Государственная власть – это публично-политические отношения господства и покорения между субъектами, опирающимися на государственное принуждение.
Государственная власть в институциональном понимании – это система структур, органов, учреждений, реализующих функции государства.
Государственная власть в процессуальном понимании — целенаправленная управленческая деятельность всех органов государства, направленная на упорядочение, организацию жизни, обеспечение стабильности и развития общества на основании конституции и законов.
Основатели марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого».
В демократическом обществе царит идея народовластия. Согласно ей единственным источником власти является народ.
Согласно ст. 5 Конституции Украины: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, осуществляющий власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Источниками государственной власти в разные периоды времени считали:
- силу (насилие), а также угрозу их применения;
- авторитет;
- харизма;
- право;
- традиции, обычаи;
- знание (тайну).
Признаки государственной власти:
- в каждой стране существует только одна государственная власть;
- она распространяется на всех членов общества;
- решает общественные проблемы;
- располагает специфическим аппаратом (механизмом) для осуществления своих задач и функций;
- устанавливает формально обязательные для всего населения общие правила физического поведения – юридические (правовые) нормы;
- характеризуется суверенностью (суверенитетом), то есть верховенством, полнотой, неделимостью, самостоятельностью, формальной независимостью от власти любой организации или личности как в отдельной стране, так и за ее пределами.
Легитимность государственной власти
Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Согласно статье 5 Конституции Украины, право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, то есть нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилию. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения.
Верховенство права
Является одним из фундаментальных признаков легитимной власти.
Верховенство права — это фундаментальный принцип права, который означает, что ни один человек не выше права, что никто не может быть наказан государством, кроме как за нарушение предписаний права, и что никто не может быть привлечен к ответственности за правонарушение иначе, чем в порядке, установленном предписаниями права. Верховенство права резко контрастирует с идеей, что правитель, законодатель должен быть выше закона, что было особенностью римского права, советского права, нацистского права и других систем права.
Верховенство права (the rule of law) в интерпретации Венецианской комиссии включает в себя следующие составляющие:
- Законность, включая прозрачную, объяснительную и демократическую процедуру придания юридической силы актам права;
- Юридическая определенность;
- Запрет произвола;
- Доступ к правосудию в лице независимых и беспристрастных судов, включая осуществляющих судебный надзор за административной деятельностью;
- Соблюдение прав человека;
- Недискриминация и равенство перед предписаниями права.
Разделение государственной власти
Разделение государственной власти — правовая теория и принцип, согласно которым государственная власть должна быть распределена на три независимых друг от друга (но при необходимости контролирующих друг друга) ветви: исполнительная, судебная и законодательная.
Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям в парламенте государственная власть, имеющая исключительное право принимать законы. Она осуществляет и финансовую (право ежегодного утверждения бюджета страны), и учредительную (участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов), и контрольную функции.
Исполнительная власть – это власть, обладающая правом непосредственного управления в государстве. Носителем этой власти в масштабе страны является правительство, обеспечивающее исполнение законов и других актов законодательной власти, ответственное, подотчетное и подконтрольное ей. Исполнительная власть призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительскую деятельность.
Судебная власть – это независимая власть, охраняющая право, выступающая арбитром в спорах о праве, осуществляющая правосудие. Судебная власть ограничена нормами и принципами права, осуществляется в форме судебной процедуры и не может зависеть от субъективного влияния других ветвей власти. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве.
Система «сдержек и противовесов»
Представляет собой совокупность законодательно закрепленных полномочий, средств, форм, методов, процедур, главной задачей которых является обеспечение реализации принципа распределения единой государственной власти, недопущение доминирования одной ветви власти над другой и достижение динамической стабильности между ними.
Система сдержек и противовесов является основой демократического политического режима. Именно она обеспечивает демократический, правовой характер государства и эффективность его функционирования. В разных странах имеет свои особенности, оставляя при этом неизменным главный принцип: на любую попытку какой-либо ветви власти перебрать на себя функции и полномочия другой ветви последняя имеет законодательно закрепленные механизмы противодействия.
Реализация системы сдержек и противовесов связывается с необходимостью не только предотвратить чрезмерную концентрацию власти, но и обеспечить стабильность и постоянство деятельности государственных институтов, служить лучшей их организации и слаженности деятельности, преодолению возможного противостояния внутри государственного механизма.
Читайте также:
- Выборы Президента Украины
- Судебная власть в Украине
- Местное самоуправление в Украине
- Государство и его 5 основных признаков
- Местные выборы в Украине
- Что такое политика?
- Политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный и другие
- Политические идеологии
- Формы государственного устройства
- Формы государственного правления
- Исполнительная власть в Украине
- Избирательная система США. Выборы Президента
- Государственный суверенитет