Украинский парламент снял с депутатов неприкосновенность 20.12.2019

18 декабря Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью приведения в соответствие с Законом Украины« О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины "(Законопроект № 2237) . // 20.12.2019

Напомним, 3 сентября 2019 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины», которым внесены изменения в Конституцию Украины и отменена депутатская неприкосновенность. Наряду с этим, положения об особенностях привлечения народного депутата к ответственности, которые были обусловлены существованием депутатской неприкосновенности, предусмотрены в других законодательных актах, в частности Уголовном процессуальном Кодексе Украины, Законе Украины «О статусе народного депутата Украины», Регламенте Верховной Рады Украины.

В то же время, в целях обеспечения соблюдения гарантий депутатской деятельности, авторы законопроекта предлагают определить особенности в части начала досудебного расследования в отношении народного депутата Украины, задержания, избрания в отношении него меры пресечения, проведения следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий.

Законом внесены изменения в статью 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» относительно особенностей юридической ответственности народного депутата Украины.

В частности, народные депутаты Украины не будут нести юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Верховной Раде Украины и ее органах, а также при осуществлении депутатских полномочий, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Особенности начала досудебного расследования в отношении народного депутата Украины, сообщение о подозрении, задержание, избрание в отношении него меры пресечения, проведение следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий определяются Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Запрещается поручать осуществление досудебного расследования уголовного правонарушения, совершенного народным депутатом Украины, другим органам досудебного расследования, кроме Национального антикоррупционного бюро Украины и центрального аппарата Государственного бюро расследований в соответствии с их подследственностью, определенной Уголовным процессуальным Кодексом.

Статьей 482-2 УПК определены особенности порядка привлечения к уголовной ответственности, задержания, избрания меры пресечения, проведения следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий в отношении народного депутата Украины.

В частности, сведения, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления народным депутатом Украины, вносятся в Единый реестр досудебных расследований Генеральным прокурором (лицом, исполняющим обязанности Генерального прокурора) в порядке, установленном Уголовным процессуальным Кодексом.

Ходатайство о разрешении на задержание, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, обыск, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, а также о применении других мер, в том числе негласных следственных (розыскных) действий, которые в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата Украины, рассмотрение которых отнесено к полномочиям следственного судьи, должны быть согласованы Генеральным прокурором (лицом, исполняющим обязанности Генерального прокурора).

Рассмотрение таких ходатайств, кроме применения негласных следственных (розыскных) действий, осуществляется следственным судьей, в пределах территориальной юрисдикции которого находится орган досудебного расследования, а в уголовных процессах по преступлениям, отнесенным к подсудности Высшего антикоррупционного суда, - следственным судьей Высшего антикоррупционного суда.

Такие ходатайства рассматриваются с обязательным участием народного депутата Украины. Следственный судья обязан заблаговременно сообщить народному депутату Украины о рассмотрении указанного ходатайства, кроме ходатайства о применении негласных следственных (розыскных) действий или обыска. Если народный депутат Украины без уважительной причины не явился на судебное заседание либо не сообщил о причинах своего отсутствия, такое ходатайство может рассматриваться без участия народного депутата Украины.

Без разрешения следственного судьи, вынесенного на основании ходатайства, согласованного Генеральным прокурором (лицом, исполняющим обязанности Генерального прокурора), разрешается задержание народного депутата Украины только в случае, если последнего застали во время совершения или непосредственно после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, связанного с применением насилия, или такого, что является причиной гибели человека.

Орган или должностные лица, которые задержали народного депутата Украины, сообщили ему о подозрении или применили к нему меры пресечения, или совершили другие следственные действия (кроме обыска и негласных следственных (розыскных) действий), обязаны немедленно, но не позднее 24 часов с момента совершения таких действий, сообщить об этом Главе Верховной Рады Украины. В случае совершения следственных действий в отношении Главы Верховной Рады Украины, орган или должностные лица обязаны немедленно, но не позднее 24 часов с момента совершения таких действий, сообщить об этом Первому заместителю Председателя Верховной Рады Украины.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но не ранее дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины».

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram







Горячие предложения

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!



Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com