В Верховной Раде зарегистрирован проект закона о лоббизме 20.02.2020

Проект Закона «О государственной регистрации субъектов лоббирования и осуществления лоббирования в Украине » №3059 предоставлен для ознакомления депутатам. Законопроектом определено, кто имеет право быть субъектом лоббирования, права и обязанности субъектов лоббирования, механизмы и инструменты их деятельности. Вводится Электронный реестр субъектов лоббирования, определяется объем информации, который должен предоставить лицо, желающее быть зарегистрировано как субъект лоббистской деятельности. Доступ к реестру будет свободным и бесплатным.

В Верховной Раде зарегистрирован проект закона о лоббизме

Как указано в пояснительной записке к законопроекту , на сегодня институт лоббизма существует почти в каждой цивилизованной стране мира, однако уровень детализации законодательства в этой сфере в разных странах сильно отличается. Примером и «эталоном» законодательного урегулирования и контроля процедуры лоббизма в мире , по мнению авторов проекта, является законодательство США. Лоббисты за рубежом работают открыто, действуют в рамках законодательства, открыто принимают непосредственное участие в процессе законотворчества и влияют на управленческие процессы.

Лоббирование (лоббистская деятельность) - деятельность физического или юридического лица, с момента государственной регистрации и за денежное вознаграждение в соответствии с условиями заключенного договора о предоставлении лоббирования, направленная на выполнение условий такого договора, а также подготовка, планирование, координация, исследования, другая вспомогательная работа, которые в момент их совершения направлены на выполнение условий договора о предоставлении услуг по лоббированию.

Договор о предоставлении услуг по лоббированию письменное соглашение, которое заключается между субъектом лоббирования (исполнителем) и заказчиком (заказчиками) услуг по лоббированию (клиентом) с целью осуществления лоббистского влияния на охваченных лиц от имени и в интересах клиента.

Субьектом лоббирования является любое  физическое или юридическое лицо, а также лицо, осуществляющее лоббирование от имени такого лица и соответствующей требованиям, определенным Законом, зарегистрированное в установленном законодательством порядке и информация о которой внесена в Электронный реестр субъектов лоббирования, как следствие, лицо, являющееся исполнителем договора о предоставлении услуг по лоббированию.

Законопроектом определен круг лиц, на которых субъект лоббирования, с целью выполнения условий договора о предоставлении услуг по лоббированию, вправе осуществлять законное влияние (охваченные лица). К таким лицам, в частности, относятся Президент Украины, члены Кабинета Министров, народные депутаты, депутаты местных советов и другие.

Осуществление лоббирование гарантируется:

  1. правом охваченных лиц взаимодействовать с субъектом лоббирования в порядке, определенном законом;
  2. обязанностью субъекта лоббирования не вмешиваться во законную деятельность охваченного лица, осуществлять исключительно законное влияние;
  3. обязанностью охваченного лица не вмешиваться в деятельность субъекта лоббирования;
  4. возможностью беспрепятственного доступа субъекта лоббирования в помещения органов государственной власти и местного самоуправления;
  5. открытостью информации о лоббистской деятельности.

Лоббистское воздействие - любое, устное или письменное сообщение (в том числе в электронной форме), адресованное от имени клиента охваченному лицу субъектом лоббирования по:

  1. необходимости разработки, изменения или принятия нормативно-правового акта, организационно-распорядительного акта;       
  2. внедрение и выполнение государственных программ, государственной политики (в частности о необходимости обсуждения, присужденияе или управления государственным контрактам, займам, дотациями, разрешениями или лицензиями);       
  3. назначение лица на должность, назначения или утверждения на которую осуществляется по решению Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Указом Президента Украины.       

Лоббистское влияние предусматривает подготовку и распространение предложений, информационно-аналитических материалов, результатов социологических и других исследований, участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, контакты субъекта лоббирования (телефонные разговоры, отправку по почте (электронной почте) заявлений, жалоб и предложений, телеграфных или факсимильных сообщений, личный прием и с помощью других средств связи) во время представительства и защиты интересов заказчика услуг по лоббированию.

Лоббистское воздействие должно быть законным и осуществляться с соблюдением принципов профессиональной и моральной этики, антикоррупционного законодательства.

Лицо приобретает статус субъекта лоббирования с момента внесения сведений о ней в Электронный реестр субъектов лоббирования. Держателем электронного реестра субъектов лоббирования является Министерство юстиции Украины, которое принимает организационные мероприятия, связанные с обеспечением непрерывного функционирования реестра. Ведение Реестра осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения про Электронный реестр субъектов лоббирования, которое утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства юстиции Украины.

Любое лицо может сообщить государственному регистратору об обнаружении непредставления, несвоевременного представления или представления заведомо недостоверной информации субъектом лоббирования в Реестр.

В случае получения сообщения об обнаружении непредставления, несвоевременного представления или представления заведомо недостоверной информации субъектом лоббирования в Электронный реестр субъектов лоббирования, государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня проверить такую информацию и, в случае невозможности ее проверки или обнаружения нарушений норм действующего законодательства, направить такое сообщение для рассмотрения в правоохранительные органы и проинформировать субъекта лоббирования о направлении уведомления.

Министерство юстиции Украины ежеквартально публикует сводную информацию об обнаружении непредставления, несвоевременного представления или представления заведомо недостоверной информации субъектом лоббирования в Электронный реестр субъектов лоббирования.

Любое лицо, которое сознательно не исправляет ошибки в регистрации в течение 60 дней с момента получения уведомления государственного регистратора о таких ошибках или не соблюдает любых других положений этого закона, подлежит уголовной ответственности.

Любая организация, которая занимается лоббистской деятельностью, лоббист, не имеет права на получение государственных средств в виде премии, гранта или кредита.

Любое лицо, которое зарегистрировано как лоббист или в пользу и по договоренности с лоббистом, не может делать любые подарки или организовывать любые поездки для любого охваченного лица, нарушать нормы антикоррупционного законодательства.

Любые финансовые операции, связанные с лоббированием, должны осуществляться в безналичной форме и с обязательным внесением информации о них в Электронный реестр субъектов декларирования.

Субъект лоббирования обязан обнародовать смету, предусмотренную договором о предоставлении услуг по лоббированию, а также годовые расходы на лоббирование и связанные с лоббированием по утвержденной форме, предусмотренной в Электронном реестре субъектов декларирования.

Субъекты лоббирования обязаны обнародовать в Электронном реестре субъектов декларирования своих доходов согласно ежегодной налоговой отчетности.

Субъекты лоббирования теряют права, предусмотренные настоящим Законом, с момента внесения государственным регистратором записи об исключении такого субъекта лоббирования из Электронного реестра субъектов лоббирования.

Основаниями для внесения записи о прекращении права на осуществление лоббистской деятельности могут быть исключительно:

  1. представление субъектом лоббирования заявления о прекращении осуществления лоббирования;
  2. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении субъекта лоббирования за совершение умышленного тяжкого, особо тяжкого преступления, а также преступления средней тяжести, за которое назначено наказание в виде лишения свободы;
  3. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении субъекта лоббирования за совершение преступления, которое несовместимо с лоббистской деятельностью в соответствии с требованиями этого закона;
  4. признания физического лица - субъекта лоббирования недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5. вступления физического лица - субъекта лоббирования на государственную службу;
  6. невыполнения субъектом лоббирования обязанностей, определенных настоящим Законом;
  7. смерти физического лица субъекта лоббирования, объявления его умершим или безвестно отсутствующим;
  8. прекращения юридического лица субъекта лоббирования;

Статью 205-1 Уголовного Кодекса Украины предлагается изложить в новой редакции:

«Подделка документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц - предпринимателей, субъекта лоббирования

  1. Внесение в документы, которые в соответствии с законом подаются для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя, субъекта лоббирования и договора о предоставлении услуг по лоббированию заведомо ложных сведений, а также умышленное представление для проведения такой регистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения или непредставление таких сведений в сроки, установленные законом, для субъекта лоббирования - 

наказываются штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.

  1. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. ».

Если Закон будет принят, он вступит в силу с 1 января 2021 года.