про твої права

Как узаконить самострой в Украине и зарегистрировать право собственности на него

С 20 апреля 2018 года, благодаря изменениям в Закон Украины «О градостроительной деятельности», украинцы вновь смогут узаконить самовольное строительство в органах государственного архитектурно-строительного контроля. Однако воспользоваться такой процедурой смогут не все. Подробнее об узаконивании самовольного строительства, о вводе в эксплуатацию самостроя расскажет Prostopravo.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое самострой
  2. Как узаконить самострой?
  3. Узаконивание самостроя через суд
  4. Сколько стоит узаконить самострой
  5. Как зарегистрировать право собственности на квартиру в новострое

    5.1 Куда обращаться

    5.2 Какие нужны документы

  6. Все о приватизации квартиры
  7. Строительство дома в кредит
  8. Рейтинг ипотеки на вторичное жилье
  9. Новостройки в кредит: рейтинг банков
  10. Кредит на покупку земли




Видео по теме

Loading...

Что такое самострой

Согласно ст. 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся:

  • на земельном участке, не отведенном для этой цели;
  • без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта;
  • с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Если построенный Вами дом, гараж, сарай, хозяйственная пристройка и т. д. Отвечают хотя бы одному из этих признаков — это самовольное строительство и для того, чтобы зарегистрировать право собственности на него, необходимо будет пройти одну из описанных ниже процедур.

Как узаконить самострой?

Упрощенная процедура принятия в эксплуатацию органами государственного архитектурно-строительного контроля применяется к объектам строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), построены на земельном участке соответствующего целевого назначения, но без разрешительного документа на выполнение строительных работ, а именно:

  • построенные в период с 5 августа 1992 года по 9 апреля 2015 года индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома общей площадью до 300 квадратных метров, а также хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения общей площадью до 300 квадратных метров;
  • построенные до 12 марта 2011 здания и сооружения сельскохозяйственного назначения.

Собственнику или пользователю земельного участка, на котором построено такое сооружение следует провести техническое обследование строительства, затем обратиться в органы государственного архитектурно-строительного контроля. В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления органы ГАСК должны бесплатно принять объект строительства в эксплуатацию.

Порядок проведения технического обследования и принятия в эксплуатацию  таких объектов самовольного строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 03.07.2018  № 158. При этом техническое обследование индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно проводится в ходе их технической инвентаризации с соответствующей отметкой в ​​техническом паспорте.

К владельцам (пользователям) земельных участков штрафные санкции за выполнение строительных работ без получения документов, дающих право на их выполнение, и за эксплуатацию или использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, не применяются.

Техническое обследование проводится субъектом хозяйствования, который имеет в своем составе соответствующих исполнителей, согласно Закону Украины «Об архитектурной деятельности» получивших квалификационный сертификат, или физическим лицом - предпринимателем, имеющим квалификационный сертификат.

Принятие в эксплуатацию объектов осуществляется безвозмездно в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, по результатам технического обследования объекта, путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Объект не может быть принят в эксплуатацию при наличии отклонений от требований государственных строительных норм, определенных такими нормами как недопустимые (запрещенные).

К заявлению о принятии в эксплуатацию объекта нужно приложить:

  • два экземпляра заполненной декларации;
  • отчет о проведении технического обследования объекта с информацией о возможности его надежной и безопасной эксплуатации (кроме индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно);
  • заверенные в установленном порядке копии:
  • документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект;
  • технического паспорта (с отметкой о проведенном техническом обследовании).

Один экземпляр декларации после ее регистрации возвращается заказчику, а другой остается в органе государственного архитектурно-строительного контроля, который ее зарегистрировал.

Датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Не стоит забывать, что право собственности на объект недвижимости возникает  с момента его государственной регистрации. Поэтому после принятия объекта в эксплуатацию нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг  для проведения процедуры государственной регистрации права собственности на новострой с такими документами (п.41 Постановления КМУ от 25 декабря 2015 г. № 1127 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений») :

  1. документ, который в соответствии с требованиями законодательства свидетельствует о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  2. технический паспорт на объект недвижимого имущества;
  3. документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса;
  4. письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность);
  5. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, строительство которого осуществлялось в результате совместной деятельности).

Узаконивание самостроя через суд

Если же объект самовольного строительства не отвечает вышеописанным критериям, например, построен на земельном участке, имеющем иное целевое назначение, узаконить его возможно только через суд.

Согласно части третьей статьи 376 Гражданского Кодекса Украины право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Причем, часть четвертая этой же статьи говорит, что если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило самовольное строительство, или за его счет.

Таким образом, владельцу самостроя придется заручиться доказательствами для суда: письменным согласием соседей, документами на право пользования участком и т.д. Иск следует подавать в суд общей юрисдикции по месту нахождения объекта самовольного строительства.

В случае принятия судом положительного решения, собственнику нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг для регистрации права собственности на объект недвижимости.

Сколько стоит узаконить самострой

Целый ряд организаций предлагает услуги по легализации самостроя «под ключ»: от изготовления проектной документации до регистрации права собственности на узаконенный объект. Стоимость таких услуг немалая: в городе Киева, например, она стартует от 1000 у.е.

Как зарегистрировать право собственности на квартиру в новострое

Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому счастливый обладатель квартиры в новопостроенном доме должен обратиться в Укргосреестр для регистрации своего права собственности на новую квартиру. Какие документы нужны для регистрации права собственности на новострой узнавал Prostopravo

Куда обращаться

Государственная регистрация права собственности на новую квартиру проходит в органах Укргосреестра по месту нахождения недвижимости в соответствии с Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений (Постановление КМУ №868 от 17.10.2013 г).

В любом случае, заявитель должен предъявить свой паспорт, доверенность (если он действует от имени другого человека, по его поручению), а также соответствующее заявление. В остальном же, перечень документов зависит от того, каким образом происходило инвестирование строительства – посредством фонда финансирования строительства, через выпуск целевых облигаций, путем создания жилищно-строительного кооператива, или же приобретения имущественных прав.

Так, обязательно нужно предоставить документ, подтверждающий приобретение им объекта недвижимости в собственность ((инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав и т.п.).

Какие нужны документы

В случае участия в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования.

В случае приобретения беспроцентных (целевых) облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи облигаций и в случае наличия документ, согласно которому произошло закрепление соответствующего объекта инвестирования за владельцем облигаций (договор резервирования, бронирования и т.д.).

В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав.

Для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, заявитель представляет:

  • справку жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива о членстве в кооперативе и внесении таким членом кооператива паевого взноса в полном объеме;
  • технический паспорт на объект недвижимого имущества.

Какие документы должен предоставить регистратору застройщик:

  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект до проведения реконструкции (в случае проведения реконструкции объекта недвижимого имущества);
  • документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
  • утвержденный застройщиком  перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.

Кооператив после принятия дома  в эксплуатацию представляет:

  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
  • документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
  • утвержденный общим собранием кооператива список членов кооператива.

По истечении срока, отведенного законом на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, а именно 5 рабочих дней, заявителю выдается Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, после чего он становится полноправным собственником квартиры.

 

Стоимость юридических услуг по операциям с недвижимостью

Услуга

Кол-во предложений

Средняя цена, грн

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!





Полезные статьи по данной тематике

Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




© 2006—2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес: 02100, г. Киев, ул. Георгия Тороповского, 2, оф. 19

Телефон: +38 063 075 70 92

Email: info@prostobank.com