Бюро экономической безопасности запустилось: какие преступления будут расследовать его детективы 26.11.2021

Закон о подследственности БЭБ подписан Президентом, но он еще не вступил в силу. Кабинет Министров Украины согласился с предложением Бюро экономической безопасности о начале его деятельности и возможности выполнения указанным Бюро функций и задач по противодействию правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства. // 26.11.2021

Об этом говорится в Распоряжении Кабмина от 24 ноября 2021 г. № 1493-р «О начале деятельности Бюро экономической безопасности».

Кроме того, говорят, что КМУ таки определился с местоположением центрального аппарата БЭБ: им станет бывшее помещение ГФС по ул. Шелуденко 31.

Еще раньше директор Бюро заявил о готовности принимать уголовные производства и сообщил, что он ожидает, что первые уголовные производства будут переданы в БЭБ в количестве 1500-2000. Передача будет производиться сразу с началом работы Бюро.

Передача уголовных производств, подследственных БЭБ, от Нацполиции и СБУ будет осуществляться в соответствии с Заключительными и Переходными положениями Закона «О Бюро экономической безопасности Украины» в течение 2 месяцев с момента старта работы Бюро путем принятия решений прокурорами в соответствующих уголовных производствах.

Что же это за производство

Недавно Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №3959-1 «О внесении изменений в административное и уголовное законодательство о введении деятельности Бюро экономической безопасности Украины». 22.11.2021 Закон подписал Президент, но он еще не вступил в силу.

Без этого закона Бюро экономической безопасности Украины не могло бы начать свою работу, поскольку именно им определяется, что БЭБ должно расследовать.

Сразу необходимо отметить, что те уголовные производства, по которым НАБУ уже проводится досудебное расследование на момент вступления в силу этого закона, останутся в НАБУ.

Следовательно, детективы Бюро экономической безопасности Украины будут осуществлять досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса:

  • статья 199. Изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину с целью использования при продаже товаров, сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг, существующих в бумажной форме, билетов государственной лотереи, марок акцизного налога или голографических защитных элементов;
  • статья 200. Незаконные действия с документами на перевод, платежными картами и другими средствами доступа к банковским счетам, электронными деньгами, оборудованием для их изготовления;
  • статья 203-2. Незаконная деятельность по организации или проведению азартных игр, лотерей;
  • статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка в целях сбыта подакцизных товаров;
  • статья 205-1. Подделка документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц – предпринимателей;
  • статья 206. Противодействие законной хозяйственной деятельности;
  • статья 212. Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей);
  • статья 212-1. уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
  • статья 218-1. Доведение банка до неплатежеспособности;
  • статья 219. Доведение до банкротства;
  • статья 220-1. Нарушение порядка ведения базы данных о вкладчиках или порядке формирования отчетности;
  • статья 220-2. Фальсификация финансовых документов и отчетности финансовой организации, сокрытие неплатежеспособности финансового учреждения или оснований для отзыва (аннулирования) лицензии финансового учреждения;
  • статья 222. Мошенничество с финансовыми ресурсами;
  • статья 222-1. Манипулирование на организованных рынках;
  • статья 223-1. Подделка документов, подаваемых для регистрации выпуска ценных бумаг;
  • статья 224. Изготовление, сбыт и использование поддельных ценных бумаг (кроме государственных ценных бумаг);
  • статья 229. Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара;
  • статья 231. Незаконный сбор в целях использования или использования сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну;
  • статья 232. Разглашение коммерческой, банковской тайны или профессиональной тайны на рынках капитала и организованных товарных рынках;
  • статья 232-1. Незаконное использование инсайдерской информации;
  • статья 232-2. Сокрытие информации о деятельности эмитента;
  • статья 233. Незаконная приватизация государственного, коммунального имущества.

Одновременно БЭБ будет расследовать преступления, предусмотренные следующими нормами Уголовного кодекса Украины (в случае, если досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности Государственного бюро расследований или Национального антикоррупционного бюро Украины):

  • статью 191 (если предметом уголовного правонарушения является бюджетное возмещение);
  • статью 206-2 Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации;
  • статью 210 Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением;
  • Статьей 211 Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступление бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону,
  • статьями 191 (кроме случая, предусмотренного пунктом 2 части третьей настоящей статьи) и 364 Уголовного кодекса Украины, при условии, если размер предмета таких уголовных правонарушений или причиненного ими ущерба составляет от пятисот до двух тысяч размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на время совершения уголовного правонарушения, и они совершены должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, субъекта хозяйствования, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов, и досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности Государственного бюро расследований или Национального антикоррупционного бюро Украины.

Если в ходе расследования вышеупомянутых уголовных правонарушений, будут установлены уголовные правонарушения, предусмотренные статьями 192, 216, 358, 366, 369 Уголовного кодекса Украины, совершенные лицом, в отношении которого осуществляется досудебное расследование, или другим лицом, если они связаны с уголовными делами, совершенными лицом, в отношении которого осуществляется досудебное расследование, такие правонарушения могут расследоваться детективами органов Бюро экономической безопасности Украины, если досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности Государственного бюро расследований или Национального антикоррупционного бюро Украины.

Абзац первый части пятой статьи 36 излагается в следующей редакции:

«5.Генеральный прокурор, руководитель областной прокуратуры, их первые заместители и заместители своим мотивированным постановлением вправе поручить осуществление досудебного расследования любого уголовного правонарушения другому органу досудебного расследования, в том числе следственному подразделению высшего уровня в пределах одного органа, в случае неэффективного досудебного расследование. Право поручать в случае неэффективного досудебного расследования другому органу досудебного расследования совершение досудебного расследования уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности Бюро экономической безопасности Украины, а также поручать Бюро экономической безопасности Украины расследование уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности других органов досудебного расследования, имеют: , Генеральный прокурор, исполняющий его обязанности, его первый заместитель и заместители. Запрещается поручать совершение досудебного расследования уголовного правонарушения, отнесенного к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины, другому органу досудебного расследования».

Претерпевают изменений и другие нормы УПК.

В частности, статья 218 Кодекса.

Если следователю из заявления, сообщения или других источников стало известно об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать об уголовном правонарушении, расследование которого не отнесено к его компетенции, он обязан в течение пяти дней со дня установления таких обстоятельств в письменном виде уведомить о них прокурора и проводить расследование до тех пор, пока прокурор не определит другую подследственность.

Прокурор рассматривает письменное уведомление следователя в течение десяти дней со дня его получения и при подтверждении приведенных в нем обстоятельств обязан принять постановление об определении подследственности.

Прокурор в случае самостоятельного установления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости определения другой подследственности, в течение десяти дней со дня установления таких обстоятельств обязан принять постановление об определении подследственности.

Изменяется и часть 7 статьи 214 УПК.

Если сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований внесены прокурором, он обязан в течение пяти рабочих дней со дня внесения таких сведений с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в соответствующий орган досудебного расследования и поручить проведение досудебного расследования.


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам