Как обжаловать решение пенсионного органа о назначении пенсии в административном порядке? 06.08.2018

Если пенсионер не согласен с решением пенсионного органа о назначении, пересчете, отказе в пересчете или переводе с одного вида пенсии на другой, он может обжаловать такое решение в органы Пенсионного фонда высшего уровня. О том, как это сделать расскажет Prostopravo

Как обжаловать решение пенсионного органа о назначении пенсии в административном порядке?

В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально.

Подача жалобы не лишает заявителя права обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также объединенных управлений подается в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (региональные органы Пенсионного фонда Украины). Решения региональных органов Пенсионного фонда Украины обжалуются в Пенсионный фонд Украины.  Жалобу нужно  сопроводить документами, которые свидетельствуют о принятии неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя;
  • наименование органа Пенсионного фонда Украины, которым принято решение;
  • суть требования;
  • информация об обжаловании решения органа Пенсионного фонда Украина в суде (в случае обжалования решения).

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты.  Жалоба направляется в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично.

Жалоба, оформленная без соблюдения этих требований, не дает возможности рассмотреть жалобу по существу и возвращается заявителю с соответствующими обоснованиями не позднее, чем через десять дней со дня ее получения.

В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионный фонд Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

В случае, если орган Пенсионного фонда Украины направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, определенного для обжалования решений органов ПФУ.

Рассмотрение жалоб органом ПФУ

Орган Пенсионного фонда Украины обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более одного месяца со дня поступления жалобы в адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока.  При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать сорока пяти дней.

Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность решения, обжалуется, и принимает одно из следующих решений:

  1. оставляет жалобу без удовлетворения;
  2. полностью или в определенной части удовлетворяет жалобу. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы,  органу, назначающему пенсии, даются распоряжения о совершении соответствующих действий.

Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, лиц с инвалидностью вследствие Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионный фонд Украины лично.

Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу.

В случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня или в судебном порядке.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если его оно вручено под расписку или направлено письмом на его адрес по месту проживания.

Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионный фонд Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению.

Рассмотрение жалоб Комиссией при ПФУ

По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины о пенсионном обеспечении, образованной при Пенсионном фонде Украины или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Решение Комиссии, принятое по рассмотрению жалобы, носит рекомендательный характер.

Комиссия является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, который образуется при главном управлении Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в составе не менее пяти человек. Персональный состав Комиссии утверждается приказом главного управления.

В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией и законами Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами.

Председателем Комиссии по должности является руководитель структурного подразделения главного управления, ответственного за организацию работы по пенсионному обеспечению. В работе Комиссии могут принимать участие по согласованию с правом совещательного голоса представители органов труда и социальной защиты населения, представители общественных организаций ветеранов и пенсионеров, представители территориальных объединений организаций профсоюзов и работодателей.

Основным задачами Комиссии являются:     рассмотрение жалоб граждан;     внесение рекомендаций начальнику главного управления или другому лицу, уполномоченному принимать решения по результатам рассмотрения жалобы.

На заседании Комиссии принимается одно из следующих решений:

  • рекомендовать удовлетворить жалобу;
  • рекомендовать отказать в удовлетворении жалобы;
  • рекомендовать привести материалы пенсионного дела лица в соответствие с нормами действующего законодательства в случае обнаружения ошибок в исчислении пенсии, о которых говорится в жалобе.

 Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывает председательствующий на заседании, и в течение 2-х рабочих дней предоставляется руководителю.


FAQ по пенсии

Бланки документов и справочники