Депутаты планируют изменения в принудительном исполнении судебных решений 26.06.2020

В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно принудительного исполнения судебных решений и решений других органов» №3609. Законопроект имеет целью усовершенствование процесса принудительного исполнения решений, а также внедрение противодействия злоупотреблениям сторонами своими процессуальными правами в исполнительном производстве. // 26.06.2020

Для повышения эффективности деятельности частных исполнителей положения проекта Закона предусматривают ряд изменений в Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», которые направлены на:

  • введение начальной подготовки частного исполнителя (прохождение обучения и стажировки лица, которое намеревается осуществлять деятельность частного исполнителя, после сдачи квалификационного экзамена (статья 21-1);
  • сокращение с шести месяцев до трех срока, по истечении которого лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, имеет право сдать его повторно (часть седьмая статьи 21 Закона);
  • предоставление возможности осуществления частными исполнителями своей деятельности в форме бюро или объединения (статья 27);
  • введение единого подхода к взысканию исполнительного сбора и основного вознаграждения частного исполнителя (предлагается урегулировать вопрос взыскания исполнительного сбора и основного вознаграждения частного исполнителя в статье 27 Закона Украины «Про исполнительное производство», в частности, определить перечень случаев, когда основное вознаграждение частного исполнителя не взимается, урегулировать вопрос взыскания основного вознаграждения частного исполнителя и исполнительного сбора при повторном предъявлении исполнительного документа к исполнению, установить порядок исполнения постановления о взыскании основного вознаграждения частного исполнителя в случае окончания исполнительного производства или возвращения исполнительного документа взыскателю)
  • нормирование и усовершенствование порядков осуществления проверок деятельности частного исполнителя и привлечение его к дисциплинарной ответственности (статьи 34, 38-43)
  • определение порядка восстановления деятельности частного исполнителя. Сейчас такой вопрос вообще не урегулирован (статья 45-1);
  • определение порядка выполнения нескольких решений о взыскании средств с одного должника различными исполнителями (статья 30 Закона Украины «Про исполнительное производство»).

Для введения противодействия злоупотреблениям сторонами своими процессуальными правами в исполнительном производстве, проектом Закона совершенствуются положения процессуальных кодексов (ГПК, ХПК, КАС) и предусматривается обязанность суда применять встречное обеспечение в случае принятия судебного решения об обеспечении иска путем приостановления взыскания на основании исполнительного документа или приостановления совершения исполнительных действий исполнителем.

Кроме того, изменениями в Уголовный кодекс Украины вводится уголовная ответственность за вмешательство в деятельность государственных и частных исполнителей, угрозу или насилие в отношении государственного или частного исполнителя, умышленное уничтожение или повреждение имущества государственного или частного исполнителя, а также посягательство на их жизнь. Введение такой ответственности будет способствовать не только противодействию злоупотреблению сторонами своими процессуальными правами, но и мотивации исполнителей, их защиты и беспристрастному выполнению решений (статьи 343, 345, 347, 348 УК).

Для определения единого подхода для начисления задолженности по алиментам плательщика алиментов, который является физическим лицом - предпринимателем и находится на упрощенной системе налогообложения, или физического лица, которое проводит независимую профессиональную деятельность, проектом Закона предлагаются изменения в статью 195 Семейного кодекса Украины. Такие изменения позволят избежать злоупотреблений путем сокрытия дохода и ненадлежащего уплаты алиментов должниками указанной категории.

Кроме того, проектом Закона совершенствуется существующий порядок применения к должникам временного ограничения в праве выезда за пределы Украины. Предлагается дополнить ЗУ «Про исполнительное производство» статьей 36-1, которой будет предусматриваться ограничение должника в праве выезда за пределы Украины по постановлению исполнителя.

Для диджитализации процесса принудительного исполнения решений и сокращения сроков совершения исполнительных действий проектом Закона предлагается распространение автоматизированного ареста средств должника не только на исполнительные производства о взыскании алиментов, но и по всем категориям решений, что будет способствовать фактическому выполнению решений (статья 8 Закона Украины «Про исполнительное производство») . Кроме того, изменения в статью 8 Закона Украины «Про ИП» предусматривают совершенствование взаимодействия органов государственной исполнительной службы, частных исполнителей с государственными органами, банками и другими финансовыми учреждениями через автоматизированную систему исполнительного производства.

Для совершенствования порядка реализации арестованного имущества, изменениями в статью 61 Закона Украины «О ВП» определяется минимальная цена продажи арестованного имущества, конфискованного по решению суда. Нереализованное имущество, конфискованное по решению суда, будет выставляться на повторные электронные торги по цене, меньшей, чем сумма общегосударственных налогов и сборов, которые согласно Налоговому кодексу Украины подлежат уплате при операциях по реализации такого имущества.

Кроме того, в проекте Закона предлагается совершенствование законодательства по результатам мониторинга эффективности реализации Закона Украины «Про ИП» и Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Так, положения проекту Закона предусматривают:

  • устранение коллизии норм ЗУ «Про ИП» и процессуальных кодексов, а также установление единой процедуры обжалования действий исполнителей, в частности, определение круга субъектов, сроков обжалования действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя при исполнении судебного решения (статьи 339, 341 ХПК, статьи 447, 449 ГПК, статья 287 КАС)
  • совершенствование порядка исполнения решений обязательственного характера и определения четкой процедуры исполнения решений об истребовании имущества, передачи имущества взыскателю. Так, изменениями предусматривается право взыскателя повторно обратиться к исполнителю с заявлением о возобновлении исполнительного производства в случае, если после фактического исполнения решения должник совершил действия, в результате которых решение не может считаться выполненным. Также проектом Закона определяется срок совершения исполнителем исполнительных действий в случае невыполнения должником без уважительных причин решения, которое не может быть выполнено без участия должника;
  • совершенствование Единого реестра должников, в частности, о внесении в реестр должников по решениям обязательственного характера, определение порядка исключения должников из реестра в случае, если исполнительный документ находится на исполнении повторно (статья 9 Закона Украины «Про ИП»)
  • уточняющие изменения в Законы Украины «О нотариате», «Об ипотеке», «О судебном сборе».

Так, положения статей 89, 91 Закона Украины «О нотариате» предлагается согласовать с нормами Закона Украины «Об исполнительном производстве» относительно требований к исполнительной надписи нотариуса и сроков его предъявления к принудительному исполнению.

С целью обеспечения реализации ипотекодержателем права на удовлетворение определенных договором требований предложенными изменениями в статью 37 Закона Украины «Об ипотеке» предусмотрено, что в случае, если размер основного обязательства превышает стоимость предмета ипотеки, определенную субъектом оценочной деятельности, ипотекодержатель имеет право обратиться в суд о взыскании разницы между стоимостью предмета ипотеки и размером обеспеченных требований. Изменениями в статью 43 этого Закона совершенствуется подготовка к проведению публичных торгов и предполагается публикация сообщений о торгах на собственном вебсайте организатора электронных торгов;

  • уточнение перечня оснований для окончания исполнительного производства в связи с изменениями в Закон Украины «Об исполнительном производстве» (статья 39 Закона Украины «Об ИП»)
  • введение дополнительных мер принудительного исполнения решений об установлении свидания с ребенком, решения об устранении препятствий в свидании с ребенком. Проектом Закона предусмотрено, что после установки исполнителем факта повторного неисполнения решения должником государственный исполнитель выносит постановление об установлении временного ограничения должника в праве выезда за пределы Украины и при каждом неисполнении должником решения государственный исполнитель будет выносить постановление о наложении на должника штрафа в двойном размере (статья 64-1 ЗУ «Про ИП»).

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com