ЕСПЧ принял временные (обеспечительные) меры против РФ за нарушение прав человека в Украине 16.03.2022

Временные (обеспечительные) меры – это процедура Европейского суда по правам человека, введенная в 2005 году и усовершенствованная в 2012 и 2013 годах (правило 39 Регламента Суда). Ее целью является немедленная остановка нарушений по требованию Суда. // 16.03.2022

Суть процедуры состоит в том, что Суд по просьбе одной из сторон или другого заинтересованного лица или по собственной инициативе может применить любую временную (обеспечительную) меру, которая, по его мнению, должна быть принята в интересах сторон или надлежащего проведения рассмотрения дела.

Временные меры срочны и в соответствии с установленной практикой Суда применяются только в случаях неизбежного риска причинения непоправимого вреда. Эти меры могут быть введены на период до момента принятия решения по существу дела или отменены ранее соответствующим решением Суда. Каждый запрос о принятии временных мер рассматривается индивидуально и в приоритетном порядке.

28 февраля 2022 года Европейский суд по правам человека получил запрос Правительству Украины проинформировать Правительство Российской Федерации о срочных временных (обеспечительных) мерах, согласно правилу 39 Регламента Суда, в связи с «массовыми нарушениями прав человека, совершаемыми российскими войсками в ходе военной агрессии против суверенной территории государства Украины».

Запрос был зарегистрирован по заявлению № 11055/22 «Украина против России (X)» и рассмотрен Председателем Суда 1 марта 2022 года.

Учитывая свою предыдущую практику применения временных мер по делам «Украина и Нидерланды против России» (№ 8019/16, 43800/14 и 28525/20), «Грузия против России (II)» (№ 38263/08), «Украина против России » (№ 20958/14), «Армения против Азербайджана» (№ 42521/20), «Армения против Турции» (№ 43517/20), Суд решил в интересах сторон и надлежащего рассмотрения дела приказать Правительству России воздерживаться от военных нападений на гражданское население и гражданские объекты, в том числе жилые помещения, транспортные средства скорой помощи и другие гражданские объекты, находящиеся под специальной охраной, в том числе школы и больницы, а также немедленно обеспечить безопасность учреждений медицинской помощи, их личного состава и автомобилей скорой помощи на территории, подвергающейся нападению или осаде российских войск.

Суд принял во внимание текущие военные действия, которые начались 24 февраля 2022 в разных частях Украины, и считает, что это создает реальный и постоянный риск серьезных нарушений прав гражданского населения по Европейской конвенции по правам человека и основополагающих свобод, в частности по статьям 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток и бесчеловечной или унижающей достоинство обращения или наказания) и 8 (право на уважение к частной и семейной жизни).

Правительству РФ было направлено требование как можно скорее уведомить Суд о мерах, предпринятых для обеспечения полного соблюдения Конвенции.

Суд также решил немедленно сообщить об указанных мерах по обеспечению иска Комитет министров Совета Европы.

Следует обратить внимание на то, что временные (обеспечительные) меры по этому делу применены только к РФ, в отличие от существующих временных мер, введенных 13 марта 2014 г. по делам «Украина и Нидерланды против России» (№ 8019/16, 43800/14 и 28525/20), согласно которым правительства РФ и Украины должны выполнять свои обязательства по Конвенции. Это означает, что Украина предоставила достаточные доказательства очевидных нарушений прав человека со стороны РФ на территории Украины.

Объектами защиты определены гражданское население и гражданские объекты с отдельными примерами объектов, которые находятся под особой охраной норм международного гуманитарного права. В целом, к объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, относятся медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, гражданские объекты, культурные ценности, особо опасные объекты, объекты гражданской обороны, санитарные зоны (местности), не обороняющиеся местности, демилитаризованные зоны.

Принятое решение Суда является обязательным для России как стороны Конвенции. Невыполнение этого решения и конкретных обязательств, указанных в нем, является дополнительным основанием для ответственности в рамках рассмотрения дела «Украина против России (X)», по сути, в будущем судебном процессе.

Несмотря на то, что 25 февраля 2022 г. право на представительство РФ в уставных органах Совета Европы (Комитете министров и Парламентской ассамблее) было приостановлено в соответствии со статьей 8 Устава в связи с серьезным нарушением Россией своих обязательств по статье 3 Устава Совета Европы , это не означает, что РФ освобождена от своих обязательств по Конвенции. Юрисдикция Суда до сих пор распространяется на РФ как сторону Конвенции. Даже в случае выхода РФ из Конвенции, возможно только одновременно с выходом из членства Совета Европы, все обязательства и решения, которые были приняты к такому выходу, должны быть выполнены.

По нормам Устава Совета Европы, санкции за ненадлежащее исполнение обязательств государством-членом на первом этапе могут принимать форму отказа от подтверждения полномочий национальной делегации в Парламентской ассамблее и Комитете Министров. На втором этапе, если продолжаются серьезные нарушения, Комитет министров может предложить государству (в соответствии со статьей 7 Устава) выйти из состава Совета Европы добровольно. В случае если государство не выполняет такую ​​рекомендацию, Комитет министров может принять решение о прекращении его членства в Совете Европы, начиная с даты, которую может определить Комитет министров.

Следовательно, процедура принудительного исключения из состава Совета Европы не происходит сиюминутно. В соответствии с положениями Устава Совета Европы и Правилами процедуры ПАСЕ в полномочия Парламентской ассамблеи Совета Европы предусматривается предварительное согласие на приостановление членства или исключения из состава Совета Европы государства, которое нарушает положения Устава Совета Европы. После этого Комитет Министров принимает соответствующее решение.

За более чем 70-летнюю историю Совета Европы ни одно из государств не было принудительно исключено из его состава на основании статьи 8 Устава.

В любом случае, мы являемся свидетелями беспрецедентно масштабного нарушения международных обязательств со времен создания Совета Европы. Такое нарушение не может не привести к международной изоляции и применению всех возможных политико-правовых механизмов реагирования, известных современному миру.

Отсутствуют предпосылки ожидать от РФ надлежащего исполнения решения Суда о временных мерах от 1 марта 2022 г., поскольку международно-правовой порядок после Второй мировой войны строился, в частности, на принципе добровольного исполнения обязательств. Однако для будущего рассмотрения дела «Украина против России (X)», по сути, это процедурное решение имеет важное значение.


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Hotline Finance

Зелена карта для виїзду за кордон

Ціна нижча, ніж при покупці страховки на кордоні

Без візитів до страхових агентів

Готова страховка з доставкою на email

Безпечне оформлення і оплата онлайн

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам