Правовые заключения Верховного Суда Украины за февраль 2016 года

В феврале ВСУ сформулировал правовые позиции относительно лицензирования покупок в группах, передачи имущественных прав в ипотеку, выселении из ипотечного жилья и другом. Подробнее расскажет Prostopravo // 26.02.2016

О сроках предъявления требований к поручителю

Верховный Суд Ураины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 3 февраля 2016 года рассмотрел дело № 6-18цс16 по иску банка к заемщику и поручителю о взыскании задолженности по кредитному договору солидарно.

В соответствии с требованиями части второй статьи 1054 и части второй статьи 1050 Гражданского кодекса в случае, если договором займа предусмотрено возвращение займа частями, то при просрочке возврата очередной части займодавец вправе потребовать досрочного возврата оставшейся части займа и уплаты процентов.

Течение исковой давности по требованиям кредитора, вытекающим из нарушения должником условий договора (графика погашения кредита) о погашении долга частями (ежемесячными платежами) начинается в отношении каждой отдельной части, со дня, когда произошло это нарушение.

Исковая давность в таких случаях исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

В случае нарушения должником сроков уплаты очередных платежей, предусмотренных договором, в соответствии с частью второй статьи 1050 ГК кредитор в течение всего времени - до установленного договором срока окончания выполнения последнего обязательства вправе заявить в суде требования о досрочном возврате той части займа (вместе с начисленными процентами - статья 1048 ГК), которая подлежит уплате.

Согласно положениям части четвертой статьи 559 ГК поручительство прекращается по истечении срока, установленного договором поручительства.

Когда договором предусмотрено прекращение поручительства если кредитор в течение трех лет со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит требования к поручителю, в таком случае трехлетний срок исчисляется с наступления срока исполнения основного обязательства.

О выселении из ипотечного жилья

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 3 февраля 2016 года рассмотрел дело № 6-1449цс15 об обращении взыскания на предмет ипотеки.
Частью первой статьи 40 Закона «Об ипотеке» предусмотрено, что обращение взыскания на переданные в ипотеку жилой дом или жилое помещение является основанием для выселения всех жителей, за исключением нанимателей и членов их семей. Выселение производится в порядке, установленном законом. Нормой, устанавливающей порядок выселения из занимаемого жилого помещения, является статья 109 ЖК УССР, в части первой которой предусмотрены основания выселения.

По смыслу части второй статьи 40 Закона «Об ипотеке» и части третьей статьи 109 ЖК УССР после принятия решения об обращении взыскания на переданные в ипотеку жилой дом или жилое помещение путем внесудебного урегулирования на основании договора все жители обязаны по письменному требованию ипотекодержателя или нового владельца добровольно освободить жилой дом или жилое помещение в течение одного месяца со дня получения этого требования. Если жители не освобождают жилой дом или жилое помещение в установленный или иной согласованный сторонами срок добровольно, их принудительное выселение осуществляется на основании решения суда.

В соответствии с частью второй статьи 109 ЖК УССР гражданам, выселяемым из жилых помещений, одновременно предоставляется другое постоянное жилое помещение, за исключением выселения граждан при обращении взыскания на жилые помещения, которые были приобретены ими за счет кредита (займа) банка или другого лица, возвращение которого обеспечено ипотекой соответствующего жилого помещения. Постоянное жилое помещение, предоставляемое лицу, которое выселяют, должно быть указано в решении суда.

Таким образом,  лицам, выселяемым из жилого дома (жилого помещения), которое является предметом ипотеки и приобретено не за счет кредита, обеспеченного ипотекой этого жилья, при обращении взыскания на предмет ипотеки в судебном порядке одновременно предоставляется другое постоянное жилье. При этом согласно части второй статьи 109 ЖК УССР постоянное жилье указывается в решении суда.

При выселении в судебном порядке из ипотечного имущества, приобретенного не за счет кредита и обеспеченного ипотекой этого жилья, отсутствие постоянного жилого помещения, которое должно быть предоставлено лицу одновременно с выселением, является основанием для отказа в удовлетворении иска о выселении.

Выселение граждан из ипотечного имущества, приобретенного за счет кредитных средств, является основанием для предоставления этим гражданам жилых помещений из фондов жилья для временного проживания (часть четвертая статьи 109 ЖК УССР). 

Об ипотеке имущественных прав

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 10 февраля 2016 года рассмотрел дело  6-2250цс15 о признании имущественных прав и признании ипотечных договоров частично недействительными.

При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.

В соответствии с частями первой-третьей статьи 5 Закона «Об ипотеке» (в редакции, действовавшей на 1 июля 2008 года) предметом ипотеки могут быть один или несколько объектов недвижимого имущества при следующих условиях:

  • недвижимое имущество принадлежит ипотекодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, если ипотекодателем является государственное или коммунальное предприятие, учреждение или организация;
  • недвижимое имущество может быть отчуждено ипотекодателем и на него в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание;
  • недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке как отдельный выделенный в натуре объект права собственности, если иное не установлено настоящим Законом.

Предметом ипотеки также может быть объект незавершенного строительства или другое недвижимое имущество, которое станет собственностью ипотекодателя после заключения ипотечного договора, при условии, что ипотекодатель может документально подтвердить право на приобретение им в собственность соответствующего недвижимого имущества в будущем.

Часть объекта недвижимого имущества может быть предметом ипотеки только после ее выделения и регистрации права собственности на нее как на отдельный объект недвижимости, если иное не установлено настоящим Законом. Ипотека распространяется на часть объекта недвижимого имущества, которая не может быть выделенной в натуре и была присоединена к предмету ипотеки после заключения ипотечного договора без регистрации права собственности на нее как на отдельный объект недвижимости.

На момент заключения договоров ипотеки от 1 июля 2008 года статья 5 Закона «Об ипотеке» не определяла имущественные права как предмет ипотеки.

Имущественные права на объект незавершенного строительства отнесены к предмету ипотеки согласно Закону от 25 декабря 2008 года № 800-VI «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», которым были внесены изменения в законодательные акты Украины, в том числе и в Закон «Об ипотеке».

Закон «Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах», который устанавливает отношения в системе ипотечного кредитования, а также преобразования платежей по ипотечным активам в выплаты по ипотечным сертификатам с применением механизмов управления имуществом, к спорным правоотношениям не применяется.

О лицензировании покупок в группах

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 10 февраля 2016 года рассмотрел дело  6-2389цс15 о признании недействительными договоров по административному финансированию активов для приобретения товаров в группах и взыскании денежных средств.

При рассмотрении была высказана следующая правовая позиция. По смыслу статьи 9 Закона от 1 июня 2000 года № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и статьи 34 Закона № 2664-III «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» деятельность по предоставлению финансовых услуг подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 1 Закона № 2664-III под понятием «финансовая услуга» понимается операция с финансовыми активами, которая осуществляется в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.

Законом от 2 июня 2011 года № 3462-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг» (вступил в силу 8 января 2012 года) часть первая статьи 4 Закона № 2664-III дополнена пунктом 11-1, согласно которому финансовыми услугами считаются услуги по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах.

В пересматриваемом деле спорные договоры, предметом которых являются услуги по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах, заключены сторонами 6 августа 2014 года, когда закон требовал получения лицензии для предоставления услуг по административному финансирования активов для приобретения товаров в группах.

О передаче земельного участка для ведения фермерского хозяйства

Верховный Суд Украины на совместном заседании судебных палат по гражданским и административным делам 3 февраля 2016 года рассмотрел дело  6-2902цс15 о признании незаконными и отмене приказов, признании недействительными договоров аренды, отмены их государственной регистрации и возврата земельных участков.

При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция. При решении исковых требований о законности решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства применению подлежат правила предоставления (передачи) земельных участков для ведения фермерского хозяйства, установленные статьей 7 Закона «О фермерском хозяйстве» как специального по отношению к статье 123 Земельного кодекса.

Таким образом, по смыслу статей 1, 7, 8 Закона заявление гражданина о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства должно содержать комплекс предусмотренных частью первой статьи 7 Закона условий и обстоятельств.

В свою очередь, рассматривая заявление гражданина по сути, орган исполнительной власти или местного самоуправления (а в случае переданного на рассмотрение суда спора - суд) должен дать оценку обстоятельствам и условиям, указанным в заявлении, проверить доводы заявителя, приведенные в обоснование размера земельного участка с учетом перспектив деятельности фермерского хозяйства, в том числе о наличии трудовых и материальных ресурсов.

По результатам указанной проверки орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления должен убедиться в действительности волеизъявления заявителя, наличии у него желания создать фермерское хозяйство и способности вести хозяйство такого вида - производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных для ведения фермерского хозяйства. В противном случае отсутствие надлежащей проверки, формальный подход к решению заявления гражданина создает предпосылки для неоправданного, искусственного использования процедуры создания фермерского хозяйства как упрощенного, льготного порядка получения другими частными субъектами в пользование земель государственной или коммунальной собственности вне предусмотренной законом обязательной процедуры - без проведения земельных торгов.

 


Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Забавное видео




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам