твої Гроші разобрались с тонкостями и нюансами этого закона.

Какая разница между коллекторами и частными исполнителями?

Стоит отметить, что в украинском законодательстве отсутствует такое понятие как «коллектор». Компании, которые называют коллекторскими, в реальности являются факторинговыми финансовыми фирмами, которые за определенную сумму денег покупают у банков права на законное истребование задолженности. К примеру, если задолженность клиента равна 12.000 - 15.000 грн., то такие фирмы выкупают ее за 500-1000 грн., и получают полное право требовать у клиента погасить задолженность в полном объеме.

Причины, из-за которых кредитные учреждения реализовывают данные долги, достаточно обыденные: чтобы вынудить проблемного заемщика погасить долг, иногда нужно потратить довольно много времени и средств. Бывали случаи, когда банкам приходилось тратить на принудительный возврат проблемного кредита больше, чем полная сумма этого долга вместе с процентами. А время, которое банковские сотрудники могут потратить на возврат проблемной задолженности, иногда исчисляется годами. Именно по этой причине банки, при возникновении проблемных задолженностей, охотно реализовывают их за определенный процент, чтобы самим не решать эту проблему.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что коллектор — это некая организация, которая выкупила проблемную задолженность и на законных правах начала предпринимать определенные действия по погашению данной задолженности. Чаще всего, данные действия исключают обращение в судовые органы.

Частный исполнитель — это абсолютно иной игрок. Если давать ему определение, ориентируясь на подписанный президентом «закон о коллекторах», то можно сказать, что это частный аналог государственных исполнителей. Точно такую же ситуацию мы можем увидеть и на рынке, где предоставляются нотариальные услуги, там параллельно работают и частные нотариусы, и государственные.

Государственная исполнительная служба является организацией, которая занимается исполнением судовых решений. К примеру, какой-нибудь суд вынес решение о выплате проигравшей стороной определенной суммы денег. Сразу после получения службой исполнительного листа, государственный исполнитель начинает заниматься исполнением данного решения. Однако, ни сама организация, ни ее исполнитель, не являются владельцами долга: его взыскание происходит в пользу той стороны, которая выиграла суд. И частный и государственный исполнители, занимаются одним и тем же. А вот коллекторская компания, как было сказано выше, получает все законные основания и права на задолженность, поэтому производит его взыскание в свою пользу.

Это и есть основным отличием между коллекторами и частными исполнителями, поэтому любые инсинуации на данный счет недопустимы.

Какие методы взыскания могут использовать коллекторы согласно новому закону?

Основные опасения, которые появились у украинцев после подписания президентом «закона о коллекторах» связаны с боязнью того, что частными исполнителями начнут использоваться такие же методы воздействия на должников, которые используют коллекторские конторы.

Достаточно много украинцев, которым пришлось пережить лихие 90-е, очень хорошо помнят, как молодые крепкие парни с помощью утюгов, паяльников и бейсбольных бит «просили» должников погасить свою задолженность. Поэтому, абсолютно закономерно, что у них возникают опасения того, что частные исполнители начнут использовать аналогичные методы и будут применять к проблемным должникам не особо гуманные способы воздействия.

И действительно, согласно новому закону, частные исполнители станут гораздо более мотивированны, чем государственные. Согласно статистике исполнительной службы, до подписания нового закона ей удавалось исполнять максимум 13% судовых решений, что объяснялось недостаточной квалификацией работников и их маленькой зарплатой, которая никак не зависела от эффективности их работы. А еще такой плохой результат являлся следствием тотальной коррупции и нежеланием государственных исполнителей вести работу с должниками, которые могут повлиять физически. Когда процедура взыскания предполагала что-то большее, чем оформление документации, тогда, чаще всего, сотрудники исполнительной службы пускали все на самотек и ждали пока подойдет к концу срок исполнения решения. Частные исполнители в таких ситуациях всегда проявляют на много большую инициативность.

Однако, новый закон не предусматривает увеличение каких-либо полномочий частных исполнителей по сравнению с государственными. По факту, обе категории исполнителей будут иметь право использовать аналогичные инструменты. Но у некоторых экспертов есть серьезные опасения того, что могут возникать ситуации, при которых частные исполнители смогут существенно превышать те ограничения, которые предусмотрены новым законом. То есть, вести себя точно так, как коллекторы: обращаться с заемщиками нагло и грубо, хамить им и запугивать, чтобы они как можно скорее оплатили свой долг.

Поэтому, эксперты настаивают на том, чтобы вместе «законом о коллекторах», был принят и т.н. этический кодекс, в котором должны быть четко обозначены рамки, за которые нельзя выходить исполнителям. Дополнительно должны быть внесены изменения в уголовный и административный кодекс, чтобы тех исполнителей, которые вышли за рамки, можно было наказать.

Могут ли частные исполнители по новому закону забрать жилье?

Частные исполнители не имеют права производить выселение должников, такие полномочия есть лишь у государственной исполнительной службы. Если должник получает хоть какой-то доход, то взыскание первоочередно будет применено к данному доходу, точнее, к определенной его части. Поэтому, если должник получает даже минимальную заработную плату, то каждый месяц из нее будет взыскиваться около 20%.

Помимо этого, у всех без исключения должников в арсенале есть несколько методов, с помощью которых они могут максимально затянуть процедуру взыскания, чтобы она длилась несколько лет или десятилетий. Затянуть ее очень просто — нужно просто обжаловать все, что можно во всех существующих инстанциях. Если должник будет запускать процесс обжалования после каждого из постановлений исполнителя, то у него будет нереально что-нибудь изъять. Само собой, такой метод предполагает серьезные затраты на судебные издержки, а также на гонорары адвокату, но если есть желание и немного денег — это возможно.

Таким образом, все эти слухи и мифы, которые начали распространяться о «законе о коллекторах» — откровенная неправда. Они применяются только для того, чтобы осуществить давление.

В реальности, вступил в действие закон о ГИС Украины, согласно которому предусматривается создание частных исполнителей.

Опубликовано на сайте: 23.04.2019

Автор: Простобанк Консалтинг


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма



Путеводитель

Банковская тайна: понятие, содержание, порядок раскрытия, ответственность

Очень часто наши читатели спрашивают, какая информация о клиенте, ставшая известной банку, охватывается понятием банковской тайны, имеют ли право банки передавать такую информацию третьим лицам, в каких случаях банковская тайна может быть раскрыта и какую ответственность должен понести банк или должностное лицо, виновные в несанкционированном раскрытии банковской тайны. На эти и другие вопросы постарался ответить Prostopravo.com.ua

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам