Что нам приготовил 2015 год. Обзор основных законодательных изменений

Prosto традицией уже стало начинать новый год с эпохальных изменений в законодательстве, начиная от социальной сферы и заканчивая налогами. В этом же году, парламентарии, пожалуй, превзошли сами себя, буквально за два дня, 28-29 декабря 2014 года, приняв ряд законов, которым суждено существенно повлиять на жизнь каждого украинца. С основными законодательными изменениями- 2015 знакомит своих читателей Prostopravo.com.ua // 08.01.2015

ЕСВ уменьшат, но не для всех

Как и обещало украинское правительство, размер единого социального взноса постепенно будет уменьшаться.  Соответствующие изменения вносятся законопроектом 1573, который 31 декабря уже был подписан Президентом. Однако снижение это будет постепенным и не для всех. Понижающий коэффициент составит:

  • С 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года включительно – 0,65 ;
  • С 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно –0,52;
  • С 1 января 2017 года –0,4 действующей ставки ЕСВ.

Кроме того, применяться понижающий коэффициент будет только к  доходам, превышающим размер двух минимальных заработных плат и только в части такого превышения.

Предусматриваются и другие изменения в законодательстве об оплате труда,, которые должны способствовать легализации заработной платы и занятости. Так, работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора в письменной форме и сообщения Государственной фискальной службе о приеме на работу.

В случае выявления оформления трудовых отношений без заключения трудового договора, работы на условиях неполного рабочего времени при фактическом выполнении работы полное рабочее время контролирующими органами принимается решение о выплате работнику заработной платы не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности без учета фактически выплаченной заработной платы, о начислении и уплате налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы.

Предусматриваются финансовые санкции для юридических и физических лиц-предпринимателей в виде штрафа в размере от 1 до 30 минимальных заработных плат за допуск работника к работе без оформления трудовых отношений, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса и налогов, нарушение сроков выплаты заработной платы более чем за один месяц, выплаты не в полном объеме, несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда и нарушения других требований трудового законодательства

Очередная попытка легализовать доходы украинских граждан ознаменуется также усилением ответственности за нарушение трудового законодательства, как административной, так и уголовной. Так, грубое нарушение трудового законодательства грозит руководителю предприятия уголовной ответственностью и штрафом от 2 тыс до 5 тыс необлагаемых минимумов доходов граждан ( от 34 тыс. грн. до 85 тыс грн.).

Кроме того, планируется объединить два фонда социального страхования – от несчастного случая и в случае временной потери трудоспособности в один Фонд социального страхования.

Усиление защиты заемщика

Принят в целом законопроект 1610 , которым внесены изменения в Закон Украины  «Про мораторий на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного как обеспечение кредитов в иностранной валюте». Согласно новой редакции жилье, которое является предметом ипотеки, не может быть отчуждено в принудительном порядке, а также в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. При этом, такое жилье должно являться местом постоянного проживания заемщика или имущественного поручителя,  при отсутствии у них другого жилья, а его площадь не должна превышать  140 кв.м для квартиры и 250 кв.м для жилого дома. Не может быть отчужден и объект незавершенного строительства при отсутствии другого жилья в собственности.

Не может быть принудительно или в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса отчуждено и другое имущество заемщика или имущественного поручителя, при недостаточности средств от реализации предмета ипотеки.

Также запрещается переуступка такого долга в пользу третьего лица.

Налоговая реформа

Как и было обещано, количество налогов сократится с 22 до 9. Эти изменения предусмотрены законопроектом 1578. Однако произойдет это не вследствие ликвидации некоторых налогов, а вследствие их перегруппирования и объединения ряда налогов в один.

Общегосударственные налоги:

  1. Налог на прибыль;
  2. Подоходный налог;
  3. НДС;
  4. Акциз;
  5. Экологический налог;
  6. Рентная плата;
  7. Пошлина.

Местные налоги:

  1. Налог на недвижимое имущество;
  2. Единый налог.

Налог на прибыль

Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Украины, объект налогообложения налогом на прибыль будет рассчитываться на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности, на разницы, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат по амортизации необоротных активов, резервов (обеспечений) и финансовых операций. Предприятия, чей доход в течение каледнарного года не превышает 20 млн. грн. смогут рассчитывать налог на прибыль без учета финансовых разниц.

Также отменяются 32 ограничения по учету расходов для налога на прибыль.

Ставка налога по-прежнему будет составлять 18%.

По результатам деятельности в 2015 году штрафные (финансовые) санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль предприятий и полноты его уплаты применяться не будут.

Подоходный налог

Ставки налога будут выглядеть следующим образом:

  • 15% - для доходов до 10 минимальных заработных плат ( в расчете на месяц);
  • 20% - для доходов свыше 10 МЗП (с суммы превышения);

Ставка налога для пассивных доходов (процентов, инвестиционной прибыли, роялти) повышается с 15% до 20%.

5 % составит ставка налога для доходов в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, начисленным резидентами - плательщиками налога на прибыль предприятий (кроме доходов в виде дивидендов по акциям, инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования).

Сохраняется на 2015 год действующее ограничение стандартной налоговой социальной льготы в размере 50 процентов прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

Снижается действующий порог налогообложения пенсий с десяти тысяч гривен в месяц до трех размеров минимальной заработной платы, и облагаться налогом сумма превышения будет по ставке 15%.

НДС

Основным новшеством в налогообложении налогом на добавленную стоимость является внедрение электронной системы администрирования этого налога, с введением переходного периода с 1 февраля 2015 года по 1 июля 2015 года.

С 1 февраля 2015 регистрации в Едином реестре налоговых накладных подлежат все налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным (в том числе которые не предоставляются покупателю, выписанные по операциям по поставке товаров / услуг, освобожденных от налогообложения) независимо от размера налога на добавленную стоимость в одной налоговой накладной и расчета корректировки.

По выбору налогоплательщика, который он отражает в заявлении и подает в составе  налоговой декларации, непогашенные остатки сумм налога на добавленную стоимость, которые были заявлены к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015:

а) или без проведения проверок, предусмотренных статьей 200 Налогового Кодекса, увеличивают размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;

б) или подлежат возврату плательщику в порядке, определенном статьей 200 Кодекса в редакции, действовавшей по состоянию на 31 января 2014 года.

1 июля 2015 зарегистрированным плательщикам налога автоматически увеличивается размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных на сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированного плательщиком к уплате в бюджет и погашенного за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев / 4 квартала.

Такая сумма увеличения ежеквартально подлежит автоматическому перерасчету с учетом показателя среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев / 4 квартала, по состоянию на дату такого перерасчета. Такой перерасчет осуществляется путем вычитания суммы предыдущего увеличения и добавления суммы увеличения согласно с текущим пересчетом.

Суммы ошибочно и / или излишне уплаченных денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 1 июля 2015 автоматически увеличивают сумму налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных. На сумму такого увеличения: уменьшается сумма, задекларированная к уплате в бюджет отчетного периода или увеличивается сумма отрицательного значения, задекларированная в отчетном периоде; ошибочно и / или излишне уплаченные денежные обязательства по налогу на добавленную стоимость считаются погашенными.

Также в переходной период с 1 февраля по 1 июля 2015 года:

  • штрафы за нарушение срока регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки до 10 дней не применяются;
  • налоговые накладные / расчеты корректировки в Едином реестре регистрируются без применения ограничений.

Парламентарии также решили продлить до 31 декабря 2017 включительно действие норм об освобождении от налогообложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины и вывоз в таможенном режиме экспорта зерновых и технических культур за исключением с / х предприятий-производителей.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Налог на недвижимость

Объектом налогообложения этим местным налогом теперь будет не только жилая, но и нежилая (коммерческая) недвижимость. Освобождаются от налогообложения:

  • объекты жилой и нежилой недвижимости, находящихся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного бюджета или местного бюджета и являются неприбыльными (их совместной собственности);
  • объекты жилой и нежилой недвижимости, которые расположены в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенных законом, в том числе их доли;
  • здания детских домов семейного типа;
  • общежития;
  • жилая недвижимость непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная таковой согласно решению сельского, поселкового, городского совета;
  • объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, признанным таковыми в соответствии с законом, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (родителями), но не более одного такого объекта на ребенка;
  • объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющими свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;
  • здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
  • здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
  • объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.

Ставки налога  будут устанавливать местные органы самоуправления. При этом размер ставки налога не может превышать 2% минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года за 1кв.м общей площади.

База налогообложения объектов жилой недвижимости, которые находятся в собственности физических лиц, уменьшается:

  • для квартир – на 60 кв.м;
  • для жилых домов – на 120 кв.м;
  • для разных объектов, находящихся в собственности одного физического лица – на 180 кв.м общей площади.

Транспортный налог

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе и нерезиденты, имеющие в Украине зарегистрированный легковой автомобиль, который использовался до 5 лет, с объемом бензинового двигателя свыше 3000 куб.см или дизельного двигателя – свыше 2500 куб.см.

Ставка налога составит 25 000 грн. в год за каждый автомобиль.

Упрощенная система налогообложения или единый налог

Количество групп плательщиков единого налога будет сокращено с шести  до четырех. Причем, к четвертой группе плательщиков единого налога будут относиться  сельскохозяйственные товаропроизводители, в результате чего отменяется фиксированный сельскохозяйственный налог.

Ставки налога для 1,2 группы устанавливаются в процентном отношении от минимальной заработной платы , для 3 группы – 2% от дохода в случае уплаты НДС и 4% - без уплаты НДС.

Плательщики единого налога 3-6 групп, которые пребывали на учете в налоговой по состоянию на 1 января 2015 года, будут автоматически отнесены к третьей группе.

Кроме того, плательщики единого налога третьей группы – с 1 июля 2015 года, а плательщики единого налога второй группы – с 1 января 2016 года должны будут использовать регистраторы расчетных операций (РР0).

 


Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Забавное видео




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам