Адвокатские запросы: отказы и обжалования

В последнее время значительно увеличилось количество судебных дел, связанных с отказом предоставить необходимую информацию по адвокатским запросам. // 28.10.2013

Правовой статус адвокатского запроса установлен, прежде всего, в ст.24 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (далее - Закон). Адвокатский запрос - письменное обращение адвоката в орган государственной власти, орган местного самоуправления, к их должностным и служебным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности и подчинения, а также в общественные объединения. Предметом такого запроса могут быть необходимые адвокату для оказания правовой помощи клиенту:

  • информация, т.е. определенные сведения;
  • копии соответствующих документов.

К запросу должны прилагаться заверенные самим адвокатом:

  1. Копия свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;
  2. Ордер или поручение органа (учреждения), уполномоченного законом на предоставление бесплатной правовой помощи.

В ст.24 Закона запрещается требовать от адвоката представления вместе с его адвокатским запросом других документов.

Следует обратить внимание на то, что в Законе основанием для адвокатского запроса является вообще предоставление адвокатом правовой помощи, то есть это не ограничивается лишь случаями ведения конкретных уголовных, гражданских и иных дел.

Согласно п.6 ст.1 Закона правовая помощь, кроме защиты и представительства по делам, предусматривает также предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам правового сопровождения деятельности клиента, составление заявлений, жалоб, процессуальных и иных документов правового характера, направленных на обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов, недопущения их нарушения, а также на содействие их восстановлению в случае нарушения.

При этом принципиальным является то, что адвокатский запрос не может касаться предоставления консультаций и разъяснений положений законодательства. Предоставление информации и копий документов, полученных в ходе осуществления уголовного производства, осуществляется в порядке, установленном уголовным процессуальным законом.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные и служебные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, которым направлен запрос, обязаны не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса предоставить адвокату соответствующую информацию, копии документов, кроме информации с ограниченным доступом и копий документов, в которых содержится информация с ограниченным доступом.

В случае если адвокатский запрос касается предоставления значительного объема информации или требует поиска информации среди большого количества данных, срок рассмотрения такого запроса может быть продлен до двадцати рабочих дней с обоснованием причин такого продления, о чем адвокату письменно уведомляется не позднее пяти рабочих дней со дня получения адвокатского запроса. В случае, если удовлетворение адвокатского запроса предусматривает изготовление копий документов объемом более десяти страниц, адвокат обязан возместить фактические затраты на копирование и печать. Размер таких расходов не может превышать предельные нормы расходов на копирование и печать, установленные Кабинетом Министров Украины согласно Закону Украины "О доступе к публичной информации".

Отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, влекут за собой ответственность, установленную законом, кроме случаев отказа в предоставлении информации с ограниченным доступом. Такая ответственность предусмотрена в ст. 212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению на запрос гражданина или юридического лица в соответствии с законами Украины. в частности, согласно Закону Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", - тянет за собой наложение штрафа на должностных лиц от двадцати пяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до восьмидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Несмотря на установленную ответственность имеются многочисленные нарушения законодательства о предоставлении информации по адвокатским запросам.

Так, Сумской окружной административный суд в своем постановлении от 25.02.2013 в деле №818/888/13-a рассмотрел жалобу адвоката о признании противоправной бездеятельности и обязательства совершить действия к начальнику отдела исполнительной службы. Речь шла о непредоставлении в предусмотренный законом срок информации на адвокатский запрос.

Суд пришел к следующим выводам. В данном запросе адвокат-истец просил предоставить возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и изготовить копии документов собственными техническими средствами. Кроме того, истец просил предоставить копии материалов акта об оценке имущества.

Представитель ответчика - отдела ГИС ссылался на то, что согласно Закону Украины "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства наделены правом ознакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии. Именно сторонам такие материалы были предоставлены.

Наряду с этим, представителем ответчика не было представлено надлежащих доказательств получения адвокатом ответа на его адвокатский запрос (уведомление о вручении почтового отправления и т.п.). При этом предоставленная представителем ответчика копия выписки из книги исходящей корреспонденции отдела ГИС, по мнению суда, не является надлежащим доказательством получения истцом указанного выше письма.

Суд также отметил, что ссылка представителя ответчика при рассмотрении адвокатского запроса на положения Закона Украины "Об исполнительном производстве" является необоснованной, поскольку спорные правоотношения урегулированы положениями ст. 24 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", который в данном случае является специальным законом по отношению к Закону Украины "Об исполнительном производстве". Кроме того, Закон Украины "Об исполнительном производстве" не регулирует вопросов, связанных с формированием адвокатского запроса и предоставлением ответа на него.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о противоправности бездействия начальника отдела ГИС, которое заключается в непредставлении, в предусмотренный законом срок, информации на адвокатский запрос.

Адвокатский запрос стал также предметом рассмотрения Днепропетровским апелляционным административным судом в постановлении от 18.06.2013 г. по делу № 1170/2а-4292/12.

Адвокат обратился с иском к областному Главного управления Госкомзема, в котором просил признать противоправными действия ответчика об отказе в предоставлении информации и копий материалов на адвокатский запрос. Просил также  обязать совершить действия по предоставлению копий государственных актов, актов приемки-передачи граничных знаков на сохранение; актов перенесения на натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии.

Адвокат-истец имел соответствующее соглашение о предоставлении правовой помощи, к которому были приложены копии свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и ордер. Однако ответчик отказал в предоставлении информации и копий документов, что и стало основанием для обращения в суд с данным иском.

Постановлением Кировоградского окружного административного суда в удовлетворении иска адвоката также отказано.

По поводу апелляционной жалобы адвоката суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Частью 2 ст.26 Закона определено, что ордер - письменный документ, в случаях, установленных настоящим Законом и другими законами Украины, удостоверяющий полномочия адвоката на предоставление правовой помощи. Согласно разъяснения "О порядке использования ордера адвоката", утвержденного решением Высшей квалификационной комиссии адвокатуры 05.09.2008 №V/7-117, который был действующим на момент обращения адвоката с адвокатским запросом, адвокат, самостоятельно представляющий одну из сторон, совмещает функции представителя и лица, предоставляющего правовую помощь. Для этого ему нужна доверенность. Если же он участвует в деле в присутствии стороны, то ему как лицу, предоставляющему правовую помощь, достаточно ордера.

В деле, о которой идет речь, в ордере адвоката истца не указаны ни характер дела, ни фамилия, имя, отчество клиента. Более того, соглашение между адвокатом и клиентом о предоставлении правовой помощи было заключено позже, чем отправлен адвокатский запрос в адрес ответчика, что свидетельствует об отсутствии полномочий адвоката на представительство интересов доверителя.

Из приведенных дел можно прийти к выводу, что процедуры прохождения адвокатских запросов требуют соответствующих разъяснений, прежде всего, для государственных учреждений. Следовательно, существует настоятельная потребность в таких действиях со стороны Минюста Украины.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Забавное видео




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам