Понятие государственного суверенитета
Государственный суверенитет – верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях.
Верховенство государства означает действие в пределах его территории только одной публичной власти, определяющей полномочия всех государственных органов и должностных лиц, а также подчиненность этой власти всего населения территории.
Независимость государства в международных отношениях – это его неподчиненность любой внешней власти, власти других государств.
Следовательно, различают две стороны государственного суверенитета. Внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории. Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.
Внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.
В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины:
- верховенство (иначе: прерогатива власти) - отсутствие другой высшей общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать недействительным любое проявление всякой другой общественной власти;
- самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и извне при соблюдении норм национального и международного права;
- полнота (иначе: универсальность) - распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;
- неделимость власти государства в пределах ее территории - единоличие власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных повелений по их каналам;
- независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения извне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;
- равноправие во внешних отношениях - наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и в других странах.
История возникновения
Концептуальное оформление идеи государственного суверенитета связывается с эпохой позднего Средневековья. В этот период получила свое развитие идея о необходимости политического объединения феодально-раздробленного государства. Государственный интерес провозглашался как самый высокий политический интерес и фокусировался на фигуре единоличного верховного властителя – правителя.
Суверенитет как исключительно государственное господство выделил Ж. Боден. Он выступал против множественности владычества во всех его формах. Вся государственная власть должна была сконцентрироваться в суверене; если она разделялась, то правитель переставал быть сувереном.
Научное понятие суверенитета породило эволюцию государственности Нового и Новейшего времени. Она и сказалась на развитии этого понятия, которое, по М. Ориу, проходит три качественно отличных этапа:
- первоначально суверенитет ассоциируется исключительно с лицом абсолютного монарха, наделенного высшей и неделимой властью, предоставленной Богом;
- на втором этапе суверенитет отделяется от личности монарха и переходит к государству или нации, что приводит к их персонификации
- на третьем этапе суверенитет становится одним из важнейших атрибутов государства, превращаясь в «суверенную волю персонифицированного государства».
В современной государствоведческой науке общепризнано, что государству как суверенной организации власти в обществе свойственны такие качества, как верховенство, публичность и единство.
Вестфальская модель суверенитета
Указанная модель существует в рамках т.н. Вестфальской системы, начатой Вестфальским миром, подписанным в 1648 году, в котором главные в то время европейские страны (Священная Римская империя, Испания, Франция, Швеция и Голландская республика) согласились соблюдать принцип территориальной целостности государств.
В рамках этой модели суверенитет рассматривается как универсальная ценность, даже как самоценность, автономный моральный принцип: государство суверенно лишь на том основании, что оно является государством.
Выделяют несколько его ключевых принципов:
- Принцип суверенитета государств и основополагающее право определения политического самоуправления.
- Принцип правового равенства между государствами
- Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого государства.
Доктрина невмешательства является одним из базовых частей Вестфальской системы и сразу юридическим проявлением концепции вестфальского суверенитета. Государство, суверенитет которого признается другими, входит в круг суверенных государств и получает своего рода иммунитет против вмешательства. Внутренний суверенитет, таким образом, остается нетронутым.
Эта доктрина получила укрепление в международном праве одновременно с созданием Организации Объединенных Наций. Устав ООН (п. 7 ст. 2) защищает, охраняет суверенитет государств. Его подтверждает Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, о защите их независимости и суверенитета, принятая 21.12.1965 Резолюцией 2131 (XX) на 20-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Принцип невмешательства во внутренние дела стран является одним из основных в международном праве.
