Медиация в бизнесе и в хозяйственном процессе

Медиация (от англ. Mediation - посредничество) - вид альтернативного урегулирования споров, метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы они сами смогли выбрать тот вариант решения, который бы удовлетворял интересы и потребности всех участников конфликта.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Преимущества медиации:
  2. Этапы процедуры медиации:
  3. Урегулирование спора с участием судьи в хозяйственном процессе

Медиатор, в отличие от судьи/третейского судьи / арбитра, не выносит никаких решений, он, прежде всего, поддерживает стороны на пути выработки ими собственного решения.

Преимущества медиации:

  • экономия времени
  • Снижение стоимости процесса разрешения спора
  • Возможность влиять на результат
  • конфиденциальность процедуры
  • Возможность сохранения или восстановления деловых отношений с партнерами
  • Возможность предотвратить возникновение подобных конфликтов в будущем
  • Гарантия исполнения решения (в случае успешной медиации).

Этапы процедуры медиации:

  1. Подготовка к медиации

Подготовка является решающим этапом в процессе медиации. Этап подготовки к совместной встрече предусматривает работу с двумя важными компонентами: налаживание контактов со сторонами и организации пространства для проведения медиации.

Медиатор предварительно разговаривает с каждым участником конфликта отдельно. Такой разговор проводится с тем, чтобы:

проинформировать участников о процедуре медиации, роли медиатора и участников в ней и получить согласие на участие в медиации;

объяснить принципы и правила медиации и получить согласие сторон придерживаться этих правил;

удостовериться, что время, предназначенное для встречи, удобно для всех;

ответить на вопросы участников конфликта.

  1. Вступительная часть медиации (вступительное слово медиатора)

На этом этапе медиатор знакомит участников с процедурой медиации и ее принципами, обсуждает со сторонами правила медиации, отвечает на вопросы сторон. Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению содержания конфликтной ситуации, необходимо убедиться, что стороны понимают суть процедуры, ее принципы и соглашаются соблюдать правила и участвовать в медиации. Медиатор объясняет непонятные моменты еще раз и предлагает сторонам подписать Согласие на участие в медиации.

  1. Пояснения сторон

Этот этап начинается с просьбы медиатора описать конфликтную ситуацию, объяснить, что произошло. Медиатор может обратиться к одному из участников или предложить сторонам определиться, кто будет начинать рассказ. Задачей этого этапа является предоставление сторонам возможности высказаться по конфликтной ситуации и их отношении к ней. Важно, прежде чем перейти к решению конфликта, детально определить и согласовать между сторонами суть проблемы и ключевые моменты, требующие решения. Если данный этап будет пропущен либо не будет сформулировано основных вопросов для обсуждения, существует риск, что дальнейший процесс переговоров затянется во времени или, в худшем случае, конфликт не будет иметь перспективы быть урегулированным.

Важность этого этапа также заключается в том, что он является базовым в построении диалога между сторонами, поскольку они являются основными субъектами коммуникации, а роль медиатора заключается исключительно в облегчении процесса общения между участниками.

Этот этап  заканчивается только тогда, когда полностью определены все проблемы и интересы, указанные сторонами, и стороны полностью удовлетворены этими результатами.

  1. Решение проблемы

Задача этого этапа - определить пути решения проблемы и найти вариант, который удовлетворит обе стороны конфликта. Для этого медиатор должен помочь сторонам определить, какие вопросы нужно решить в первую очередь, чтобы создать основу для последующих решений и рассмотреть вопросы от важнейших до менее существенных, когда атмосфера не слишком напряженная. Когда напряженность значительная, выбирать первыми к обработке легкие пункты.

Важным элементом этапа решения проблемы является определение перечня проблем. Стоит помнить, что стороны должны сначала достичь согласия в определении проблем, а потом пытаться разработать решение. Не стоит сразу «зацикливаться» на каком-то одном варианте решения. Обсуждение путей решения конфликта предусматривает определение преимуществ и недостатков каждого из предложенных вариантов. Кроме того уместно определить реалистичность выполнения указанных способов выхода из конфликтной ситуации для обоих участников. Также стоит обсудить какие последствия приведет выполнение того или иного плана для сторон.

  1. Заключение и подписание соглашения

Последний этап процедуры медиации посвящен подписанию документа, который официально закрепляет достигнутое в течение предыдущего этапа понимания. Понимание само по себе - это всегда хорошо, однако, пока оно остается словесной декларацией, нет уверенности, что стороны действительно нашли общий язык как конкретно (до деталей) они будут выполнять совместный план выхода из конфликтной ситуации. Сделка должна содержать четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта. Формулировки соглашения должны быть четкими и понятными участникам.

Урегулирование спора с участием судьи в хозяйственном процессе

Урегулирование спора с участием судьи проводится по соглашению сторон до начала рассмотрения дела по существу в соответствии с требованиями Хозяйственного процессуального Кодекса Украины.

Проведение урегулирования спора с участием судьи не допускается в спорах (делах):

1) о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;

2) по заявлениям об утверждении планов санации должника до открытия производства по делу о банкротстве;

3) в случае вступления в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

О проведении процедуры урегулирования спора с участием судьи суд выносит определение, которым одновременно приостанавливает производство по делу.

В случае недостижения сторонами мирного урегулирования спора по результатам проведения урегулирования спора повторное проведение урегулирования спора с участием судьи не допускается.

Урегулирование спора с участием судьи проводится судьей-докладчиком единолично независимо от того, в каком составе рассматривается дело.

Проведение урегулирования спора с участием судьи осуществляется в форме совместных и (или) закрытых совещаний. Стороны имеют право принимать участие в таких совещаниях в режиме видеоконференции.

Совместные совещания проводятся с участием всех сторон, их представителей и судьи. Закрытые совещания проводятся по инициативе судьи с каждой из сторон в отдельности.

Судья направляет проведение урегулирования спора с участием судьи для достижения сторонами согласия. С учетом конкретных обстоятельств проведения совещания судья может объявить перерыв в пределах срока проведения урегулирования.

В начале проведения первого совместного совещания по урегулированию спора судья разъясняет сторонам цель, порядок проведения урегулирования спора с участием судьи, права и обязанности сторон.

Во время проведения совместных совещаний судья выясняет основания и предмет иска, основания возражений, разъясняет сторонам предмет доказывания по категории рассматриваемого спора, предлагает сторонам предоставить предложения относительно путей мирного урегулирования спора и осуществляет другие действия, направленные на мирное урегулирование сторонами спора. Судья может предложить сторонам возможный путь мирного урегулирования спора.

При закрытых совещаниях судья вправе обращать внимание стороны на судебную практику в аналогичных спорах, предлагать стороне возможные пути мирного урегулирования спора.

При проведении урегулирования спора судья не имеет права предоставлять сторонам юридические советы и рекомендации, давать оценку доказательств по делу.

Информация, полученная любой из сторон, а также судьей во время проведения урегулирования спора, является конфиденциальной. Во время проведения урегулирования спора с участием судьи протокол совещания не ведется и не производится фиксация техническими средствами.

При необходимости к участию в совещаниях привлекается переводчик. Переводчик предупреждается о конфиденциальном характере информации, полученной при проведении урегулирования спора с участием судьи.

Во время урегулирования спора с участием судьи запрещается использовать портативные аудиотехнические устройства, а также осуществлять фото- и киносъемку, видео-, звукозапись.

Урегулирования спора с участием судьи прекращается:

1) в случае представления стороной заявления о прекращении урегулирования спора с участием судьи;

2) в случае истечения срока урегулирования спора с участием судьи;

3) по инициативе судьи в случае затягивания урегулирования спора любой из сторон;

4) в случае заключения сторонами мирового соглашения и обращения в суд с заявлением о его утверждении или обращения истца в суд с заявлением об оставлении искового заявления без рассмотрения, или в случае отказа истца от иска или признания иска ответчиком.

О прекращении урегулирования спора с участием судьи выносится постановление, которое обжалованию не подлежит. Одновременно судья решает вопрос о возобновлении производства по делу.

Урегулирование спора с участием судьи проводится в течение разумного срока, но не более тридцати дней со дня вынесения постановления о его проведении. Срок проведения урегулирования спора с участием судьи продлению не подлежит.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике