Институт частных исполнителей оказался под угрозой из-за современной фискальной политики 13.12.2019

Про налоговую нагрузку на предпринимателей в Украине ходят легенды. Однако сейчас не только малый и средний бизнес испытывают чрезмерное налоговое давление - платить налоги и сборы должны также субъекты независимой профессиональной деятельности. // 13.12.2019

Требования к самозанятым

К таким субъектам с 2017 года законодательно отнесены и частные исполнители. При этом они выполняют делегированные государством функции, но почему-то их доходы продолжают облагать наравне с бизнесом. Почему государство до сих пор не создало условий для качественной работы уполномоченных лиц, работающих на публичный интерес?

Для того чтобы разобраться в системе налогообложения частных исполнителей в Украине, необходимо сначала определить, что же является объектом налогообложения и почему налоговая политика не учитывает особенностей деятельности частных исполнителей.

Согласно чч.1, 2 ст.16 закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» от 2.06.2016 №1403-VIII частный исполнитель является субъектом независимой профессиональной деятельности. В то же время в понимании пп.14.1.226 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса частный исполнитель является самозанятым лицом - плательщиком налога, который осуществляет независимую профессиональную деятельность, не является работником в рамках такой деятельности и использует наемный труд не более 4 физических лиц. Таким образом, в законодательстве предусмотрен двойной статус частных исполнителей и закреплен максимальный размер помощников.

Согласно пп.178.1, 178.2 ст.178 НК лица, которые намерены осуществлять независимую профессиональную деятельность, обязаны стать на учет в контролирующих органах по месту своего постоянного проживания как самозанятые лица и получить справку о постановке на учет. Доходы частного исполнителя, полученные в течение календарного года от осуществления независимой профессиональной деятельности, облагаются налогом на доходы. Частные исполнители платят единый социальный взнос и военный сбор.

По состоянию на октябрь 2019 ставка налога на доходы составляет 18% от базы налогообложения, ЕСВ - 22, а военного сбора - 1,5%.

Деятельность в интересах государства

Налог, взнос и сбор по такой же ставке платят субъекты предпринимательства, целью коммерческой деятельности которых является получение прибыли в результате производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и тому подобное. Предпринимательская деятельность функционирует в сфере частных интересов, никоим образом не связана с выполнением функций и задач государства.

Зато деятельность частного исполнителя имеет совершенно иную правовую природу. Согласно ст.1291 Конституции государство обеспечивает выполнение судебного решения в установленном законом порядке. Частным исполнителем является лицо, наделенное государством полномочиями выполнять решения национальных судов и решений других органов. При этом любое лицо может реализовывать делегированные полномочия. Государством в лице Министерства юстиции проводится отбор кандидатов по аналогии с должностями государственной службы. Это означает, что, в отличие от субъектов предпринимательской деятельности, которыми являются зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели и юридические лица, профессия частного исполнителя имеет ограниченный доступ. Такой порядок обусловлен высокой степенью ответственности за надлежащее выполнение тех задач, которые ставятся государством, и реализацией властных полномочий.

Содержанием деятельности частного исполнителя является совершение исполнительных действий во исполнение решений, принятых, в частности, органами судебной власти. Исполнение судебных решений характеризуется наличием публичного интереса - важных для значительного количества физ- и юрлиц нужд. Такую деятельность контролирует Минюст, ее регулируют законы и инструкции, а за свой труд исполнитель получает основное вознаграждение не по договоренности, а в размере, установленном Правительством. Дополнительное вознаграждение не является обязательным в каждом исполнительном производстве, а устанавливается частном исполнителю по договоренности с кредитором.

Институт частных исполнителей был введена с целью обеспечения как интересов государства, так и интересов общества в целом. Ведь положительные показатели выполнимости решений национальных судов свидетельствуют, что государство является правовым, определяют степень доверия украинского общества и международного сообщества к государству, обеспечивают состояние защищенности прав, свобод и интересов человека, когда за нарушение наступает ответственность, в том числе материальная.

Частный исполнитель не предоставляет коммерческую услугу по выполнению судебного решения, он обеспечивает выполнение конкретной функции государства, по сути - в особом порядке. Особенностями деятельности частных исполнителей в этом контексте являються определенной степени свобода от бюрократической системы органов государственной исполнительной службы, чрезмерной и бессистемной нагрузки, «постсоветских» условий работы, недостаточности времени, сил и желания эффективно работать. Благодаря этой свободе частные исполнители востребованы и результативны.

Проблема заключается в том, что современная фискальная политика ставит под угрозу существование института частных исполнителей. Налоговая нагрузка на них является необоснованной и не учитывает существенных различий деятельности частных исполнителей от деятельности субъектов предпринимательства. Как следствие, налоговое давление на частных исполнителей держится на одном уровне с бизнесом.

Нелогично и нецелесообразно применять общий режим налогообложения доходов частных исполнителей, целью которых является, в частности, обеспечение исполнения государственной функции и удовлетворения публичного интереса.

База налогообложения

Кроме того, актуальны проблемы по определению базы налогообложения. Ведь ПК и законодательство, регулирующее деятельность частных исполнителей, по-разному определяют, что является их доходом.

Согласно п.167.1 ст.167 НК облагаются доходы, в том числе, но не исключительно в форме: заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам. Единый взнос устанавливается в размере 22% от суммы дохода (прибыли), полученного лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц (ч.5 ст.8 закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование »от 8.07.2010 №2464-VI).

Согласно пп.162.1.1 п.162.1 ст.162 и пп.1.1, 1.3 п.161 подраздела10 розд.ХХ ПК плательщиком военного сбора является физическое лицо - резидент, получающий как доходы из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы. Ставка сбора составляет 1,5% от общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода.

Как отметила Государственная фискальная служба в индивидуальной налоговой консультации от 7.02.2018 №509 / А / 99-99-13-01-02-14 / ИПК, облагаемым доходом физлица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профдеятельности (п.178.3 ст.178 НК).

Частные исполнители в соответствии с п.178.6 ст.178 НК обязаны вести книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы. Все средства, поступающие на текущие счета частного исполнителя в пределах осуществления независимой профдеятельности, включаются в доход такого частного исполнителя и отражаются в книге. При этом сумму средств, которая фактически использована для обеспечения исполнительного производства, может быть включена в расходы такого частного исполнителя при условии их документального подтверждения и отражена в книге.

По логике фискального органа, к суммам доходов частных исполнителей зачисляются не только вознаграждение за совершение исполнительных действий, но и авансовые взносы взыскателей и взысканные в их пользу средства. При этом в соответствии с законодательством авансовые взносы, в том числе дополнительное авансирование, и взысканные с должника суммы являются средствами исполнительного производства, за счет которых осуществляются расходы исполнительного производства (чч.1, 2 ст.42, ч.1 ст.43 закона «О исполнительном производстве » от 2.06.2016 №404-VIII). То есть указанные средства не поступают на личный счет физлица, которое работает частным исполнителем, как вознаграждение за работу, не является его доходами, не могут использоваться таким лицом для удовлетворения личных потребностей.

Согласно чч.2, 3 ст.44 закона №1404-VIII депозитные суммы и взысканные с должников средства в национальной и иностранной валюте, средства исполнительного производства не является доходом частного исполнителя. Доходом является основной и дополнительное вознаграждение частного исполнителя.

Расходы исполнительного производства

Облагаемым доходом в соответствии с НК считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профдеятельности. Несмотря на однозначную норму закона №1404-VIII, средства исполнительного производства, поступающие на специальные банковские счета, облагаются налогом на общих основаниях как доходы частного исполнителя, если расходы исполнительного производства документально не подтверждаются.

Перечень видов и размеров расходов исполнительного производства утвержден приказом Минюста «Об установлении видов и размеров расходов исполнительного производства» от 29.09.2016 №2830 / 5. Среди них:

  • расходы на изготовление и пересылку документов исполнительного производства (бумага; копирование, печать документов; канцтовары; конверты; знаки почтовой оплаты (марки), услуги почтовой связи);
  • услуги лиц, привлеченных к проведению исполнительных действий, проведению розыска должника, его имущества или розыску ребенка;
  • другие расходы исполнительного производства.

Очевидным преимуществом частного исполнителя является его возможность быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, мобильность, возможность быстрого передвижения на собственном транспортном средстве, использование собственной техники и тому подобное. Однако возникает вопрос, каким образом при этом некоторые расходы подтверждать, ведь собственные автомобиль или копировальная техника не выдают чеков. Налоговый орган ответы на это не дает.

Кроме этого, на практике может возникнуть необходимость в дополнительных затратах. ГФС отмечает, что основным критерием для обоснования расходов, уменьшающих доход для определения объекта налогообложения, является их принадлежность и необходимость для осуществления независимой профдеятельности. Каждый конкретный случай требует анализа документов, позволяющих идентифицировать предмет обращения. При этом оценку правомерности действий плательщика можно дать только при проведении налоговой проверки.

Таким образом, обязанность обоснования принадлежности и необходимости расходов возложена на частного исполнителя. Это логично, поскольку именно он осуществляет указанные расходы.

Вместе с тем категории «принадлежность» и «необходимость» являются оценочными понятиями и учитывают фактор субъективности. Именно в компетенцию частного исполнителя относится принятие решений о проведении тех или иных расходов. Налоговик не является лицом, уполномоченным определять принадлежность и необходимость расходов исполнительного производства и вмешиваться в его осуществление.

Взыскание за свой счет

В результате такой законодательной неурегулированности средства исполнительного производства зачисляются налоговиками как доходы частного исполнителя, которые облагаются налогом на общих основаниях, а исполнительное производство частично финансируется за собственный счет исполнителей.

Опыт решения вопросов налогообложения частных исполнителей в зарубежных странах другой. Так, в Венгрии независимые судебные исполнители за выполнение решений получают вознаграждение в виде процентов от исполнения и из этой суммы платят соответствующий налог, а в министерство подают статистическую отчетность. Реальное исполнение решений судов в Венгрии достигает 70%. В Латвии и Франции частные исполнители платят налоги как физлица-предприниматели, однако средства исполнительного производства не включаются в доход, что облагается.

Итак, в Украине частные исполнители, как и субъекты предпринимательской деятельности, уплачивают налог на доходы (18%), ЕСВ (22%) и военный сбор (1,5%), что вместе составляет 41,5% от дохода. К налогооблагаемым доходам частного исполнителя относят не только вознаграждение, но и средства исполнительного производства, что зачисляются на специальные банковские счета.

Однако украинская власть и вся юридическая общественность Украины не должны забывать, что деятельность частного исполнителя, несмотря на название введенного института, не является бизнес-проектом. Эти самозанятые лица выполняют государственные функции и задачи, которые гарантирует Конституция, и удовлетворяют публичные интересы, пользуются властными полномочиями, делегированными им государством, и несут ответственность за результаты своей работы перед государством. Именно поэтому доходы частного исполнителя не должны облагаться налогом на общих основаниях на одном уровне с субъектами предпринимательской деятельности.

Целесообразно разработать специальный режим налогообложения доходов этой группы лиц путем снижения ставки налога, предоставления льгот и исключения из налогооблагаемой базы средств исполнительного производства. Это даст новый толчок к дальнейшему развитию профессии, привлечет значительный интерес к ней юристов и положительно скажется на общих показателях исполнения судебных решений в Украине.


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com