Суверенитет в современном международном праве
Итог развития идеи государственного суверенитета отражен в принципах современного международного права:
- Принцип суверенного равенства государств, включающий в себя ряд элементов:
- а) государства юридически равны;
- б) любое правительство пользуется правами, характерными для полного суверенитета;
- в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
- г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;
- д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
- е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;
- Принцип невмешательства во внутренние дела тесно связан с наличием суверенитета и основан на одном из его элементов: независимости государства при осуществлении его внутренних функций. Наличие суверенитета у государства означает свободу государства поступать так, как оно считает необходимым и соблюдать при этом нормы международного права и национального законодательства. Обязанности государства в рамках этого принципа состоят в невмешательстве во внутренние дела другого государства;
- Принцип территориального равенства целостности государств защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства;
- Принцип нерушимости государственных кодонов регламентирует отношения государств по установлению и охране границы. Связан с принципом неприкосновенности государственной границы, существовавшей с давних времен;
- принцип добросовестного выполнения международных обязательств, на котором держится весь международный правопорядок;
- Принцип запрета применения силы или угрозы силой, в котором закрепляются обязанности государств не применять друг против друга вооруженные силы;
- Принцип уважения прав и основных свобод человека, содержащий их перечень. При осуществлении своих прав человек должен уважать права государств и других социальных образований. В международном и социальном праве существует возможность ограничения прав человека, но только в интересах всеобщего блага в демократическом обществе;
- Принцип равноправия и самопризнания народов и наций существует для регулирования отношений государств в сфере развития цивилизаций в целом и бесконфликтного существования этносов, находящихся на разных стадиях развития.
В результате глобализации и развития сверхгосударственных организаций постепенно меняется и роль государств. Появляются определенные разногласия между политическим, экономическим и юридическим пониманием суверенитета в сферах, которые затронули регионализацию и глобализацию.
Государствам как первичным субъектам международного права приходится принимать решения исходя из необходимости учитывать не только внутригосударственные политико-правовые аспекты и ограничения, обусловленные стремлением сохранить свою легитимность, но и все более интегрируемые международные реалии мирового сообщества.
В наши дни суверенитет государств может ограничиваться принятыми ими обязательствами или делегироваться в определенных рамках международным организациям на основе добровольно подписанных и ратифицированных национальными парламентами договоров.
Формирование идеи государственного суверенитета в Украине
В Украине идеи государственного суверенитета начали формироваться в период Гетманщины (17-18 вв.). Их выразителями были, прежде всего, отдельные представители казацкой старшины, занимавшие государственную позицию. Его идею, начиная с 18 в., активно поддерживали и пропагандировали украинские общественно-политические деятели, писатели, публицисты, философы (П. Орлик, М. Драгоманов, И. Франко и др.).
Исследователи и политики, разрабатывавшие идею народного суверенитета, считали его синонимом независимости, поэтому рассматривали, как правило, во взаимосвязи с государственным и социальным суверенитетом. Так, Грушевский определял потребность народного суверенитета как последовательное и логическое завершение потребностей национального развития и самоопределения любого народа. Ю. Бачинский рассматривал государственный и народный суверенитет в диалектическом единстве. Его взгляды разделяли М. Драгоманов, Л. Ребет, В. Старосольский и т.д. Хотя для М. Михновского идеалом был государственный суверенитет, он также считал государственный и народный суверенитет взаимосвязанными.
В новейший период истории идея государственного суверенитета Украины положена в конституционную систему УНР и ее правопреемников (на западно-украинских землях – в деятельность ЗУНР). 1939 принципы государственного суверенитета провозгласила Карпатская Украина. В советские времена УССР формально провозглашено суверенным государством, однако только в 1991 году Украина стала действительно независимой и суверенной. Этот процесс был начат 16 июля 1990 года Декларацией о государственном суверенитете Украины. Государственный суверенитет современной Украины закреплен Актом провозглашения независимости Украины (1991), Конституцией Украины (1996), результатами Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 и другими законодательными и политическими актами. Согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.
Читайте также:
- Выборы Президента Украины
- Судебная власть в Украине
- Государственная власть
- Местное самоуправление в Украине
- Государство и его 5 основных признаков
- Местные выборы в Украине
- Что такое политика?
- Политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный и другие
- Политические идеологии
- Формы государственного устройства
- Формы государственного правления
- Исполнительная власть в Украине
- Избирательная система США. Выборы Президента
