Конституционный Суд одобрил внесение изменений в Конституцию относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепления пропорциональной избирательной системы 19.12.2019

16 декабря 2019 обнародовано заключение Коснтитуцийного Суда по делу по конституционному обращению Верховной Рады Украины о соответствии законопроекту о внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции Украины (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепления пропорциональной избирательной системы) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. // 19.12.2019

Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что предлагаемые законопроектом уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины с четырехсот пятидесяти народных депутатов Украины до трехсот народных депутатов Украины; изъятие из текста статьи 76 Конституции Украины положения "на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования "; установление для кандидатов в народные депутаты Украины таких требований, как постоянное проживание в Украине не менее последних пяти лет и владение государственным языком; замена слов "не может быть избранным в Верховную Раду Украины" словами "не может быть народным депутатом Украины"; закрепление пропорциональной избирательной системы для избрания Верховной Рады Украины и дополнения раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины пунктом 17 не направлены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины, не предусматривают отмены и ограничения прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, соответствуют требованиям части первой статьи 157 Конституции Украины.

В то же время КСУ высказал ряд замечаний, которые должны быть учтены Верховной Радой при доработке законопроекту.

Законопроектом предлагается:

«I. Внести в Конституцию Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г.., № 30, ст. 141) следующие изменения:

1. Статью 76 изложить в следующей редакции:

"Статья 76. Конституционный состав Верховной Рады Украины - триста народных депутатов Украины, которые избираются сроком на пять лет.

Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса, постоянно проживающий в Украине не менее последних пяти лет и владеющий государственным языком.

Не может быть народным депутатом Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины.

Срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет ".

2. Статью 77 изложить в следующей редакции:

"Статья 77. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Украины.

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.

Верховная Рада Украины избирается по пропорциональной избирательной системе. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом ".

3. Раздел XV "Переходные положения" дополнить пунктом 17 следующего содержания:

"17. После вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции Украины (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепления пропорциональной избирательной системы)" Верховная Рада Украины, избранная до вступления в силу указанного Закона, продолжает исполнять свои полномочия до следующих выборов народных депутатов Украины ".

II. Закон вступает в силу со дня его опубликования ».

Уменьшение количества депутатов

Уменьшение конституционного состава Верховной Рады Украины, по мнению Конституционного Суда, не влияет на представительскую функцию органа законодательной власти в Украине, не оказывает вмешательство в осуществление им конституционно определенных полномочий. В Заключении от 27 июня 2000 года № 1-в / 2000 Конституционный Суд Украины отметил, что уменьшением конституционного состава Верховной Рады Украины с четырехсот пятидесяти народных депутатов Украины до трехсот народных депутатов Украины права и свободы человека и гражданина не отменяются и не ограничиваются; такие изменения не направлены также на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины (абзац третий подпункта 3.1 пункта 3 мотивировочной части).

В то же время, Конституция Украины предусматривает в определенных случаях взаимосвязь реализации полномочий народными депутатами Украины с конституционным составом Верховной Рады Украины. Так, отдельные положения по численности народных депутатов Украины пропорционально соотносятся с положениями о конституционном составе Верховной Рады Украины (части третья, пятая, шестая статьи 20, часть вторая статьи 82, части вторая, шестая, десятая статьи 83, часть первая статьи 84, часть первая статьи 87, части первая, третья статьи 89, статья 91, часть четвертая статьи 94, статья 110, части вторая, пятая, шестая статьи 111, часть первая статьи 135, статьи 154, 155, часть первая статьи 156 Конституции Украины), а следовательно, численность народных депутатов Украины, в этих случаях, пропорционально уменьшается с уменьшением конституционного состава Верховной Рады Украины.

Вместе с тем Конституционный Суд Украины как предостережение отмечает, что другие положения Конституции Украины, в частности ее статей 150, 151, определяют определенное количество народных депутатов Украины и предусматривают право народных депутатов Украины, не менее сорока пяти, то есть одной десятой от конституционного состава Верховной Рады Украина, на обращение в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением и конституционным обращением. То есть в таком случае, с уменьшением конституционного состава Верховной Рады Украины, не происходит соразмерного уменьшения количества народных депутатов Украины, в результате чего затрудняется возможность их обращения в Конституционный Суд Украины, что может привести к ограничению прав и свобод человека и гражданина.

Об исключении положения про всеобщее, равное и прямое избирательное право

В статье 71 Конституции Украины, которая содержится в разделе III "Выборы. Референдум ", закреплено, что выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования (часть первая); избирателям гарантируется свободное волеизъявление (часть вторая).

Основополагающие принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права, свободное и тайное волеизъявление граждан Украины на выборах народных депутатов Украины составляют конституционную основу правового регулирования избирательного процесса (абзац второй пункта 4 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 26 февраля 1998 года № 1-рп / 98 ).

Учитывая приведенное выборы в Верховную Раду Украины должны происходить исключительно "на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования".

Итак, Конституционный Суд Украины констатирует, что предлагаемые законопроектом изменения не предусматривают отмены или ограничения прав и свобод человека и гражданина. В то же время Конституционный Суд Украины обращает внимание еще и на следующее.

Принципы, на которых проходят выборы и о которых говорится в части первой статьи 71, части первой статьи 76 Конституции Украины, предусмотрены также другими нормами Основного Закона Украины.

Согласно части первой статьи 103 Конституции Украины Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

Согласно части первой статьи 136 Конституции Украины представительным органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым, депутаты которого избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования.

Статьей 141 Конституции Украины предусмотрено, что в состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования (часть первая) ; территориальные общины на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права избирают путем тайного голосования соответственно сельского, поселкового, городского председателя, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях (часть вторая).

Конституционный Суд Украины как предостережение констатирует, что исключение из части первой статьи 76 Конституции Украины положения "на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования" с сохранением в других нормах Основного Закона Украины такого же положения создаст несогласованность между этими положениями и может предоставить возможность отойти от требований, предусмотренных в части первой статьи 71 Конституции Украины, и на законодательном уровне закрепить любые основы выборов народных депутатов Украины.

Об установлении дополнительных требований к народным депутатам

В части второй статьи 76 Основного Закона Украины установлен перечень требований, которым должен отвечать кандидат в народные депутаты Украины, а Законопроектом предлагается расширить этот перечень, закрепив такие требования, как постоянное проживание в Украине не менее последних пяти лет и владение государственным языком.

По юридической позиции Конституционного Суда Украины, изложенной в Решении от 18 апреля 2000 года № 5-рп / 2000, "установление Конституцией Украины и законами Украины определенных квалификационных требований не нарушает конституционного принципа равенства (статья 24), ведь все граждане, которые соответствуют конкретным квалификационным требованиям, имеют право занимать соответствующие должности "(абзац третий пункта 2 мотивировочной части).

Конституция Украины предусматривает соответствующие квалификационные требования к претендентам на определенные государственные должности, в том числе и к кандидатам в народные депутаты Украины.

Итак, Конституционный Суд Украины констатирует, что предлагаемые Законопроектом изменения по установлению дополнительных требований для представителей органа законодательной власти в Украине не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. В то же время Конституционный Суд Украина считает необходимым обратить внимание на следующее.

Предлагаемое законопроектом положение части второй статьи 76 предусматривает, что "народным депутатом Украины может быть гражданин Украины", вместо закрепленного в части второй статьи 76 Конституции Украины положения "народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины". Такая редакция дает возможность сделать вывод, что предлагаемые законопроектом требования, которым должны отвечать представители органа законодательной власти в Украине, распространяются на уже избранного народного депутата Украины, а не на гражданина Украины, который является кандидатом в народные депутаты Украины.

Конституционный Суд Украины как предостережение констатирует, что предлагаемое законопроектом положение части второй статьи 76 Конституции Украины повлечет юридическую неопределенность относительно круга лиц, которые могут быть кандидатами в народные депутаты Украины, поскольку невозможно будет установить возможность участия в выборах в Верховную Раду Украины граждан Украины, которые на момент регистрации кандидатом в народные депутаты Украины еще не достигли двадцати одного года или проживали в Украине менее пяти лет, однако до момента установления результатов выборов могут такого возраста достичь или может наступить пятилетний срок их проживания в Украине.

Относительно пропорциональной избирательной системы

Статьей 77 Конституции Украины, изложенной в редакции пункта 2 раздела I законопроекта предусмотрено, что "Верховная Рада Украины избирается по пропорциональной избирательной системе».

Конституционный Суд Украины констатирует, что предлагаемые законопроектом изменения по закреплению пропорциональной избирательной системы при избрании Верховной Рады Украины не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем Конституционный Суд Украины считает необходимым обратить внимание на следующее.

Определение типа избирательной системы, ее признаков и особенностей, как отметил Конституционный Суд Украины в Решении от 21 декабря 2017 года № 3-р / 2017, является вопросом политической целесообразности и должен решаться парламентом в соответствии с его конституционными полномочиями при условии соблюдения конституционных принципов и демократических стандартов организации и проведения виборов (абзац третий подпункта 2.4 пункта 2 мотивировочной части). Учитывая это нет нужды (императивности) для закрепления типа избирательной системы в Конституции Украины.

По изменению Переходных положений

Законопроектом предлагается дополнить раздел XV "Переходные положения" Конституции Украины пунктом 17 следующего содержания: «17. После вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции Украины (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепления пропорциональной избирательной системы)" Верховная Рада Украины, избранная до вступления в силу указанного Закона, продолжает исполнять свои полномочия до следующих выборов народных депутатов Украины ».

Конституцией Украины установлено, что полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги (часть четвертая статьи 79), а прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины (часть первая статьи 81). Полномочия Верховной Рады Украины в соответствии с частью первой статьи 90 Основного Закона Украины прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.

Указанные положения Конституции Украины регулируют как начало полномочий народных депутатов Украины, так и прекращение их полномочий, поэтому эти вопросы не требуют дополнительного урегулирования Законопроектом. Конституционный Суд Украины также обращает внимание, что Основной Закон Украины содержит понятие "очередные выборы" и "внеочередные выборы" (части первая, вторая статьи 77) и не применяет понятие "следующие выборы", которое предлагается пунктом 3 раздела I Законопроекта.

В случае принятия предлагаемого Законопроектом пункта 17 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины возникнет противоречие между положениями указанного пункта и положениями части первой статьи 90 Конституции Украины, которыми урегулирован прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Применение пункта 17 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины может привести к разрыву во времени между моментом (днем) прекращения полномочий парламента и моментом (днем) приобретения их новоизбранным парламентом, а следовательно, к нарушению конституционного принципа непрерывности функционирования законодательной власти.

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram







Горячие предложения

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!



Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com