Неконституционные положения нужно устранить парламентским путем, - НААУ 04.11.2020

27 октября 2020 Конституционный Суд Украины вынес решение № 13-р / 2020 по делу № 1-24 / 2020 (393/20) по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины от 4 августа 2020 относительно конституционности отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» и Уголовного кодекса Украины. // 04.11.2020

КСУ признал неконституционными ряд положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» с целью обеспечения независимости судебной ветви власти от исполнительной и законодательной ветвей власти. Прежде всего имеется в виду право Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции осуществлять контрольные функции, которые имеют прямой влияние на судебную ветвь власти, и в частности, на судей системы судоустройства и КСУ. Также признана неконституционной статья 366-1 Уголовного кодекса Украины.

Данное решение спровоцировало мощную волну публичной критики и спекуляций со стороны отдельных экспертов, активистов, представителей политических сил и органов высшей государственной власти, а также международных партнеров. При этом сразу началась информационная атака с призывом заблокировать исполнение решения КСУ, которая сопровождается дискредитацией как отдельных судей, так и всего Конституционного Суда как института.

Дальнейшее нагнетание ситуации вокруг этого решения может иметь далеко идущие разрушительные последствия для конституционных основ Украинского государства, прежде всего - для принципов верховенства права и разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является независимой. Собственно, под угрозой может оказаться сама стабильность конституционного строя и действенность принципов Основного закона.

Решение этой информационной и политической кризисной ситуации лежит в юридической плоскости - путем безусловного выполнения Конституции Украины.

Альтернативой этому является распространение правового нигилизма, который поразит все ветви власти и выведет деятельность государственных институтов в внеправовое поле, лишит граждан возможностей защиты своих конституционных прав, свобод и законных интересов. Борьба с коррупцией является чувствительной темой для общества, а само явление - препятствием для развития многих сфер экономики, эффективности государственного управления, международного имиджа украинского государства. Впрочем, такая борьба не может выходить за рамки Конституции, быть выше, чем  ее юридические нормы и носить неправовой характер.

Конституционный Суд является органом конституционной юрисдикции, который обеспечивает верховенство Конституции Украины, решает вопросы о соответствии Конституции Украины законов Украины и в предусмотренных Конституцией Украины случаях других актов, осуществляет официальное толкование Конституции Украины, а также иные полномочия в соответствии с Конституцией Украины.

Согласно закону «О Конституционном Суде Украины», КСУ осуществляет свою деятельность на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, открытости, полного и всестороннего рассмотрения дел, обоснованности и обязательности принятых им решений и выводов.

Независимость и неприкосновенность судьи Конституционного Суда Украины гарантируются Конституцией и законами Украины. Профильным законом предоставлены гарантии независимости судей КСУ и профессиональные иммунитеты. В частности, статья 24 профильного закона запрещает влияние на судью Конституционного Суда любым способом. Судья КСУ не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставления им выводов.

Право народных депутатов, других субъектов на конституционное обращение предусмотрено законодательством, и не может быть криминализировано или ограничено по любым политическим мотивам, поскольку является законным инструментом конституционного контроля законодательства. Процедура рассмотрения конституционных обращений четко регламентирована

Конституцией Украины установлено, что решения и выводы, принятые Конституционным Судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы. Законы и другие акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины или если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, иные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности, если иное не установлено самим решением, но не ранее дня его принятия.

За невыполнение решений КСУ предусмотрена ответственность, и прецедентов сопротивления юридической силе этих решений Украинское Государство еще не знало.

Адвокатура, как конституционный институт, действующий с целью предоставления профессиональной юридической помощи, имея по сути конституционную функцию защиты прав и свобод граждан, призывает к безусловному выполнению Конституции всеми органами власти.

Основным законом предусмотрено, что государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. В случае, если Конституционным судом в предусмотренном законом порядке признаны не соответствующими Конституции отдельные положения законодательства, решение КСУ должно быть выполнено в полном объеме и является обязательным. Его имплементация не может быть предметом никаких политических компромиссов, тем более - сознательного блокирования.

КСУ не является законодательным органом и не наделен полномочиями устанавливать новые нормы или изменять их. Статьей 8 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» четко установлены границы полномочий суда при вынесении им решений. В частности указано, что КСУ рассматривает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) действующих актов (их отдельных положений).

Поэтому, неконституционные положения любого закона, которые признаны в любом решении КСУ, должны быть немедленно устранены парламентским путем. Все усилия субъектов законодательной инициативы, народных депутатов Украины, законодательного органа должны быть направлены на исправление «темных пятен» в национальном законодательстве и восстановление высшей силы конституционных норм. Именно это является проявлением уважения к Основному закону, соблюдения гарантий прав и свобод граждан, реализацией принципа верховенства права.


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам