В парламенте зарегистрирован законопроект про «фильтры» для кассационного обжалования судебных решений 20.11.2019

В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона Украины "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины относительно усовершенствования пересмотра судебных решений в апелляционном и кассационном порядке" субъекта законодательной инициативы - Президента Украины №2314 от 25.10. 2019р. // 20.11.2019

По Конституции Украины Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины. Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей" предусмотрено, что Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способом, определенными процессуальным законом.

Верховный Суд - выполняет функцию "суда права", что рассматривает споры, имеющие важнейшее (принципиальное) значение для общества и государства, и не является "судом фактов", а значит, в порядке кассационного обжалования  подлежит рассмотрению дело по кассационной жалобе, что касается вопроса права, имеющего фундаментальное значение для формирования единой правоприменительной практики.

Однако, по мнению, автора законодательной инициативы: «сегодня сложилась ситуация, при которой Верховный Суд вследствие несовершенного механизма оснований кассационного обжалования может прийти к взаимоисключающим правовым заключениям без применения предусмотренной процессуальным законом процедуры уступки, что не обеспечивает единства судебной практики. Таким образом, предусмотренная процессуальным законом процедура допуска к кассационному обжалованию судебных решений не способствует выполнению Верховным Судом своей основной задачи - обеспечению устойчивости и единства судебной практики, а значит, и соблюдению принципа правовой определенности как одного из элементов принципа верховенства права. В связи с этим считаем целесообразным ввести систему допуска и фильтров для кассационного обжалования, предусмотрев, что такое обжалование может иметь место в исключительных случаях, когда необходимо решить именно вопросы применения нормы материального и / или процессуального права, а не возможность проведения "рассмотрения для рассмотрения "».

Проектом Закона определены следующие основания для кассационного обжалования решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции:

  1. если суд апелляционной инстанции в оспариваемом судебном решении применил норму права без учета вывода о применении нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного суда, кроме случая наличия постановления Верховного Суда об отступлении от такого заключения;
  2. если жалобщик мотивировано обоснует необходимость отступления от заключения относительно применения нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда и примененного судом апелляционной инстанции в оспариваемому судебном решении;
  3. если отсутствует заключение Верховного Суда по вопросу применения нормы права в подобных правоотношениях;
  4. если судебное решение обжалуется по основаниям, предусмотренным для обязательной отмены судебного решения;
  5. в случае принятия органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей, решения о применении дисциплинарного взыскания к судьям, которые входили в состав коллегии судей апелляционной инстанции, которая пересматривала дело, судебное решение в котором обжалуется, по дисциплинарному проступку, совершенному в связи с рассмотрением такого дела.

Также законопроектом изменяется порядок рассмотрения отводов судьи. Так, если суд приходит к выводу о необоснованности заявленного отвода и заявление о таком отводе поступило на рассмотрение суда за три дня (или раньше) до следующего судебного заседания, то решение вопроса об отводе осуществляется судьей, который не входит в состав суда, рассматривающего дело. Такому судье не может быть заявлен отвод. Если заявление об отводе судьи поступило на рассмотрение суда позднее чем за три дня до следующего судебного заседания, то такое заявление не подлежит передаче на рассмотрение другому судье, а вопрос об отводе судьи разрешается судом, рассматривающим дело.

Еще одной новеллой является недопущение принятия мер обеспечения иска, которые имеют своим следствием прекращение, отсрочку или приостановление конкурса, аукциона, торгов, тендера или иных публичных процедур, которые проводятся от имени государства (государственного органа), территориальной общины (органа местного самоуправления) или с участием назначенного государственным органом субъекта в составе комиссии, что проводит конкурс, аукцион, торги, тендер или иную публичную процедуру.

Для защиты права на правовую определенность вводится правило, что в случае закрытия производства судом апелляционной или кассационной инстанции в связи с неподсудностью спора, такой суд направляет дело в суд первой инстанции правильной юрисдикции. Указанное нивелирует возможность пропуска лицом срока исковой давности за ошибочное определение судом юрисдикции такого спора или через изменение судебной практики по юрисдикции рассмотрения дел.

Кроме того, законопроектом устраняется конкуренция нор м в части определения исключительной территориальной подсудности дела, наступления последствий представления заявления о выдаче судебного приказа с нарушением территориальной подсудности, а также устраняются пробелы в процессуальном законе о праве на обжалование постановления об отказе в пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, хотя на практике такие решения обжалуются в апелляционном и кассационном порядке.

Законопроект также вводит обязательность приобщения к заявлению, жалобе и ходатайству, которые подаются на стадии исполнения судебного решения, доказательств их направления (предоставления) другим участникам дела.







Горячие предложения

Как стать успешным и высокооплачиваемым юристом?

Первая в Украине прикладная книга о секретах профессионалов, реалиях труда и частной практики в сфере права

YOUTUBE канал "Адвокат МОСКАЛЕНКО А.В."

Подписывайтесь и получайте консультации адвоката онлайн бесплатно, полезные каждому!



Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com