В классических учебниках политологии Вы, скорее всего, встретите определение политики как искусства или науки государственного управления, направления, формы и содержания государственной деятельности. В этом смысле сфера политики включает все вопросы управления государством: государственное устройство, форму правления, политический режим, политические партии и движения и т.д.
В то же время, политику можно понимать и шире как способ осуществления любого руководства: от руководства компанией (политика компании) до управления сельским сообществом или профсоюзом.
Часто термин «политика» напрямую связывается с термином «власть». То есть, любая социальная проблема является политической, если так или иначе связана с властью. Политика же, по сути, является способом завоевания и удержания этой власти.
Иногда политические отношения тесно переплетаются с экономическими, тогда политику рассматривают как способ управления классами. Стоит только напомнить: политика – это борьба между классами, политика – это отношения пролетариата, борющегося за освобождение против всемирной буржуазии (В. Ульянов (Ленин)).
История понятия
Термин «политика» распространился под влиянием одноименного трактата Аристотеля – «Политика». В античную эпоху политику рассматривали как одну из ведущих сфер деятельности, определяющую статус индивида, возможность утвердить свои силы и разум и основывается преимущественно на двух принципах: воли и традиции. Политика определялась как тотальный процесс, жить в обществе значило жить обязательно политически, поскольку политика выступала как всеобщая форма социальных связей.
В Средневековье политику трактовали как проявление воли и действия Бога (Фома Аквинский, Августин). С началом эпохи Возрождения политику начинают трактовать как категорию, связанную с действиями человека, борьбу между силой и законом. Если недостаточно деяния закона, его может заменить или дополнить сила. Сами законы только тогда чего-то стоят, когда опираются на внутреннюю силу подчинения им и силу внешней организации такого подчинения.
В новое время Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи де Монтескье определяют политику как отношения по утверждению человеческой свободы за счет права, ума, морали. В 19 веке политику определяют как искусство использования возможностей.
Классик политической науки немецкий социолог Макс Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказание влияния на раздел власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которых оно в себя заключает… Кто занимается политикой, тот стремится к власти». Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Никколо Макиавелли, Вильфредо Парето, Карла Маркса и других.
Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управление, поддержание порядка, сохранение стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и т.д. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики были преимущественно американские ученые Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, Габриэль Алмонд.
В марксистско-ленинском понимании политика – борьба классов за власть, а государственная власть выражает интересы господствующего в обществе класса. Немецкий политолог Карл Шмитт изучал природу политики через дихотомию «друг – враг», «наши – ваши». Сторонники политического реализма, например Ганс Моргентау, определяют политику как реальность, существующую и изменяющуюся не на основе абстрактных идеалов, а набора реальных сил.
Сущность и структура политики
На сегодняшний день в обществоведении доминируют два основных подхода к определению политики.
Традиционный подход. Политика определяется через сущность и содержание деятельности государства, через участие людей в осуществлении или овладении государственной властью. Политика как наука ведет начало от Аристотеля, для которого политикой является изучение управления городом (полисом), государством. Развитие государств усилило такую позицию в определении сущности политики, как общественного явления и науки. Политика – познание всего, что должно касаться искусства управлять государством и вести отношения, связи с другими государствами. Самая распространенная на Западе концепция политической социологии определяет политику как науку о власти, об управлении, об авторитете, о командовании во всех человеческих общностях и социальных группах, а не только в национальном обществе (Макс Вебер, Морис Дюверже, Гарольд Лассуэл, Роберт Даль и др.). Политика создает особую сферу публичной жизни, которую точнее именовать государственно-властной, и реализуется в ней. Воздействие политики на экономику, культуру и влияние экономики на политику и т.д. рассматривается как взаимодействие разных сфер общественной жизни.
Вторая позиция. Политика определяется как определенный вид социальной деятельности, не обязательно соединенной с государственной властью. Ряд политологов Запада считают, что политика есть способ выяснения и упорядочения общественных дел, особенно касающихся распределения дефицитных ресурсов, принципов, по которым осуществляется распределение ресурсов, средств, благодаря которым люди или социальные общности имеют и держат контроль над ситуацией. Власть и государство, в пределах второй позиции взгляда на политику, не рассматриваются априорно как нечто отличное от власти и других социальных общностей людей; если отличие и есть, то сравнение изучения власти во всех социальных общностях людей дает возможность их выявлять. Это означает, что политика есть прежде всего общественная деятельность, обращенная на социальные и материальные взаимоотношения людей, которая получает разнообразные отражения в различных сферах и постоянно меняется. Анализируя политику как социальное явление, следует иметь в виду, что в обществе со сложной социальной структурой и при наличии публичной власти – государства, трудно найти явления и процессы абсолютно свободные от политических оттенков, поскольку большинство из них связано с интересами тех или иных социальных. общностей, слоев, классов, борющихся за завоевание или удержание власти. Другое дело, мера "политичности" разная. Самая сильная мера "политичности" – в сфере законодательной и исполнительной, деятельности органов государственной власти, в органах, обеспечивающих национальную безопасность, а также в деятельности политических партий, общественно-политических движений, массовых общественных и общественных объединений и некоторых профессиональных союзов, творческих добровольных обществ.
С точки зрения ценностного подхода, политику можно рассматривать как:
1. Высокое искусство служения идеалам добра и справедливости.
Аристотель считал, что любое сообщество создается с определенной целью. Указанная цель должна превосходить все индивидуальные блага для отдельных людей. Этой целью является справедливость или наивысшее благо для всех. Исходя из такого понимания доминантной чертой политики должна быть мудрость, заключающаяся в умении выбирать средства для реализации нравственных целей.
2. Политика как средство достижения эгоистических целей.
Характеризуется как циничное понимание политики, которая насчитывает немало вариантов: от "искусства возможного", "после нас хоть потоп" вплоть до оправдания вооруженной борьбы за "жизненное пространство" и т.п. Понимание политики, в котором цель оправдывает любые средства её достижения.
3. Ценностно-нейтральное понимание политики.
Состоит в рациональном, аналитическом толковании политики как сферы деятельности. Однако в ней нет очевидно заданной регламентации, жестких "правил игры". Эта область деятельности регулируется правовыми, социальными и психическими нормами, которые могут существенно отличаться друг от друга в разных обществах.
Структура политики включает в себя:
- Политический интерес (внутренний, мотивационный источник политического поведения).
- Политическая организация (способ и характер построения центров управления обществом).
- Политические отношения (взаимосвязи субъектов и объектов политики).
- Политическая деятельность (активность субъектов политики, направленная достижения политического интереса).
- Политическое сознание (осознанное отношение общества к собственным политическим интересам).
Читайте также:
- Выборы Президента Украины
- Судебная власть в Украине
- Государственная власть
- Местное самоуправление в Украине
- Государство и его 5 основных признаков
- Местные выборы в Украине
- Политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный и другие
- Политические идеологии
- Формы государственного устройства
- Формы государственного правления
- Исполнительная власть в Украине
- Избирательная система США. Выборы Президента
- Государственный суверенитет
