Профессия не для всех. Кто потеряет возможность работать по призванию в результате реформы? 16.01.2018

Законодатели хотят приблизить юридическое образование к европейским стандартам. В частности, предлагается ввести единый экзамен для студентов юридических вузов. Вот только в результате реформы страна может остаться без судей.

Профессия не для всех. Кто потеряет возможность работать по призванию в результате реформы?

Бакалаврский минимум

В сентябре 2017 был зарегистрирован проект закона «О юридической (юридическую) образование и общий доступ к юридической профессии» (№7147), согласно которому предлагается обновить стандарт такой профессии, разграничить понятия «юридическая образование» и «образование по специальности« право » / «международное право».

Противниками реформы положения законопроекта понимается как дискриминационные для юристов, которые получили высшее юридическое, а не правовое образование, поскольку для продолжения деятельности им придется сдавать единый экзамен по результатам повторного обучения.

Авторы документа под юридическим понимают образование, полученное по специальностям «международное право», «правоохранительная деятельность».

В 2005 году Украина присоединилась к Болонскому процессу и стала членом Европейского пространства высшего образования, поэтому по примеру Германии, Японии, США, Великобритании, где осуществляется регулирование образовательных программ и внешний контроль за их качеством, необходимо различать юридическую профессию и требования к ней, а также отдельные должности, требующие юридического образования. В то же время европейская система юробразования предполагает существование двух параллельных систем: классического университетского образования и обучения в юридических корпорациях, где преобладает практическая подготовка. Так, французская концепция правового образования, основанная на критическом анализе потребностей юриспруденции, ставит перед будущими юристами задачу постоянно адаптироваться к изменениям в сфере законодательства и учиться комментировать, исследовать и критиковать нормативно-правовые акты с целью понимания влияния такого документа на юридическую систему.

Результаты проведенного летом 2017 внешнего независимого оценивания соискателей образовательно-квалификационного уровня «магистр» по специальности «право» показали подготовку юристов в отдельных учебных заведениях, среди которых 21% лиц не прошли сравнительно низкого минимального порога успешности, причем каждый шестой бакалавр, получивший диплом с отличием, не набрал минимума баллов.

Гарантии качества

Основной задачей реформы является существенное улучшение качества юридического образования путем введения модели, согласованной с интересами общества, высших учебных заведений и тех, кто получает высшее образование по специальности «право». При такой модели государство должно гарантировать доступ к юридической профессии, тогда как учебные заведения - обеспечивать качество.

В соответствии с предложениями планируется введение сквозной магистерской программы без разделения на уровне «бакалавр» и «магистр» как модели подготовки унифицированного юриста, которая должна завершаться сдачей единого квалификационного экзамена. Например, в Великобритании такая система нашла отражение в сочетании бакалаврской степени, курса юридической практики и контракта о стажировке.

Положениями проекта предусмотрен единый экзамен для будущих судей, адвокатов, прокуроров и нотариусов, которые, получив юридическое образование, смогут заниматься практической деятельностью исключительно при условии сдачи такого экзамена. Причем этот процесс будет вне всякого влияния учебного заведения, которое подготовило специалиста. Это объясняется тем, что надлежащий квалификационный уровень судьи, адвоката, прокурора и нотариуса, объединенных по признакам квалификационных требований, профессиональной независимости, дисциплинарной ответственности в рамках профессиональной самоуправления, этическими стандартами деятельности, является одной из составляющих доверия к ним со стороны общества. В будущем в этот перечень планируется включить юрисконсультов.

Однако желание работать по определенным направлениям ставится в зависимость от момента объявления результатов первого единого экзамена, что, по предварительным подсчетам, займет 5-6 лет.

Для будущих адвокатов такая позиция приемлема, ведь учитывая обязательность двухлетнего юридического стажа срок получения ими свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью сокращается до 3-4 лет. Что касается выпускников вузов, которые намерены реализовать себя на судейской должности, то в случае принятия закона они будут лишены такой возможности в течение 6-8 лет после сдачи единого экзамена из-за возрастного ценза в 30 лет.

Стандарты образования

Подобная форма экзамена предусмотрена в Германии, где первый этап обучения включает 9 семестров и сдачу государственного экзамена, после чего студенты получают право называться юристами. По результатам прохождения рефендарата (так называемая стажировка) в суде, адвокатуре, прокуратуре юрист переходит к закреплению и специализации юридических знаний в области налогового, трудового, международного права. Следующий государственный экзамен принимает специальная комиссия. Он предусматривает написание до девяти экзаменационных работ, после успешного выполнения которых студент получает почетное звание юриста-практика.

В контексте реформы планируется создание ассоциации юридических школ, в компетенцию которых должны входить разработки стандартов юридического образования, унификация правил для юристов, в частности по переаттестации действующих адвокатов, с целью адаптации к судебной реформы. Требования к преподавателям юридических факультетов предусматривать заключение договора с высшим учебным заведением, по которому они не смогут совмещать такую ​​деятельность с преподаванием в более чем одном вузе. Не менее 20% общего состава преподавателей должны быть представителями юридической профессии с опытом работы в юридической профессии не менее 5 лет, независимо от наличия у них ученой степени или представителями зарубежных высших учебных заведений при условии преподавания одним из официальных иностранных языков. На преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания, возлагается обязанность участвовать в международных стажировках, конференциях и публиковать менее одной статьи в год в изданиях, включенных в международные базы данных, таких как «Scopus», «Web of Science ».

Сегодня вопросы реформирования юридического образования остается открытым, однако европейский опыт может пригодиться для внесения соответствующих изменений.

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «ЗиБ»

Яна Михайлюк, адвокат, старший юрист ЮФ TOTUM, к.ю.н. .:

Законопроект требует основательной проработки, однако это не уменьшает запроса общества на реформирование юридического образования.

Среди основных замечаний, высказываемых к документу, - неоправданное ограничение перечня юридических профессий, отсутствие объективных критериев общих компетенций будущих юристов, ограничение до 5 лет срока действия дипломов для лиц, не принадлежащих к юридическим профессиям.

Однако основание юридических школ, повышение требований к преподавательскому составу, введение единого государственного квалификационного экзамена по специальности «право», отмена заочной формы обучения, введение обязательной практики для студентов с юридическими профессиями, безусловно, будут способствовать повышению качества правового образования.

Алина Моргунов, юрист ООО «Правовая корпорация« Татаров, Фаринник, Головко »:

Законопроект предусматривает ряд новаций.

Среди них надо отметить введение единого государственного квалификационного экзамена по специальности «право» как предпосылки доступа к юридическим профессиям: судьи, адвоката, прокурора, нотариуса.

По моему мнению, введение такого экзамена играет положительную роль, позволит получить в дальнейшем более квалифицированных юристов.

Благодаря ему можно будет оценить, получил ли студент навыки логического, критического, абстрактного мышления, а также вынести «вердикт» о возможности заниматься профессиональной деятельностью в области права. Сдача экзамена повторно даст второй шанс тем, кто относился к учебе легкомысленно. Однако сделать это можно не больше двух раз. Это логично. Ведь если человек не может сдать экзамен, то он вряд ли станет профессиональным адвокатом, нотариусом, прокурором, а тем более судьей!

Однако введение экзамена создаст барьер для новых студентов, желающих в дальнейшем стать судьями, адвокатами, прокурорами, нотариусами.

В то же время законопроект имеет недостатки. В нем не решена судьба тех юристов, которые уже имеют диплом и хотят получить доступ к юридическим профессиям.