В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об усовершенствовании процедуры импичмента Президента и резолюции недоверия Правительству - 04.04.2019

Пока Украина готовится ко второму туру выборов Президента – 2019, депутаты внесли в парламент законопроект №10197 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно порядка реализации конституционных механизмов ответственности власти» об усовершенствовании механизмов импичмента Президента и вотума недоверия Кабинету Министров Украины. В частности, изменения предложено внести в Регламент Верховной Рады, Закон Украины «Про комитеты Верховной Рады», Уголовный Кодекс Украины. Детальнее расскажет Prostopravo // 04.04.2019

По мнению авторов законопроекта, необходимость принятия документа обусловлена ​​возобновлением действия отдельных положений Конституции Украины в редакции 2004 года, которая предусматривает парламентско-президентскую форму правления в Украине , включая усиленное влияние парламента на формирование и контроль за деятельностью исполнительной ветви власти.

Так, согласно положениям Основного Закона Украины (статья 87) Верховная Рада Украины по предложению Президента Украины или не менее одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Однако, на практике для воплощения этой нормы в жизнь, существует необходимость устранения пробелов в Регламенте Верховной Рады Украины, которым устанавливается порядок работы и порядок осуществления контрольных функций Верховной Рады Украины, который не содержит положений о возможности рассмотрения такого вопроса по предложению Президента Украины.

Кроме того, Регламент содержит ряд пробелов, которые делают объективно невозможным практическую реализацию положений Конституции Украины относительно устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента. В частности, остаются неурегулированными отдельные вопросы об избрании специального прокурора и специальных следователей, не определен правовой статус специального прокурора, специальных следователей, а также председателя, заместителя председателя, секретаря и членов специальной временной следственной комиссии, гарантий деятельности членов комиссии и тому подобное.

Смещение с поста Президента в порядке импичмента

Напомним, что в соответствии со ст.ст.85, 111 Конституции Украины Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления.

Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.

Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

Рассмотрение в Верховной Раде вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется в соответствии с Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады.

Основанием для инициирования вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента и образования специальной временной следственной комиссии является письменное представление об этом, подписанное большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Подпись народного депутата Украины под представлением об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента не может быть отозвана. Письменное представление об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента с личными подписями народных депутатов Украины, подается в Аппарат Верховной Рады Украины.

В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады вопроса об инициировании вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента Верховная Рада для проведения расследования обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления образует специальную временную следственную комиссию.

В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп), специальный прокурор и три специальных следователя. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции (депутатской группы) в специальной временной следственной комиссии.

Согласно предложенным изменениям в статью 171 Регламента Верховной Рады, на должности специального прокурора, специальных следователей может быть выбрано только лицо, отвечающее следующим требованиям:

  1. является гражданином Украины, проживает на ее территории не менее десяти лет;
  2. свободно владеет государственным языком;
  3. имеет высшее юридическое образование;
  4. не имеет судимости.

Не может быть избранным в состав специальной временной следственной комиссии лицо, у которого в случае избрания возникнет реальный или потенциальный конфликт интересов в связи с проведением расследования, для проведения которого образуется соответствующая комиссия. Лицо, кандидатура которого предложена депутатской фракцией (депутатской группой) в состав специальной временной следственной комиссии, обязано уведомить соответствующий комитет и Верховную Раду о невозможности участвовать в работе специальной временной следственной комиссии при наличии указанного основания.

Кандидат на должность специального прокурора или специального следователя представляет в Верховную Раду личную карточку и декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, установленной Законом Украины "О предотвращении коррупции".

Решение об избрании специального прокурора и специальных следователей Верховная Рада принимает открытым поименным голосованием большинством от ее конституционного состава.

Специальный прокурор при проведении расследования обстоятельств дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента пользуется полномочиями прокурора, установленными Уголовным процессуальным кодексом Украины, Законом Украины «О прокуратуре» и Регламентом, за исключением полномочий по внесению сведений в Единый реестр досудебных расследований, сообщения о подозрении, задержания подозреваемого, применения меры пресечения, предъявления обвинения, продления срока расследования, утверждения обвинительного акта, направления дела в суд.

Специальный следователь производит необходимые следственные действия для проверки и установления обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления.

Специальный следователь при проведении расследования обстоятельств дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента пользуется полномочиями следователя, установленными Уголовным процессуальным кодексом Украины и Регламентом, за исключением полномочий по внесению сведений в Единый реестр досудебных расследований, сообщения о подозрении, задержания подозреваемого, применения меры пресечения, предъявления обвинения, составления обвинительного акта.

По результатам расследования обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления специальные следователи, в месячный срок после формирования специальной следственной комиссии, составляют проект заключения специальной временной следственной комиссии по расследованию дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, который после одобрения его специальным прокурором вносится на рассмотрение комиссии в порядке, установленном Регламентом.

В случае получения заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины соответственно о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления, Верховная Рада тайным голосованием путем подачи бюллетеней принимает решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Постановление Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.

Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования заслушивается на открытом пленарном заседании Верховной Рады с прямой трансляцией по радио и телевидению.

Постановление Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании о его принятии.

С момента объявления председательствующим на пленарном заседании о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины возлагаются на Председателя Верховной Рады Украины в соответствии с положениями статьи 112 Конституции Украины.

Об устранении Президента Украины Верховной Радой с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады через средства массовой информации.

Резолюция недоверия Кабинету Министров

Согласно ст.ст. 85, 87 Конституции Украины Верховная Рада может рассмотреть вопрос ответственности Кабинета Министров и вынести правительству резолюцию недоверия.

Законопроектом предложено дополнить Регламент Верховной Рады положениями относительно привлечения Кабинета Министров к ответственности по предложению Президента Украины.

Предложение об инициировании вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины с личными подписями Президента Украины или народных депутатов Украины, подается в Аппарат Верховной Рады Украины.

Подпись народного депутата Украины под предложением об инициировании вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины не может быть отозвана.

К предложению об инициировании вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или надлежащим образом заверенные их копии.

После внесения на рассмотрение Верховной Рады вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины комитеты в соответствии с предметами их ведения не позднее чем в четырехдневный срок формулируют и направляют через Аппарат Верховной Рады вопросы к Кабинету Министров Украины, на которые они хотели бы получить ответы к рассмотрению вопроса о ответственности Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины в трехдневный срок после получения вопросов от комитетов направляет комитетам ответы на них. Обобщенный вариант информации Кабинета Министров Украины вместе с ответами на вопросы, поступившие от комитетов, направляется в Аппарат Верховной Рады, после чего в срочном порядке предоставляется народным депутатам, Президенту Украины. Один экземпляр информации Кабинета Министров Украины официально направляется в Счетную палату для подготовки выводов.

После получения ответов на поставленные вопросы комитеты рассматривают вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины на своих заседаниях.

Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не позднее чем через десять дней после внесения предложения Президентом Украины или народными депутатами Украины в Аппарат Верховной Рады Украины, рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады Украины, на которое приглашаются все члены Кабинета Министров Украины. В случае рассмотрения вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины по предложению Президента Украины в пленарном заседании Верховной Рады Украины принимает участие Президент Украины.

Рассмотрение вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины начинается с доклада народного депутата, уполномоченного из числа народных депутатов, которые инициировали вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины. Для доклада предоставляется до 45 минут. По окончании доклада докладчик в течение 45 минут отвечает на устные вопросы представителей депутатских фракций (депутатских групп) и других народных депутатов. По окончании ответов на вопросы слово для выступления до 45 минут предоставляется Премьер-министру Украины, а в случае его отсутствия по уважительным причинам - Первому вице-премьер-министру Украины.

По предложению депутатской фракции (депутатской группы), комитета Верховная Рада может принять решение о заслушивании информации членов Кабинета Министров Украины. Для информации члену Кабинета Министров Украины предоставляется до 15 минут. После информации член Кабинета Министров Украины в течение 15 минут отвечает на вопросы представителей депутатских фракций (депутатских групп).

После доклада и ответов на вопросы предоставляется слово для выступления представителям комитетов и депутатских фракций (депутатских групп) продолжительностью до трех минут.

По окончании обсуждения, проводится голосование по принятию резолюции недоверия Кабинету Министров Украины.

Резолюция недоверия Кабинету Министров Украины считается принятой, если за нее проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.

Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой более одного раза на протяжении одной очередной сессии Верховной Рады, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины.

Постановление Верховной Рады о выражении недоверия Кабинету Министров Украины вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании о его принятии.

Кроме того, статью 385 Уголовного Кодекса Украины предложено дополнить положениями об ответственности свидетеля за отказ от дачи показаний, эксперта и переводчика – за отказ от выполнения возложенных на них обязанностей во время расследования дела специальной временной следственной комиссией Верховной Рады Украины.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам