Верховный Суд окончательно определился с назначением пенсий на льготных условиях 09.12.2021

Пересматривая образцовое дело, Большая Палата ВС изменила мотивировочную часть решения КАС ВС, но оставила принятое решение в пользу обратившегося за назначением пенсии лица. // 09.12.2021

30 сентября 2020 года истица обратилась в Луганский окружной административный суд с иском, в котором просила:

  • признать противоправным и отменить решение управления ПФУ об отказе в назначении пенсии на льготных условиях по возрасту согласно пункту 2 части второй статьи 114 Закона Украины от 9 июля 2003 года № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее - Закон №1058-IV);
  • обязать ответчика назначить пенсию по возрасту на льготных условиях по списку № 2 в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона Украины от 5 ноября 1991 г. № 1788-ХІІ «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон № 1788-ХІІ), а как раз с 12 августа 2020 года.

Обосновывая эти требования, истица отметила, что, достигнув 50-летнего возраста, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях на основании пункта «б» статьи 13 Закона № 1788-ХІІ в редакции, действующей до внесения изменений Законом Украины от 2 марта 2015 г. № 213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» (далее - Закон № 213-VIII).

Истица сослалась с тем, что приобретение ею права на назначение упомянутой пенсии подтверждается Решением Конституционного суда Украины 23 января 2020 года № 1-р/2020 (дальше - Решение № 1-р/2020, КСУ соответственно), которым изменения пункта «б » статьи 13 Закона № 1788-ХІІ по увеличению пенсионного возраста, внесенные Законом № 213-VIII, были признаны неконституционными.

Однако ответчик отказал ей в назначении льготной пенсии в связи с недостижением пенсионного возраста (55 лет), ссылаясь на пункт 2 части второй статьи 114 Закона № 1058-IV в редакции Закона Украины от 3 октября 2017 г. № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о повышении пенсий» (далее - Закон № 2148-VIII), которым, в частности, повышен возраст выхода на пенсию на льготных условиях на 5 лет.

Луганский окружной административный суд обратился в Кассационный административный суд в составе Верховного Суда с представлением о рассмотрении этого типового дела Верховным Судом как образцового дела.

По результатам рассмотрения образцового дела Кассационный административный суд в составе Верховного Суда решением от 21 апреля 2021 года иск удовлетворил: признал противоправным и отменил обжалуемое решение управления ПФУ и обязал ответчика назначить пенсию на льготных условиях по списку № 2 с 12 августа пункта «б» статьи 13 Закона № 1788-ХII в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 213-VIII.

В этом решении судом указано, что оно является образцовым для дел, в которых предметом спора является обжалование действий территориального органа ПФУ по решению вопроса о назначении пенсии на льготных условиях, для работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, и приведены обстоятельства образцового дела, обуславливающие типичное применение норм материального права, а именно:

  • а) истцом является лицо, которое:
    • обратилось в ПФУ за назначением пенсии после 23 января 2020 года по основаниям, определенным статьей 13 Закона № 1788-ХІІ;
    • на момент обращения достигла: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет;
    • приобрело стаж работы, определенный статьей 13 Закона № 1788-ХІІ;
  • б) ответчиком является орган ПФУ, уполномоченный на решение вопроса о назначении пенсии.

Кассационный административный суд в составе Верховного Суда, учитывая правовую позицию, закрепленную в Решении № 1-р/2020, указал на то, что идентичная изложенной в Законе № 213-VIII правовая норма по увеличению пенсионного возраста, содержащаяся в Законе № 2148 -VIII и которым дополнен Закон № 1058-IV, тоже не соответствует Конституции Украины, а потому не подлежит применению.

Управление ПФУ, не согласившись с такими выводами суда, обжаловало его в Большую Палату Верховного Суда.

Большая Палата Верховного Суда проверила доводы участников дела, исследовала его материалы, пересмотрела обжалованное судебное решение и пришла к таким выводам.

