про твої права

Судебная реформа. Что нового привнесет Закон "О судоустройстве и статусе судей"

2 июня 2016 года Верховная Рада приняла Закон "О судоустройстве и статусе судей", которым внесла существенные изменения в части отправления правосудия в Украине. Подробности узнавал prostopravo.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Система судов
  2. Гарантии независимости судей
  3. Как будут проверять судей
  4. Судейское вознаграждение
  5. Новации хозяйственного процесса в результате судебной реформы
  6. Предметная юрисдикция
  7. Упрощенное производство
  8. Особенности искового производства
  9. Кассационное обжалование




Loading...

Система судов

Система судов, предусмотренная Законом «О судоустройстве и статусе судей» является трехуровневой: 1) местные суды; 2) апелляционные суды; 3) Верховный Суд.  В то же время, для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судов будут действовать высшие специализированные суды. Высшими специализированными судами являются: 1) Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности; 2) Высший антикоррупционный суд.

Кроме того, в составе Верховного Суда действуют: 1) Большая Палата Верховного Суда; 2) Кассационный административный суд; 3) Кассационный хозяйственный суд; 4) Кассационный уголовный суд; 5) Кассационный гражданский суд. Всего в Верховном Суде будет не более 200 судей.

Верховного Суда коснулись самые существенные изменения. Прежде всего, они связанны с его формированием. Так, для того, чтобы стать судьей Верховного Суда необязательно иметь стаж работы в должности судьи. Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, при условии, что кандидат:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
  2. либо имеет научную степень в области права и стаж научной работы в сфере права не менее десяти лет;
  3. либо имеет опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде и / или защиты от уголовного обвинения как минимум десять лет;
  4. либо имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1 - 3, по меньшей мере десять лет.

Формирование нового Верховного Суда должно быть проведено в течение 6 месяцев после вступления Закона в силу.

Что касается местных и апелляционных судов, стоит отметить появление специализации судей по осуществлению уголовного производства в отношении несовершеннолетних. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. Количество судей, уполномоченных осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда. Судьей, уполномоченным осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, может быть избран судья со стажем работы судьей не менее десяти лет, опытом осуществления уголовного производства в суде и высокими морально-деловыми и профессиональными качествами. В случае отсутствия в суде судей с необходимым стажем работы судья, уполномоченный осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избирается из числа судей, которые имеют самый большой стаж работы в должности судьи. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, не освобождаются от исполнения обязанностей судьи соответствующей инстанции, однако осуществление ими таких полномочий учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение.

Важным моментом является также тот факт, что суды будут создаваться и ликвидироваться исключительно законом, Президент более не будет иметь таких полномочий. В то же время, Проект закона об образовании или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины именно Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Гарантии независимости судей

С целью обеспечения независимости судей, Законом предлагается отказаться от временного назначения судей  (первый раз на пять лет) и гарантировать им пребывание в должности судьи до достижения шестидесяти пяти лет, кроме случаев увольнения судьи с должности или прекращения его полномочий в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом.

Судьей может стать гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, который является компетентным, добродетельным и владеет государственным языком.

Согласие на задержание судьи будет давать Высший совет правосудия, а не Верховная Рада. Судья, задержанный по подозрению в совершении деяния, за которое установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобожден после выяснения его личности, за исключением:

  1. если Высшим советом правосудия дано согласие на задержание судьи в связи с таким действием;
  2. задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, если такое задержание является необходимым для предупреждения совершения преступления, предотвращения или предупреждения последствий преступления или обеспечения сохранности доказательств этого преступления.

Судье может быть сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления только Генеральным прокурором или его заместителем. Судья может быть временно отстранен от правосудия на срок не более двух месяцев в связи с привлечением к уголовной ответственности на основании мотивированного ходатайства Генерального прокурора или его заместителя в порядке, установленном законом. Решение о временном отстранении судьи от правосудия принимается Высшим советом правосудия.

Как будут проверять судей

С целью установления соответствия уровня жизни судьи имеющемся у него и членов его семьи имуществу и полученным ими доходам, проводится мониторинг образа жизни судьи в соответствии с законом.  Мониторинг образа жизни судьи может быть проведен по требованию Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшего совета правосудия и в других случаях, определенных законом.

Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, которая подается судьей, осуществляется в соответствии с законом центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений , точности оценки задекларированных активов проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения.

Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, осуществляется по каждому судье не  реже одного раза в пять лет, а также по соответствующему запросу Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высшего совета правосудия.

Также судья обязан ежегодно до 1 февраля подавать путем заполнения на официальном сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины декларацию родственных связей  и декларацию доброчестности по форме, которая определяется Комиссией.

С целью содействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и доброчестности  создается Общественный совет доброчестности . Общественный совет добродетели состоит из двадцати членов. Его членами могут быть представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты, журналисты, которые являются признанными специалистами в сфере своей профессиональной деятельности, имеют высокую профессиональную репутацию и отвечают критерию политической нейтральности и добродетели.

Для поддержания квалификации судья обязан будет проходить подготовку в Национальной школе судей Украины не реже одного раза в три года. Время такой подготовки не может быть меньше 40 академических часов в течение каждых трех лет пребывания в должности судьи.

Судейское вознаграждение

Законом предусмотрено, что базовый размер должностного оклада судьи составляет: 1) 30 прожиточных минимумов для трудоспособных - судьи местного суда; 2) 50 прожиточных минимумов для трудоспособных - судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда; 3) 75 прожиточных минимумов для трудоспособных - судьи Верховного Суда.

Кроме того, предусмотрены доплаты за: выслугу лет; пребывание на административной должности в суде; научную степень; работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, а также региональные коэффициенты, которые применяются к размеру должностного оклада.

Право на получение ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере, определенном настоящим Законом, будет иметь судья, который по результатам квалификационного оценивания подтвердил соответствие занимаемой должности (способность осуществлять правосудие в соответствующем суде), либо назначен на должность судьи по результатам конкурса, проведенного после вступления в силу настоящего Закона и проработал в должности судьи не менее трех лет со дня принятия решения по результатам такой оценки или конкурса.

Помимо прочего, законом урегулированы вопросы квалификационного оценивания судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности, судейского самоуправления и так далее.

Новации хозяйственного процесса в результате судебной реформы

Принятие Верховной Радой Украины законов, объединенных термином «судебная реформа», в значительной степени обновили подходы к рассмотрению дел в судах. Изменения в процессуальные кодексы содержат много новаций, некоторые из которых радикально меняют порядок рассмотрения дел в судах. Что нового появится в хозяйственном процессе? – узнавал prostopravo.

Некоторые изменения вызывают довольно противоречивые эмоции у юристов, однако ряд изменений, внесенных, например, в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, можно  оценить, скорее, с позитивной стороны.

В первую очередь, стоит отметить, что судебный процесс в целом и хозяйственный в частности, становится более современным, принимая на вооружение интернет технологии современности: возможность подачи искового заявления, доказательств, совершения отдельных процессуальных действий  в электронной форме. Отдельную роль законодатель отводит электронным доказательствам. Учитывая то, что на сегодняшний день бизнес практически на 90% перешел на виртуальное общение, фактически вся переписка ведется посредством электронной почты, договора и первичная документация оформляется электронными подписями, вполне логичным выглядит появление в Хозяйственном процессуальном кодексе электронных доказательств как их отдельного вида.

Хозяйственный процесс и ранее был самым динамичным из всех видов судебных процессов, но законодатель, видимо, решил еще более ускорить процедуру решения хозяйственных споров.

Введен институт приказного производства, что ранее практиковалось только в гражданском процессе. Теперь процедура взыскания небольших задолженностей (до 100 прожиточных минимумов трудоспособного лица) должна стать значительно проще. При наличии достаточных доказательств существования долга суды будут выдавать приказы, подлежащие принудительному исполнению. Это должно разгрузить суды, которые нередко завалены подобными делами, рассматриваемыми в исковом производстве.

На судей хозяйственных судов возлагается роль, так сказать, модераторов. Мирное решение спора возможно в результате совещаний судьи и стороны спора, в ходе которых судья может советовать варианты мирного решения спора, ознакомить сторону процесса с судебной практикой по аналогичным делам, чем также может быть сэкономлено время для разрешения споров.

В кодексе появились нормы, которые ограничивают стороны в возможностях затягивания судебных процессов путем злоупотребления  своими правами (подачами безосновательных ходатайств, заявлений и пр.).

В целом, очень многое сделано для того, чтобы бизнес не проводил большую часть времени в судах, а занимался исключительно зарабатыванием денег. Однако, насколько изменения, принесенные «судебной реформой» будут жизнеспособными покажет только судебная практика.

Автор: Дмитрий Гутгарц, адвокат, Юридическое Бюро Дмитрия Гутгарца

Что изменится в украинском судопроизводстве после принятия новых процессуальных кодексов?

Предметная юрисдикция

Процессуальными кодексами предусмотрено изменение принципа определения юрисдикции судов. Вместо субъектной юрисдикции, как сейчас, будет действовать предметная – т.е. суд, который должен рассматривать дело будет определяться по предмету спора, а не по составу сторон.

Так, в порядке гражданского судопроизводства будут рассматриваться дела, возникающие из гражданских, земельных, трудовых, семейных, жилищных и других правоотношений. А также требования по регистрации имущества и имущественных прав, других регистрационных действий, если такие требования являются производными от спора в отношении такого имущества или имущественных прав, если этот спор подлежит рассмотрению в местном общем суде и передан на его рассмотрение с такими требованиями. Хозяйственные суды будут рассматривать споры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. Юрисдикция административных судов будет распространяться на публично-правовые споры.

Упрощенное производство

Малозначительные дела и дела невысокой сложности, для которых приоритетным является быстрота рассмотрения, предлагается рассматривать в порядке упрощенного производства. Срок рассмотрения таких дел не должен превышать 60 календарных дней с момента открытия производства.

Суд рассматривает дело в порядке упрощенного искового производства без вызова сторон по имеющимся в деле материалам, при отсутствии ходатайства любой из сторон о противоположном.

Предварительное судебное заседание в упрощенном производстве не проводится. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства суд исследует доказательства и письменные объяснения, изложенные в заявлениях по сути дела, а в случае рассмотрения дела с вызовом участников - также заслушивает их устные объяснения и показания свидетелей. Судебные прения также не проводятся.

При решении вопроса о рассмотрении дела в порядке упрощенного или общего искового производства суд учитывает:

  1. цену иска;
  2. значение дела для сторон;
  3. избранный истцом способ защиты;
  4. категорию и сложность дела;
  5. объем и характер доказательств по делу, в том числе нужно ли по делу назначить экспертизу, вызвать свидетелей и тому подобное;
  6. количество сторон и других участников дела;
  7. представляет ли рассмотрение дела значительный общественный интерес;
  8. мнение сторон о необходимости рассмотрения дела в порядке упрощенного производство.

В порядке упрощенного искового производства не могут быть рассмотрены дела по спорам:

  1. возникающие из семейных отношений, кроме споров о взыскании алиментов и разделе имущества супругов;
  2. относительно наследования;
  3. по приватизации государственного жилищного фонда, государственного и коммунального имущества;
  4. о признании необоснованными активов и их истребовании;
  5. в которых цена иска превышает пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  6. другие требования, объединенные с требованиями по спорам, указанными в пунктах 1-5;
  7. по обжалованию нормативно-правовых актов;
  8. об обжаловании решений, действий и бездействия субъекта властных полномочий, если истцом также заявлены требования о возмещении вреда, причиненного такими решениями, действиями или бездействием, в сумме, превышающей пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  9. о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по мотивам общественной необходимости;
  10. об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, превышающей пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  11. о банкротстве и некоторые другие.

Особенности искового производства

В исковом производстве все участники процесса смогут изложить свои требования, возражения, аргументы, объяснения и рассуждения относительно предмета спора исключительно в письменных заявлениях по сути дела. К таким заявлениям относятся: исковое заявление; отзыв на исковое заявление; ответ на отзыв; возражение; объяснения третьего лица по иску или отзыв.

С согласия сторон и до начала рассмотрения дела по сути возможно проведение процедуры урегулирования спора с участием судьи. Проведение урегулирования спора с участием судьи осуществляется в форме совместных или закрытых совещаний. Совместные совещания проводятся с участием всех сторон, их представителей и судьи. Закрытые совещания проводятся по инициативе судьи с каждой из сторон отдельно. Судья может предложить сторонам возможный путь мирного урегулирования спора, но не имеет права предоставлять сторонам юридические советы и рекомендации, давать оценку доказательств по делу.

Все доказательства должны быть поданы сторонами еще на стадии подготовительного производства. Истец, лица, которым законом предоставлено право обращаться в суд в интересах других лиц, должны представить доказательства вместе с подачей искового заявления.  Ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, должны представить суду доказательства вместе с представлением отзыва или письменных объяснений третьего лица. Если доказательство не может быть подано в установленный законом срок по объективным причинам, участник дела должен об этом письменно сообщить суду. В случае признания уважительными причин непредставления участником дела доказательств в установленный законом срок, суд может установить дополнительный срок для их представления.

Доказательства, не поданные в установленный законом или судом срок, к рассмотрению не принимаются.

Кассационное обжалование

Изменения коснулись и процедуры пересмотра решений высшей судебной инстанцией. Кассацию будет рассматривать Верховный Суд, по основаниям неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права.

Предварительное рассмотрение дела осуществляет коллегия в составе трех судей без вызова сторон. Уже на этом этапе пересматриваемое решение может быть отменено, либо же, напротив, в кассационной жалобе отказано. В противном случае дело назначается к судебному рассмотрению этой же коллегией.

Дело может быть передано на рассмотрение палаты или Большой Палаты Верховного Суда, если такая коллегия считает необходимым отступить от заключения по применению нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда.

Указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции, являются обязательными для суда первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела. В то же время, постановление суда кассационной инстанции не может содержать указаний для суда первой или апелляционной инстанции о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение должно быть принято по результатам нового рассмотрения дела.

Постановление кассационной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит.

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!





Полезные статьи по данной тематике

Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




© 2006—2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес: 02100, г. Киев, ул. Георгия Тороповского, 2, оф. 19

Телефон: +38 063 075 70 92

Email: info@prostobank.com