про твої права

Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления

В соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» госслужащие должны заполнять электронную декларацию на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАЗК).

Путеводитель по статье

  1. Кто должен подавать декларацию?
  2. В каких случаях подается декларация?
  3. Информация, которая отмечается в декларации
  4. Доступ к декларациям
  5. Представление деклараций в 2020 году
  6. Э-декларирование в 2023 году
Видео путеводитель
Нотаріат в Україні: порядок та правила вчинення нотаріальних дій

Нотаріат в Україні: порядок та правила вчинення нотаріальних дій

Кто должен подавать декларацию?

1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:

  • а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министр Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти , которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор, Председатель Национального банка Украины, его первый заместитель и заместитель, член Совета Национального банка Украины, Председатель и другие члены Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Уполномоченный по защите государственного языка, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;
  • б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские головы;
  • в) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;
  • г) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы, курсантов высших военных учебных заведений, курсантов высших учебных заведений, имеющих в своем составе военные институты, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки;
  • г) судьи, судьи Конституционного Суда Украины, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшего совета правосудия, должностные лица секретариата Высшего совета правосудия, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, должностные лица государственной судебной администрации Украины, присяжные (во время выполнения ими обязанностей в суде)
  • д) лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины;
  • е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную таможенную политику;
  • е) Председатель, заместитель Председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;
  • ж) члены Центральной избирательной комиссии;
  • с) полицейские;
  • а) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым;
  • и) члены государственных коллегиальных органов;
  • и) Руководитель Офиса Президента Украины, его Первый заместитель и заместитель, а также лица, занимающие должности патронажной службы, определенные Законом Украины "О государственной службе", кроме лиц, выполняющих свои обязанности на общественных началах, помощники судей;

2) лица, которые приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления:

  • а) должностные лица юридических лиц публичного права, лица, входящие в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия или государственной организации, имеющей целью получение прибыли, хозяйственного общества, в уставном капитале которого более 50 процентов акций (долей) принадлежит государству;
  • б) представители общественных объединений, научных учреждений, учебных заведений, экспертов соответствующей квалификации, другие лица, входящие в состав конкурсных и дисциплинарных комиссий, образованных в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления "других законов (кроме иностранцев-нерезидентов, которые входят в состав таких комиссий), Общественного совета добродетели, образованной в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».

В каких случаях подается декларация?

  1. Ежегодно, до 1 апреля подается декларация, за прошлый год по форме, что определяется Национальным агентством.
  2. Лица, которые прекращают деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, подают декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за период, охваченный ранее поданным декларациям.
  3. Лицо, претендующее на занятие соответствующей должности подает декларацию до избрания или назначения на должность.

В течение семи дней после подачи декларации субъект декларирования имеет право подать исправленную декларацию, но не более трех раз.

В случае существенного изменения в имущественном состоянии субъекта декларирования, а именно получения дохода, приобретение имущества или осуществления расхода на сумму, превышающую 50 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года, указанный субъект в десятидневный срок с момента получение дохода, приобретения имущества или осуществления расхода обязан сообщить об этом в Национальное агентство. Указанная информация вносится в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и обнародуется на официальном веб-сайте Национального агентства.

Информация, которая отмечается в декларации

В декларации указываются такие сведения:

1) фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, серия и номер паспорта гражданина Украины, уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре субъекта декларирования и членов его семьи , зарегистрированное место их проживания, а также место фактического проживания или почтовый адрес, по которому субъекту декларирования Национальным агентством может быть отправлена корреспонденция, место работы (прохождения службы) или место будущей работы (прохождения службы), занимаемая должность или должность, на которую он претендует, и категория должности (если таковая имеется) субъекта декларирования, в том числе принадлежность к должностным лицам, которые занимают ответственное и особо ответственное положение, субъектов декларирования, которые занимают должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков, а также принадлежность к национальным публичным деятелямй в соответствии с Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ".

Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава, младшего и старшего офицерского состава не указывают сведения о месте работы (прохождения службы) или место будущей работы (прохождения службы), занимаемой должности;

2) объекты недвижимости, принадлежащие субъекту декларирования и членам его семьи на праве частной собственности, включая совместную собственность или находятся у них в аренде или на ином праве пользования, независимо от формы заключения сделки, в результате которого приобретено такое право.

2-1) объекты незавершенного строительства, объекты, не принятые в эксплуатацию или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке, которые:

  • а) принадлежат субъекту декларирования или членам его семьи на праве собственности в соответствии с Гражданским кодексом Украины;
  • б) расположенные на земельных участках, принадлежащих субъекту декларирования или членам его семьи на праве частной собственности, включая совместную собственность или переданы им в аренду или на ином праве пользования, независимо от правовых оснований приобретения такого права;
  • в) полностью или частично построены из материалов или за счет субъекта декларирования или членов его семьи.

3) ценном движимом имуществе, стоимость которого превышает 100 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года, которое принадлежит субъекту декларирования или членам его семьи на праве частной собственности, в том числе совместной собственности, или находится в их владении или пользовании независимо от формы сделки, в результате которого приобретено такое право.

4) ценные бумаги, в том числе акции, облигации, чеки, сертификаты, векселя, принадлежащие субъекту декларирования или членам его семьи, с отражением сведений относительно вида ценной бумаги, его эмитента, даты вступления ценных бумаг в собственность, количества и номинальной стоимости ценных бумаг.

5) другие корпоративные права, принадлежащие субъекту декларирования или членам его семьи, с указанием наименования каждого субъекта хозяйствования, его организационно-правовой формы, кода Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, доли в уставном капитале общества, предприятия, организации в денежном и процентном выражении;

5-1) юридические лица, трасты или другие подобные правовые образования, конечным бенефициарным владельцем (контроллером) которых субъект декларирования или члены его семьи.

6) нематериальные активы, принадлежащие субъекту декларирования или членам его семьи, в том числе объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть оценены в денежном эквиваленте, криптовалюта. В сведения о нематериальных активов включаются данные о виде и характеристики таких активов, стоимость активов на момент возникновения права собственности, а также о дате возникновения права на них;

7) полученные доходы субъекта декларирования или членов его семьи, в том числе доходы в виде заработной платы (денежного обеспечения), полученные как по основному месту работы, так и по совместительству, гонорары, дивиденды, проценты, роялти, страховые выплаты , благотворительная помощь, пенсия, доходы от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав, подарки и прочие доходы.

Сведения о подарке указываются только в случае, если его стоимость превышает пять прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года, а для подарков в виде денежных средств - если размер таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, превышает пять прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года;

8) имеющиеся у субъекта декларирования или членов его семьи денежные активы, в том числе наличные средства, средства, размещенные на банковских счетах или хранящиеся в банке, вклады в кредитных союзах и других небанковских финансовых учреждениях, средства, одолженные третьим лицам , а также активы в драгоценных (банковских) металлах. Сведения о денежных активах включают данные о виде, размере и валюте актива, а также наименование и код Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины учреждения, в котором открыты соответствующие счета или в которой сделаны соответствующие взносы. Не подлежат декларированию наличные денежные активы (в том числе наличные средства, средства, размещенные на банковских счетах, вклады в кредитные союзы и других небанковских финансовых учреждениях, средства, одолженные третьим лицам) и активы в драгоценных (банковских) металлах, совокупная стоимость которых не превышает 50 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года;

8-1) банковские и другие финансовые учреждения, в том числе за рубежом, в которых у субъекта декларирования или членов его семьи открытые счета (независимо от типа счета, а также счета, открытые третьими лицами на имя субъектов декларирования или членов его семьи) или хранятся средства, другое имущество. Такие сведения включают данные о типе и номере счета, данные о банковском или другом финансовом учреждении, лицах, имеющих право распоряжаться таким счетом или имеющим доступ к индивидуальному банковскому сейфу, лицах, открывших счет на имя субъекта декларирования или членов его семьи;

9) финансовые обязательства субъекта декларирования или членов его семьи, в том числе полученные кредиты, займы, обязательства по договорам лизинга, размер уплаченных средств в счет основной суммы займа (кредита) и процентов по займу (кредиту) , остаток займа (кредита) по состоянию на конец отчетного периода, обязательства по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Сведения о финансовых обязательствах указываются только в случае, если размер обязательства превышает 50 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года.

10) расходы, а также любые другие сделки, совершенные в отчетном периоде, на основании которых у субъекта декларирования возникает или прекращается право собственности, владения или пользования, в том числе совместной собственности, на недвижимое или движимое имущество, нематериальные и другие активы, а также возникают финансовые обязательства.

11) должность или работа, выполняемая по совместительству: данные о занимаемой должности или работе (оплачиваемой или нет), что выполняется по договору (контракту), наименование юридического или физического лица, у которого (которых) лицо работает или работал по совместительству с указанием кода Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, или фамилия, имя, отчество физического лица с указанием его регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;

12) вхождение субъекта декларирования в руководящие, ревизионные или надзорные органы общественных объединений, благотворительных организаций, саморегулируемых или самоуправляющихся профессиональных объединений, членство в таких объединениях (организациях) с указанием названия соответствующих объединений (организаций) и их кода Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.

Доступ к декларациям

Представленные декларации включаются в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, что формируется и ведется Национальным агентством.

Национальное агентство обеспечивает открыт круглосуточный доступ в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, на официальном веб-сайте Национального агентства.

Доступ в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, на официальном веб-сайте Национального агентства предоставляется путем возможности просмотра, копирования и распечатки информации, а также в виде набора данных (электронного документа), организованного в формате, что позволяет его автоматизированную обработку электронными средствами с целью повторного использования.

Указанные в декларации сведения о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта гражданина Украины, места жительства, даты рождения физических лиц, в отношении которых указывается информация в декларации, местонахождение объектов, которые приводятся в декларации (кроме области, района, населенного пункта, где находится объект), являются информацией с ограниченным доступом и не подлежат отражению в открытом доступе.

Информация о личности в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, сохраняется на протяжении всего времени выполнения этим лицом функций государства или местного самоуправления, а также в течение пяти лет после прекращения выполнения им указанных функций, кроме последней декларации, поданной лицом, что сохраняется бессрочно.

Поиск в Едином государственном реестре деклараций доступен по ссылке: https://public.nazk.gov.ua/

Искать можно по ФИО должностного лица, а также по таким критериям, как:

  1. Тип декларации (ежегодная, перед увольнением, после увольнения, кандидата на должность)
  2. Год;
  3. Тип документа (декларация, исправленная ​​декларация, сообщение о существенных изменениях в имущественном состоянии)
  4. Тип должности (государственная служба, местное самоуправление, должностное лицо юридического лица публичного права);
  5. Категория должности
  6. Период публикации
  7. Высокий риск
  8. Ответственное положение.

Результат поиска будет на экране:

Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления image:1

Посмотреть декларацию должностного лица можно в формате PDF и HTML, нажав на соответствующую иконку.

Представление деклараций в 2020 году

17 марта вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)».

Среди прочего, внесены изменения в Закон Украины «О предотвращении коррупции», согласно которым в 2020 году продлен до 1 июня срок подачи ежегодных деклараций и деклараций после увольнения.

Кроме того, субъекты декларирования, которые в период до 1 июня 2020 не имели возможности подать декларацию перед увольнением или сообщение о существенных изменениях в имущественном состоянии в связи с установлением на территории их проживания карантинно-ограничительных мероприятий, освобождаются от ответственности за несвоевременное представление такой декларации или сообщение в указанный период.

Э-декларирование в 2023 году

Верховная рада в начале полномасштабной войны приостановила процесс обязательного декларирования имущества чиновниками, позволив предоставить данные о своем состоянии в течение 3 месяцев после отмены военного положения. При этом НАПК оставило возможность для добровольной подачи декларации, которой мало кто воспользовался.

В то же время Украина обязалась возобновить е-декларирование в соответствии с Меморандумом, подписанным с МВФ. О поддержке немедленного возобновления декларирования неоднократно заявляли представители G7, GRECO, Всемирного банка, Еврокомиссии и других международных институтов.

В сентябре, после обретения Украиной статуса кандидата в члены ЕС, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №8071 «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью выполнения требований Европейской комиссии по приобретению Украиной статуса члена Европейского союза» по возобновлению обязательного декларирования.

Национальное агентство по предотвращению коррупции призвало его принять.

Позже Министерство юстиции разработало еще один законопроект: «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упрощении порядка представления деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, в условиях военного положения». Относительно него в НАПК есть ряд существенных замечаний.

По мнению НАПК, «кроме положений, направленных на восстановление долга декларирования и полномочий по проверке деклараций, в законопроекте заложены изменения, обусловливающие правовую неопределенность и серьезные коррупционные риски».

А именно, документ предусматривает возможность декларанта не указывать в декларации сведения об одном объекте на территории Украины и сведения об адресе и идентифицирующие характеристики одного объекта за пределами страны, которые являются местом фактического его проживания или членов его семьи. Это создает возможность для неблагополучных декларантов скрыть незаконно приобретенные объекты недвижимости или находящиеся в их пользовании.

С целью упрощения порядка декларирования Законопроект предлагает исключить обязанность субъекта декларирования указывать в декларации сведения о номерах счетов, на которых по состоянию на последний день отчетного периода отсутствуют средства. По мнению Национального агентства, такие изменения не будут способствовать обеспечению прозрачности состояния должностных лиц, а позволять субъекту декларирования иметь значительное движение средств в течение отчетного периода, а перед последним днем отчетного периода снять их и избежать декларирования соответствующего счета. В свою очередь НАПК предлагает отказаться от требования декларирования счетов и указывать в декларации только наименование банка, в котором они открыты.

Кроме того, законопроектом предусматривается необходимость декларировать объекты, которые находились во владении/пользовании декларанта только при совокупности ряда условий, что, по мнению НАПК, будет порождать коррупционные риски из-за формального недекларирования имущества, фактически находящегося в пользовании субъекта декларирования. Кроме того, это приведет к правовой неопределенности, несогласованности предложенных изменений с действующими нормами. В результате предложенные изменения не упростят процесс декларирования, а усложнят его, в частности, возложат на субъекта декларирования дополнительное бремя – определение рыночной стоимости пользования имуществом.

Законопроект также предлагает лишить НАПК полномочий предоставлять разъяснения по вопросам применения актов законодательства по вопросам нравственного поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов (за некоторыми исключениями), защиты обличителей, что делалось с целью обеспечения правильного понимания законодательных предписаний, одинакового их применения и предотвращения совершения коррупционных. Такая инициатива Минюста, очевидно, приведет к разным подходам к пониманию, толкованию и применению антикоррупционных механизмов.

Пока обязанность декларирования не будет возобновлена на законодательном уровне, декларирование состояния государственными служащими будет оставаться добровольным.

Читайте также:

Все статьи раздела

Нуждаетесь в юридической помощи?