Конституционный Суд признал неконституционным условие о выходе педагогов на пенсию по выслуге лет при достижении определенного возраста - 11.06.2019

4 июня 2019 года Большая палата Конституционного Суда приняла решение № 2-р/2019, которым признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения пункта "а" статьи 54, статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года № 1788-ХII с изменениями, внесенными законами Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения" от 2 марта 2015 № 213-VIII, "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" от 24 декабря 2015 № 911-VIII. // 11.06.2019

Напомним, что согласно статье 55 Закона № 1788 в редакции до внесения изменений Законом № 911 право на пенсию по выслуге лет имели, в частности:

работники образования, здравоохранения и социального обеспечения независимо от возраста при наличии специального стажа работы по перечню, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, по состоянию на 1 апреля 2015 - не менее 25 лет и после этой даты:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 25 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 - не менее 26 лет;
  • с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 - не менее 26 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 27 лет;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 27 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2020 по 31 марта 2021 - не менее 28 лет;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 - не менее 28 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 29 лет;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 29 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2024 или после этой даты - не менее 30 лет.

Законом № 911 установлен ранее не предусмотренный законодательством возраст выхода на пенсию для отдельных категорий граждан, а именно: 55 лет - для работников образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Субъект права на конституционное представление ( 45 народных депутатов) посчитали, что внесенными Законом № 911 изменениями существенно нарушены гарантии социального обеспечения указанных категорий граждан, поскольку сужено содержание и объем их права на пенсионное обеспечение через условие реализации этого права не только приобретением специального стажа работы, но и достижением определенного возраста.

Разрешая поднятый в конституционном представлении вопрос, Конституционный Суд Украины исходил из следующего.

  1. Украина является социальным государством (статья 1 Конституции Украины). Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства; государство отвечает перед человеком за свою деятельность; утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (часть вторая статьи 3 Основного Закона Украины).

При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод (часть третья статьи 22 Конституции Украины).

Граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 46 Основного Закона Украины).

Исключительно законами Украины определяются, в частности, основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения (пункт 6 части первой 92 Конституции Украины).

  1. Конституционный Суд Украины исходил из того, что предусмотренные законами Украины социально-экономические права не являются абсолютными, механизм их реализации может быть изменен государством, в частности, из-за невозможности их финансового обеспечения путем пропорционального перераспределения средств с целью сохранения баланса интересов личности и общества.

Конституционный Суд Украины учитывает то, что законодатель, изменяя отношения в сфере пенсионного обеспечения с целью совершенствования социальной политики государства путем перераспределения общественного дохода, не может обезопасить человека от изменения условий его социального обеспечения. Изменения в этой сфере должны быть достаточно обоснованными, осуществляться постепенно, осторожно и в заранее обдуманный способ, базироваться на объективных критериях, быть пропорциональными целям изменения юридического регулирования, обеспечивать справедливый баланс между общими интересами общества и обязанностью защищать права человека, не нарушая при этом сущности права на социальную защиту.

Соблюдение конституционных принципов социального государства обусловливает осуществление законодательного регулирования общественных отношений на основе справедливости и размерности с учетом долга государства обеспечивать достойные условия жизни каждому гражданину Украины (абзац восьмой подпункта 2.1 пункта 2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 26 декабря 2011 года № 20-рп / 2011). Основными задачами социального государства является создание условий для реализации социальных, культурных и экономических прав человека, содействие самостоятельности и ответственности каждого человека за свои действия, оказание социальной помощи гражданам, которые по независящим от них обстоятельствам не могут обеспечить достаточный уровень жизни для себя и своей семьи  (абзац второй подпункта 2.1 пункта 2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 25 января 2012 № 3-рп / 2012).

Таким образом, при любых обстоятельствах сущность права на пенсионное обеспечение как составляющей конституционного права на социальную защиту не может быть нарушена, а законодательное регулирование в этой сфере должно соответствовать принципам социального государства.

  1. Законом № 911 установлено как дополнительное условие для назначения пенсии за выслугу лет достижение возраста 55 лет для лиц, указанных в пунктах "е", "ж" статьи 55 Закона № 1788.

В положениях статей 54, 55 Закона № 1788 определены категории граждан, имеющие право на пенсию за выслугу лет, и условия приобретения такого права.

В соответствии со статьей 51 Закона № 1788 пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.

То есть в указанной норме речь идет о работах, которые имеют непосредственное влияние на здоровье работника и могут привести к потере профессиональной трудоспособности (способности выполнять работу по профессии) до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, а следовательно, к невозможности эффективно выполнять работу без ущерба для собственного здоровья и безопасности окружающих.

Из изложенного следует, что утрата профессиональной трудоспособности или пригодности не связана с достижением работником определенного возраста, поэтому не может быть условием для назначения пенсии за выслугу лет.

Установление положениями Закона № 1788 возраста выхода на пенсию отдельных категорий граждан, занятых на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, является посягательством на сущность права на пенсионное обеспечение.

Конституционный Суд Украины отмечает, что исключительно обеспечение финансовых интересов государства, а именно наполнение (формирование) Государственного бюджета Украины, а также бюджета Пенсионного фонда Украины, без соблюдения положений Конституции Украины, в частности относительно приоритетности обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения права на социальную защиту, не могло быть оправданием для юридического регулирования, установленного оспариваемыми положениями Закона № 1788. Поэтому избранное законодателем средство нельзя считать приемлемым для достижения цели принятия Закона № 911.

Следовательно, положения пункта "а" статьи 54, статьи 55 Закона № 1788 с изменениями, внесенными Законом № 911 в части установления как дополнительного условия для назначения пенсии за выслугу лет достижения возраста 55 лет для лиц, указанных в пунктах "е", "ж" статьи 55 Закона № 1788, следует признать таким, что нивелируют сущность права на социальную защиту, не соответствуют конституционным принципам социального государства и противоречит положениям статей 1, 3 , части третьей статьи 22, статьи 46 Основного Закона Украины.

Аналогичные аргументы положены в основу решения признать неконституционными положения п. а) ст. 54 ЗУ «О пенсионном обеспечении»  в редакции Закона №911 (относительно выхода на пенсию по выслуге лет по достижении 50 лет работников летного и летно-исптытательного состава).

Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

С полным текстом решения можно ознакомиться по ссылке: http://www.ccu.gov.ua/dokument/2-r2019

Стоимость юридических услуг для пенсионеров
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

15

количество предложений

323,33

средняя цена, грн

1

количество предложений

1 000,00

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ И ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫМ ЮРИСТОМ?

ПЕРВАЯ В УКРАИНЕ ПРИКЛАДНАЯ КНИГА О СЕКРЕТАХ ПРОФЕССИОНАЛОВ, РЕАЛИЯХ ТРУДА И ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ПРАВА



Путеводитель

Пенсия в Украине от А до Я

Простоправо рассказывает, какой пенсионный возраст для выхода на пенсию, что такое страховой стаж для пенсии, как рассчитывается и начисляется пенсия, какая минимальная и максимальная пенсия в стране, как осуществляется перерасчет пенсии и какие документы нужны для оформления пенсии по возрасту (по старости).

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам