Prostopravo.com.ua продолжает свои публикации, посвященные теме прекращения предпринимательской деятельности. Сегодня мы разберемся в процедуре прекращения деятельности в добровольном порядке физическим лицом-предпринимателем, то есть в результате принятия физическим лицом – предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности.
Порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем (далее ФЛП) по его решению регулируется нормами Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" (далее – Закон о государственной регистрации). И эта процедура содержит в себе несколько этапов. На каждом из них остановимся более детально ниже.
Этап первый. Внесение сведений о прекращении предпринимательской деятельности в реестр
Как и в случае с ликвидацией юридического лица, ФЛП должен сначала внести данные о своем решении прекратить предпринимательскую деятельность в Единый государственный реестр.
Для государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя подается один из следующих документов:
1) заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя по его решению (форма 12)- в случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя по его решению;
2) ксерокопия свидетельства о смерти физического лица, судебное решение о признании физического лица безвестно отсутствующим - в случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя в связи с его смертью, признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Форма заявления утверждена приказом Министерства юстиции Украины от 18.11.2016 № 3268/5 «Об утверждении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований» .
Кроме заявления, ФЛП должен иметь при себе паспорт, а его представитель - паспорт и доверенность на право проведения процедуры прекращения предпринимательской деятельности таким ФЛП.
Предоставления каких-либо иных документов государственный регистратор требовать не уполномочен.
Подать документы в электронной форме можно с помощью портала Министерства юстиции Украины «Он-лайн будинок юстиції». Сделать это можно при наличии электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Срок рассмотрения документов – 24 часа после их поступления регистратору, кроме праздничных и выходных дней.
Рассмотрение документов может быть приостановлено на срок до 15 календарных дней, при наличии оснований, определенных ст.27 ЗУ «О государственной регистрации».
Сообщение о приостановлении рассмотрения документов с указанием срока и исключительного перечня оснований для его остановки и решения субъекта государственной регистрации о приостановлении рассмотрения документов размещаются на портале электронных сервисов в день приостановления и направляются заявителю на адрес его электронной почты.
В случае представления документов, необходимых для устранения оснований для приостановления рассмотрения документов, в течение установленного срока рассмотрение документов возобновляется.
После принятия у ФЛП заявления государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня вносит соответствующую информацию в Единый государственный реєстр. Данные относительно ФЛП, прекращающего предпринимательскую деятельность, передаются органам государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, а также органам статистики .
Этап второй. Снятие с учета в налоговой
Далее начинается второй етап прекращения предпринимательской деятельности ФЛП – проведение проверок органами государственной налоговой службы и органов Пенсионного фонда Украины относительно наличия /отсутствия у ФЛП задолженностей перед государственным и местными бюджетами, а также задолженностей по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Согласно п.177.11 ст. 177 Налогового кодекса Украины, физические лица, в отношении которых проведена государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя по его решению, представляют налоговую декларацию за последний базовый налоговый (отчетный) период, в котором отражаются исключительно доходы от осуществления предпринимательской деятельности, в течение 30 календарных дней со дня проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. В случае проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя по его решению последним базовым налоговым (отчетным) периодом является период со дня, следующего за днем окончания предыдущего базового налогового (отчетного) периода до последнего дня календарного месяца, в котором проведена государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности.
Для ФЛП с общей системой налогообложения налоговым периодом является календарный год. Заплатить НДФЛ и военный сбор по итогам предоставленной отчетности нужно в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока ее представления.
Для подачи последней отчетности и расчетов с бюджетом по единому налогу конечным налоговым периодом является тот, когда соответствующий контрольный государственный орган получил из ЕГР сообщение о прекращении ФЛП.
Для первой и второй групп ФЛП с единым налогом отчетным периодом является календарный год, для третьей группы - календарный квартал. Первая и вторая группы по единому налогу платят его путем авансового взноса не позднее 20 числа включительно текущего месяца. Если прекращается деятельность, то начисления по единому налогу осуществляются до последнего дня включительно календарного месяца, в котором зарегистрировано прекращение предпринимательской деятельности.
ФЛП с единым налогом из третьей группы нужно заплатить налог по итогам последней квартальной отчетности в течение десяти дней после максимального срока представления налоговой декларации за налоговый квартал.
Если ФЛП - плательщик НДС, то в ГФС по месту регистрации нужно подать заявление об отмене регистрации плательщика НДС по форме №3-НДС.
Если предприниматель использовал регистратор расчетных операций, то в ГФС нужно написать заявление об аннулировании его регистрации по форме №4-РРО. Также проводится аннулирование книги учета расчетных операций на РРО на основании соответствующего заявления.
Если ФЛП производил алкогольные напитки, табачные изделия или торговал ими, ему нужно подать заявление в произвольной форме в контролирующие органы об отмене этой лицензии.
Третий етап. Снятие с учета плательщика ЕСВ
В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», в случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя его последним отчетным периодом является период со дня окончания предыдущего отчетного периода до дня государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности такого физического лица.
Согласно порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности страхователей, такие лица обязаны подать сами за себя отчет с указанием типа формы «ликвидационная», где последним отчетным периодом является период со дня окончания предыдущего отчетного периода до дня государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В случае, если ФЛП был на едином налоге, нужно оплатить ЕСВ за месяц, в котором было подано заявление госрегистратору. Если не был уплачен ЕСВ предыдущего периода - его также необходимо оплатить.
В случае, если ФЛП находится на общей системе налогообложения - оплата ЕСВ производится за месяц, в котором было подано заявление госрегистратору.
Помните, что прекращение предпринимательской деятельности не освобождает физическое лицо от выполнения обязательств, в том числе перед государственными органами. Физическое лицо-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Поэтому к подаче последних отчетов и расчетов с контролирующими органами нужно отнестись максимально серьезно.
Шаг 4. Закрытие счета в банке
Если ФЛП имеет открытые счета в банках или других финансовых учреждениях, он должен проинформировать их о прекращении совей предпринимательской деятельности, как указано в пункте 69.7 ст. 69 Налогового кодекса.
Для закрытия счета необходимо предоставить в банк заявление в произвольной форме, указав там название банка, ФИО, регистрационный номер учетной карточки владельца счета, номер счета и дату написания заявления.
Если это предусмотрено договором с банком, заявление можно подать в электронном формате, используя возможности сервисов "клиент-банк", "клиент-интернет-банк". Установленных законом сроков на закрытие счета в банке нет. Подробную информацию о текущих счетах можно почитать в статье.
Закрытие ФЛП в 2023 году
На сегодняшний день есть возможность автоматического закрытия ФЛП через «Дію». Однако следует помнить, что речь идет только о первом этапе. А именно, о внесении сведений о прекращении предпринимательской деятельности в Единый Государственный Реестр. Но даже автоматизация одного из процессов очень упрощает жизнь предпринимателя. Понадобится всего несколько минут вашего времени и смартфон.
Порядок действий следующий:
- необходимо пройти авторизацию на портале "Действие" (для этого используется электронно-цифровая подпись);
- далее следует выбрать услугу "Автоматическое закрытие ФЛП";
- следующий шаг – перейти на вкладку "Подать заявление" и проверить корректность данных, которые система подставит в заявку;
- финальный этап – подписать заявление электронно-цифровой подписью.
Заявка посылается на обработку. Весь процесс длится несколько минут. Если все данные, указанные в заявлении, корректны, государственная регистрация будет аннулирована. Убедиться в успешности процедуры можно там же, в личном кабинете "Дія", перейдя в раздел "Обратите внимание". Кроме того, сообщение о закрытии будет отправлено по электронной почте.
Сниматься с учета в налоговой тоже не нужно, поскольку ГНС получит эту информацию от государственного регистратора.
А вот подать ликвидационную отчетность в налоговую необходимо.
Напомним, что сделать это можно как через электронный кабинет налогоплательщика, так и в бумажной форме с посещением налоговой.
ФЛП на общей системе, уплачивающие 18% налога на доходы физлиц:
- представляют ликвидационную отчетность об имущественном положении и доходах в течение 30 дней после закрытия ФЛП;
- это обычная декларация о доходах с отметкой, представленная в связи с прекращением предпринимательской деятельности;
- отчетность должна включать период с начала года.
ФЛП на упрощенной системе, независимо от группы единого налога:
- подают декларацию плательщика единого налога за месяц (1,2 группа)/квартал (3 группа), в котором закрыт ФЛП;
- в этой декларации также следует сделать отметку, что она подается в связи с ликвидацией;
- отчитываться можно в течение 40 дней после окончания квартала.
Кроме того, все предприниматели независимо от системы налогообложения заполняют ликвидационную декларацию по единому социальному взносу (ЕСВ). Соответствующий отчет следует подать в течение 30 дней с даты аннулирования госрегистрации за период с начала года, включая месяц закрытия ФЛП.
Обратите внимание, что для успешного завершения процедуры закрытия ФЛП нужно уплатить все долги перед бюджетом:
- предприниматели на общей системе в течение 10 дней после подачи ликвидационной отчетности обязаны уплатить НДФЛ и военный сбор;
- предприниматели на упрощенной системе платят единый налог за месяц, в котором закрыли ФЛП (это касается 1-2-й группы ЕП) или за квартал, в котором была прекращена регистрация СПД (это касается 3-й группы ЕП);
- все предприниматели должны погасить задолженность по единому социальному взносу.
На последнем этапе по-прежнему нужно закрыть банковский счет ФЛП. Личные счета не нужно закрывать. Сделать это можно в отделении банка, подав заявление или он-лайн, если банк предоставляет такую услугу.