3 октября 2017 года Верховной Радой Украины был принят Закон № 2148-VIII, дополнивший Закон № 1058-IV разделом XIV-1, содержащий пункт 2 части второй статьи 114 следующего содержания:

«На льготных условиях пенсия по возрасту назначается работникам, занятым полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, - после достижения 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах и ​​не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах».

По предписаниям статьи 12 Закона №1788-XII право на пенсию за возраст м мужчины - после достижения 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона № 1788-XII в редакции, действующей до внесения изменений Законом № 213-VIII, на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы: работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденный Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:

  • мужчины – после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
  • женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Законом № 213-VIII, вступившим в силу с 1 апреля 2015 года, увеличен ранее предусмотренный пунктом «б» статьи 13 Закона № 1788-XII возраст вступления права на пенсию на льготных условиях, в частности женщинам с 50 лет до 55 лет.

В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Решения № 1-р/2020 признаны не соответствующими Конституции Украины (являющиеся неконституционными), статья 13, часть вторая статьи 14, пункты «б» - «г» статьи 54 Закона № 1788-XII изменениями, внесенными Законом №213-VIII (пункт 1 решения).

Согласно пункту 3 резолютивной части указанного решения применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты «б» - «г» статьи 54 Закона № 1788-XII в редакции до внесения изменений Законом № 213-VIII для лиц, работавших до 1 апреля 2015 года на должностях, определенных в указанных нормах, а именно: на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, в частности, работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, в том числе женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Таким образом, Решением № 1-р/2020 КСУ признал неконституционными отдельные положения Закона № 1788-ХІІ, в связи с чем они утратили силу со дня принятия Решения (пункт 2 резолютивной части Решения). Одновременно КСУ установил, что подлежат применению соответствующие нормы в редакции до внесения изменений в Закон № 213-VIII.

В этой связи на время возникновения спорных правоотношений Закон № 1788-ХІІ с учетом Решения № 1-р/2020 устанавливал право на пенсию по возрасту на льготных условиях по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, для женщин по достижении 50 лет (при наличии стажа работы и других условий, определенных в решении КСУ).

Следовательно, на время возникновения спорных правоотношений была коллизия между нормами Закона № 1788-ХІІ с учетом Решения № 1-р/2020 с одной стороны, и Законом № 1058-IV - с другой в части возраста приобретения права на пенсию на льготных условиях. Первый из этих законов определял такой возраст в 50 лет, тогда как второй – в 55 лет.

Поскольку нормы названных законов регулируют один и тот же круг отношений, Большая Палата Верховного Суда приходит к выводу, что они явно противоречат друг другу. Такое регулирование нарушает требование «качества закона», предусмотренное Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод от 4 ноября 1950 г., и не обеспечивает адекватную защиту от произвольного вмешательства публичных органов государственной власти в имущественные права заявителя (см. пункт 56 решения Европейского суда по правам) человека от 14 октября 2010 по делу «Щокин против Украины»).

Большая Палата Верховного Суда в постановлении от 19 февраля 2020 г. по делу № 520/15025/16-а (производство № 11-1207апп19, пункт 56) сформировала правовое заключение, согласно которому в случае существования неоднозначного или множественного толкования прав и обязанностей лица в национальном законодательстве органы государственной власти обязаны применить подход, который был бы наиболее благоприятен для личности.

Следовательно, по этому делу применению подлежат именно нормы Закона № 1788-ХІІ с учетом Решения № 1-р/2020, а не Закона № 1058-ІV.

Поэтому отказ управления ПФУ в назначении ОСОБА_1, который на время обращения с заявлением о назначении пенсии достиг 50 лет, имел страховой стаж работы 31 год 3 месяца 3 дня, в том числе на работах по списку № 2 - 20 лет 11 месяцев 23 дней, пенсии на льготных условиях по возрасту со ссылкой на недостижение им 55-летнего пенсионного возраста, определенного пунктом 2 части второй статьи 114 Закона № 1058-IV, является противоправным.


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам