Окружной административный суд Киева отменил отдельные положения Порядка приостановления налоговых накладных - 05.07.2019

24.06.2019 года было обнародовано решение ОАСК, которым признаны противоправными и недействительными п. 10, п. 20, п. 21 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 117 от 21 февраля 2018 г. "Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных". Решение вступает в силу по истечении срока на его административное обжалование. // 05.07.2019

Суть дела

Общество с ограниченной ответственностью «БЕССОЛ» обратилось в Окружной административный суд города Киева с иском к Государственной фискальной службы Украины, Главному управлению ГФС в Киевской области, Кабинету Министров Украины, в котором просило:

  • признать противоправными действия Государственной фискальной службы Украины о приостановлении регистрации налоговой накладной истца №38 от 27.03.2018 г.. на сумму 7000 грн с НДС;
  • признать противоправными решения Главного управления ГФС в Киевской области №713556 / 36136012 от 21.05.2018 года об отказе в регистрации налоговой накладной № 38 от 27.03.2018 года на сумму 7000 грн. с НДС;
  • обязать Государственную фискальную службу Украины зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных налоговую накладную № 38 от 27.03.2018 года на сумму 7000 грн. с НДС датой ее представления на регистрацию;
  • признать противоправными и такими, которые не соответствуют правовому акту высшей юридической силы, положения нормативно-правового акта определенные пунктами п. 10, п. 20, п. 21 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ № 117 от 21 февраля 2018 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» и одновременно применить один из установленных законом способов защиты в нарушенного права истца, а именно: признать недействительными положения нормативно-правового акта определенные пунктами п.10, п.20, п.21 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ № 117 от 21 февраля 2018 p. «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».
  • обязать Кабинет Министров Украины принять новый нормативно - правовой акт, который бы предусматривал соблюдение и исполнение п. 201.16 статьи 201 Налогового кодекса на замену нормативно-правового акта - постановления КМУ № 117 от 21 февраля 2018 p. «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных», признанного противоправным в части.

Обстоятельства, установленные судом

В соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины, изложенного в новой редакции Законом от 07.12.2017 №2245-VIII, Кабинетом Министров Украины 21.02.2018 принято постановление № 117 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных », которым, в том числе, утвержден Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Указанное постановление вступило в силу 22.03.2018.

Пунктом 10 Порядка определено, что Критерии рискованности налогоплательщика, критерии рискованности осуществления операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика, определяет ГФС и направляет на согласование Минфина в электронной форме через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти.

Минфин в двухдневный срок согласовывает или направляет ГФС на доработку определенные в этом пункте критерии и перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.

Об определенных критериях рискованности налогоплательщика, критериях рискованности осуществления операций, перечне показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика, ГФС информирует Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

ГФС публикует на своем официальном сайте согласованные критерии рискованности налогоплательщика, критерии рискованности осуществления операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.

В контексте п.10 Порядка, касающегося критериев рискованности осуществления операций, следует отметить, что в соответствии с абз.3 п.13 данного Порядка, в квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки указываются, в том числе, критерий (и) рискованности налогоплательщика и / или критерий (и) рискованности осуществления операций, на основании которого (ых) остановлено регистрацию налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре, с рассчитанным показателем по каждому критерию, которому соответствует налогоплательщика

В данном случае суд считает необходимым обратить внимание на то, что согласно буквального толкования п.п.10, абз.3 п.13 Порядка, основанием для приостановления регистрации налоговой накладной есть соответствующие критерии рискованности, в то время как в соответствии с буквальным толкованием п. 201.16 Налогового кодекса Украины, регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена ​​в порядке и на основаниях (не критериях), определенных Кабинетом Министров Украины.

По содержанию п.18 Порядка, письменные объяснения и копии документов, представленные налогоплательщиком в контролирующий орган в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, рассматриваются комиссиями контролирующих органов.

В то же время, в соответствии с обжалуемыми п.п.20, 21 Порядка, указанные комиссии принимают решения о:

  • регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре;
  • отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчета корректировки, регистрация которых остановлена;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов в соответствии с подпунктом 4 пункта 13 настоящего Порядка;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

Поскольку в соответствии с п.201.16 Налогового кодекса Украины, регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена ​​в порядке и на основаниях, определенных именно Кабинетом Министров Украины, то именно Кабинет Министров Украины выступает регуляторным органом, с учетом требований п. 201.16 Налогового кодекса Украины, в процессе подготовки, принятия, рассмотрения регуляторных актов в сфере остановки регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных .

На этом основании суд приходит к выводу о том, что Постановление № 117 от 21.02.2018 является нормативно-правовым актом, который направлен на регулирование хозяйственных отношений, в частности, Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, применяется неоднократно и в отношении неопределенного круга лиц и принят регуляторным органом - Кабинетом Министров Украины, поэтому, является регуляторным актом.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что поскольку постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» от 21 февраля 2018 № 117 является регуляторным актом, поэтому его разработка, рассмотрение, принятие и обнародование должно происходить по процедуре определенной Законом Украины «О Кабинете Министров Украины» и с учетом требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности ».

