Принадлежит ли слоган к объектам авторского права и как его защитить? 06.09.2017

Использование слоганов является важным инструментом популяризации товаров и услуг. Однако раскрученную фразу могут попытаться использовать любители легкой наживы. Действующее законодательство предусматривает возможности защиты нарушенных прав. Однако выбирать стратегию следует, исходя из конкретной ситуации.

Принадлежит ли слоган к объектам авторского права и как его защитить?

Муки творчества

Слоган - это лаконичная фраза, которая хорошо запоминается и выражает суть рекламного сообщения. Такие фразы являются продуктом творчества, они ценны для компании. Поэтому возникают вопросы: является ли слоган одним из объектов интеллектуальной собственности и можно ли его защитить? Об этом рассказала судебный эксперт, патентный поверенный, научный сотрудник НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины Екатерина Сопова на заседании комитета Ассоциации адвокатов Украины по интеллектуальной собственности.

Так, могут быть 3 способа защиты слогана: как объекта авторского права, как торговой марки и с помощью законодательства по защите экономической конкуренции. Однако далеко не всегда фраза может быть признана объектом защиты в соответствии с тем или иным законом. Как минимум, она должна содержать признаки такого объекта, наличие которых и придется доказывать в суде.

Статья 9 закона «Об авторском праве и смежных правах» определяет, что часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с этим актом. Отсюда следует вывод, что любая законченная фраза, которая может использоваться самостоятельно, гипотетически подпадает под охрану как объект авторского права.

А вот, например, в США законодательство четко определяет обратное: закон об авторском праве не защищает имен, названий или коротких фраз или выражений.

По нашему законодательству, слоган может охраняться как объект авторского права, если фраза настолько оригинальна, что невероятной является случайность ее совпадения. Выражение должно иметь творческий характер, быть оригинальным и выражаться в объективной форме.

Но проблема заключается в том, что, во-первых, сложно доказать творческий характер фразы. Во-вторых, идеи не охраняются авторским правом. В-третьих, слоганы часто являются общими идиомами, поэтому свободны для использования кем-либо. Предоставление монополии в конечном итоге может парализовать общество, а цель авторского права - поощрение творчества.

Субъективный процесс

Итак, что можно считать нарушением авторского права на слоган? Прежде всего следует учесть, о чем идет речь: сборник коротких фраз и выражений, использование для продажи товаров и услуг или охрану единственной фразы из значительного по объему произведения.

Чтобы понять, может ли использование похожего или идентичного слогана считаться нарушением авторских прав, К.Сопова предложила ответить на несколько вопросов. В частности, достаточно ли творческого характера для предоставления охраны одной фразе? Является ли слоган настолько оригинальным и как установить эту оригинальность? Если фраза охраняется авторским правом, является ли заимствование значительным и тому подобное. Если две фразы не идентичны, а только

похожи, то может быть, что это переработка, которая имеет творческий характер, а возможно, это пародия. И одну фразу независимо друг от друга может придумать несколько авторов.

Но сложнее всего здесь установить оригинальность слогана, потому что, как отметил эксперт, «это достаточно субъективный процесс, в одном и том же произведении могут возникать различные мысли». И фраза, которая содержит общие слова, не всегда достойна того, чтобы подпадать под охрану.

Общее и отличное

Слоган воспринимается скорее как рекламное обращение или часть упаковки товара, а не как обозначение, указывающее на источник происхождения. Впрочем, он имеет нечто общее с торговой маркой. Да, они оба являются выражениями, выполняют информативную и идентификационно-различительную функцию и тому подобное.

Вместе с тем у них разные цели: у слогана - побуждение потребителя к приобретению продукции, у торговой марки - индивидуализация продукции или услуг отдельного лица на рынке. Также есть основания говорить о разном назначении: слоган прямо побуждает к приобретению товара, ТМ - косвенно.

Если выбранная фраза не подпадает под защиту авторским правом, ее можно защитить как торговую марку.

По правилам Европейского Союза, слоган должен восприниматься как средство индивидуализации источника происхождения товара или услуги, а не как простое рекламное обращение. В Украине, к сожалению, эту формулу не применяют.

В ЕС предусмотрено, что слоган не должен быть:

  • обманчивым или вводящим в заблуждение;
  • общеупотребительным для товаров и услуг определенного вида;
  • с терминами, необходимыми для продажи и реализации товаров;
  • описательным или иметь хвалебный характер.

Если выражения не имеют различительной способности, то могут ее приобрести в процессе эксплуатации. Например, фраза «Я это люблю» не имела отличительного характера, но получила его в процессе использования и сейчас ассоциируется с сетью быстрого питания. Также слоган не должен быть схож  с ранее зарегистрированной ТМ.

Регистрируют почти все

В Украине требования к регистрации слогана как торговой марки гораздо проще. Если задать в поиске Укрпатента словоформу «людям», он выдаст много зарегистрированных фраз, в том числе «Добрым людям», «Добрым людям на добро» и другие. «То есть у нас можно зарегистрировать почти любой слоган как торговую марку», - отметила К.Сопова.

Зато в Евросоюзе подходы к этому достаточно взвешенные и раньше такой возможности вообще не предусматривалось. Считалось, что слоган - это просто рекламная фраза.

В настоящее время для регистрации лозунга в счет берется его разрешающая способность. Речь идет о том, что слоган представляет собой игру слов, включает элементы интриги или сюрприза, имеет определенную оригинальность или резонанс, вызывает в сознании соответствующей общественности когнитивный процесс или требует усилий для толкования и т.д.

Можно привести следующие характеристики слогана для выявления его отличительности, как нестандартные синтаксические структуры, использование лингвистических и стилистических приемов: аллитерации, метафоры, рифмы, парадокса и тому подобное.

Недобросовестная конкуренция

Если фраза не соответствует условиям охраноспособности как объект авторского права или торговая марка, правообладатель может обратиться к закону «О защите от недобросовестной конкуренции». И со ссылкой на ст.4 этого акта попытаться доказать ее неправомерное использование.

Нарушением может быть признан не только плагиат. Антимонопольный комитет применяет санкции к компаниям, которые используют слоганы, которые вводят в заблуждение. Согласно ст.15-1 закона нарушением является распространение, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений.

В частности, часто ложными признают фразы, касающиеся лекарственных средств. Однако не только. Например, таким был признан слоган «Лучшая сеть супермаркетов Украины 2011 года». АМК признал, что независимый онлайн-опрос, на который ссылалась компания, не охватывал значительного количества сетей, работающих в Украине, выборка опрошенных была не репрезентативной и тому подобное.

Надо нарабатывать практику

Подытоживая, К.Сопова отметила, что, по ее мнению, слоганы, как и названия произведений, в большинстве случаев не могут охраняться как объекты авторского права с учетом минимального уровня их творческого характера.

В то же время слоганы не всегда могут быть зарегистрированы как торговые марки из-за отсутствия в них различительной способности. Поэтому, убеждена эксперт, во всех случаях лучшим способом защиты является именно защита от недобросовестной конкуренции.

Впрочем, очевидно, в каждом отдельном случае компании следует анализировать все возможности защиты, исходя из конкретной ситуации. Поскольку судебная практика в Украине, которая касается этого вопроса, не очень широкая, наверное, ее придется создавать, приводя свои аргументы и ссылаясь на нормы действующего законодательства.


FAQ по интеллектуальной собственности