Статьей 4 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» предусмотрен принцип планирования деятельности по подготовке проектов регуляторных актов, то есть предсказуемости, согласно которому регуляторные органы утверждают планы деятельности по подготовке ими проектов регуляторных актов на следующий календарный год не позднее 15 декабря текущего года, если иное не установлено законом (ч. 1 ст. 7 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»).

Как свидетельствуют материалы дела, спорный регуляторный акт не был внесен в план деятельности по подготовке Кабинетом Министров Украины проектов регуляторных актов на следующий календарный год до 15 декабря 2017 года, ведь обязанность по определению порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины, возникла у Кабинета Министров Украины в связи с принятием Верховной Радой Украины Закона № 2245-VIII от 07.12.2017.

Вместе с тем, частью 4 ст. 7 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» предусмотрено, что если регуляторный орган готовит или рассматривает проект регуляторного акта, который не внесен в утвержденный этим регуляторным органом план деятельности по подготовке проектов регуляторных актов, этот орган должен внести соответствующие изменения в план не позднее десяти рабочих дней со дня начала подготовки этого проекта или со дня внесения проекта на рассмотрение в этот регуляторный орган, но не позднее дня опубликования этого проекта.

Материалами дела подтверждается, что при принятии спорного постановления ответчиком не были соблюдены принцип предсказуемости, что означает последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, что в свою очередь, не позволяет субъектам хозяйствования осуществлять планирование  их деятельности. В частности, проект спорного постановления не был включен в план подготовки проектов регуляторных актов Кабинета Министров на 2018 год, что является нарушением норм ст 4, 7, 19 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Также одним из основополагающих принципов обеспечения осуществления государственной регуляторной политики является принцип обнародования проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений, что одновременно является одним из этапов, предшествующий принятию регуляторного акта.

Порядок обнародования проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений определен в статье 9 Закона № 1160-IV, в соответствии с которой каждый проект регуляторного акта обнародуется с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений. Об обнародовании проекта регуляторного акта с целью получения замечаний и предложений разработчик этого проекта сообщает способом, предусмотренным статьей 13 настоящего Закона. Проект регуляторного акта вместе с соответствующим анализом регуляторного влияния публикуется способом, предусмотренным статьей 13 настоящего Закона, не позднее пяти рабочих дней со дня опубликования сообщения об обнародовании этого проекта регуляторного акта.

Срок, в течение которого от физических и юридических лиц, их объединений принимаются замечания и предложения, устанавливается разработчиком проекта регуляторного акта и не может быть менее одного месяца и больше трех месяцев со дня обнародования проекта регуляторного акта и соответствующего анализа регуляторного влияния. Все замечания и предложения по проекту регуляторного акта и соответствующего анализа регуляторного влияния, полученные в течение установленного срока, подлежат обязательному рассмотрению разработчиком этого проекта. По результатам этого рассмотрения разработчик проекта регуляторного акта полностью или частично учитывает полученные замечания и предложения или мотивированно их отклоняет. Обнародование проекта регуляторного акта с целью получения замечаний и предложений не может быть препятствием для проведения общественных слушаний и любых других форм открытых обсуждений этого проекта регуляторного акта.

Как установлено судом, проект Постановления № 117 был размещен на сайте Министерства финансов Украины 16.02.2018 (https://www.minfin.gov.ua/news/view/proekty-rehuliatornykh-aktiv-dlia-obhovorennia-?category=aspekti- roboti & subcategory = proekti-dokumentiv).

Учитывая вышеизложенное, учитывая дату обнародования проекта постановления №117, Окружной административный суд. Киева приходит к выводу, что Кабинетом Министров Украины не были соблюдены требования Закона № 1160-IV о принятии регуляторного акта минимум через 1 месяц от даты опубликования. При этом в документе под названием «Сообщение об обнародовании ..» содержится информация о том, что замечания и предложения по содержанию проекта постановления можно предоставлять в письменной и электронной форме в течение месяца со дня опубликования этого объявления - с 16.02.2018, в то время как постановление №117 принято Кабинетом Министров Украины на пятый день после даты публикации ее проекта - 21.02.2018.

Коллегия судей, проанализировав содержание Порядка, установила, что его положениями не определены конкретные критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, или оснований для приостановления регистрации налоговой накладной, как это предусмотрено п.201.16 Налогового кодекса Украины, зато на основании пункта 10 настоящего Порядка обязано Государственную фискальную службу Украины определить соответствующие критерии и согласовать их с Министерством финансов Украины.

На момент обращения истца в суд с данным иском критерии рискованности осуществления операций были определены согласованным и.о. Председателя ДФС Украине Проданом М.В. письмом фискальной службы Украины № 959 / 99-99-07-18 от 21 марта 2018 года, по согласованию с Министерством финансов Украины от 22 марта 2018 года.

Несмотря на то, что Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, был утвержден ответчиком 21 февраля 2018, указанные Критерии повторно были утвержден и.о. Председателя Государственной фискальной службы Украины более чем через восемь месяцев - 5 ноября 2018.

При этом следует отметить, что письмом от 22.03.2018 №26010-06-10 / 7849 Министерство финансов Украины согласовало критерии рискованности налогоплательщика, критерии рискованности осуществления операций, по которым определяется положительная история налогоплательщика, направленные письмом ГФС Украины от 21.03.2018 №828 / 4 / 99-99-07-05-05-13, впрочем, при условии, что они будут пересмотрены в течение месяца.

Окружной административный суд. Киева считает необходимым обратить внимание на то, что письма министерств, других органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами в понимании статьи 117 Конституции Украины, а потому не могут быть источником права в соответствии со статьей 7 Кодекса административного судопроизводства Украины.

В то же время, поскольку Кабинетом Министров Украины в порядке остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением от 21.02.2018 №117 не определены конкретные основания для приостановления регистрации налоговой накладной, а только в п.6 Порядка указано о том, что в случае если по результатам мониторинга налогоплательщик, которым составлена налоговая накладная / расчет корректировки, соответствует критериям рискованности налогоплательщика, регистрация такой налоговой накладной / расчетной ку корректировки останавливается, суд приходит к выводу о том, что Критерии рискованности, как непосредственные и неразрывные составляющие Порядка соответствуют понятию регуляторного акта, согласно ст.1 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», как такие, что осуществляют непосредственное влияние на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, направлены на неоднократное применение и распространяются на неограниченный круг лиц.

Следует отметить, что письмом от 27.02.2018 №2216 / 0 / 20-18 Государственная регуляторная служба Украины доводила до сведения Министерства финансов Украины, как разработчика проекта постановления №117 от 21.02.2018 о том, что Критерии рискованности подпадают под сферу действия Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» в целом и требуют обязательной установленной настоящим Законом процедуры их согласования.

Кроме того, в указанном письме Государственной регуляторной службой Украины отмечено, что факт введения непрозрачного механизма утверждения Критериев с учетом отсутствия доступного для ознакомления общественности механизма принятия указанных проектов актов, в том числе определение периодичности утверждения таких критериев ГФС Украины нарушает один из принципов государственной регуляторной политики, а именно, предсказуемости, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, что не позволяет субъектам хозяйствования осуществлять планирование их хозяйственной деятельности.

К тому же, Государственная регуляторная служба Украины выразила свою обеспокоенность по поводу того, что в связи с игнорированием разработчиком принципов государственной регуляторной политики, в частности, прозрачности, данное обстоятельство создает основания для его будущего обжалования в судебном порядке.

Однако, данные замечания были оставлены Министерством финансов Украины без внимания, что привело в дальнейшем к утверждению Кабинетом Министров Украины данного Порядка, оспариваемый пункт 10 которого не соответствует требованиям Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», а поэтому является незаконным.

Поскольку Критерии рискованности, утвержденные письмом центрального органа исполнительной власти - Государственной фискальной службы Украины, нельзя считать законодательством с учетом неведених выше судом доводов, а существование указанных Критериев приводит к нарушению прав истца в форме остановки представленных им в регистрации налоговых накладных и одновременно приводит к необходимости предоставление истцом дополнительных документов для подтверждения правомерности составления такой налоговой накладной, коллегия судей приходит к выводу, что фактически Критериями рискованности прямо нарушается право истца, определенное ч.1 ст.19 Конституции Украины, в результате чего п.10 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 117 от 21 февраля 2018 « об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных »подлежит признанию противоправным и недействительным.

Относительно исковых требований в части п.п.20, 21 Порядка, Окружной административный суд города Киева отметил следующее.

Так, пунктом 20 Порядка предусмотрено право Комиссии принимать решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки. В свою очередь, п.21 Порядка определяет основания для принятия комиссиями контролирующих органов решений об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки.

Решая вопрос о правомерности урегулирования указанными пунктами Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2017 №117, коллегия судей принимает во внимание то, что в соответствии с п.20.2 Налогового кодекса Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, принимает решение о регистрации / отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Согласно пп.1 п.3 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 №375, основными задачами Минфина является обеспечение формирования и реализация государственной финансовой и бюджетной политики, государственной политики в сфере государственного пробирного контроля, бухгалтерского учета, выпуска и проведения лотерей.

Поскольку на время разрешения спора по существу заявленных исковых требований отсутствует порядок, определенный Министерством финансов Украины, каким бы урегулировался вопрос отказа в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, Окружной административный суд города Киева приходит к выводу о противоправности принятия Комиссиями решений об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки на основании п.п. 20, 21 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2018 №117, в результате чего данные пункты подлежат признанию противоправными и недействительными.

Таким образом, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Юридические услуги в налоговом праве
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

12

количество предложений

912,50

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ И ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫМ ЮРИСТОМ?

ПЕРВАЯ В УКРАИНЕ ПРИКЛАДНАЯ КНИГА О СЕКРЕТАХ ПРОФЕССИОНАЛОВ, РЕАЛИЯХ ТРУДА И ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ПРАВА



Путеводитель

Налоговая декларация

1 мая заканчивается срок подачи годовой налоговой декларации для физических лиц. Кто должен подать декларацию и какие доходы нужно задекларировать, а кто этого делать не обязан, как правильно заполнить декларацию о доходах госслужащих? – расскажет Prostopravo

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам