про твої права

Экологический налог в Украине: плательщики, объекты, ставки, порядок оплаты и отчетности

С тех пор как сбор за загрязнение окружающей среды был заменен экологическим налогом, у плательщиков появилось немало вопросов. Ведь расширились и база налогообложения, и круг плательщиков. Кто должен платить экологический налог, по каким ставкам и в какие сроки выяснял Prostopravo.com.ua.

Путеводитель по статье

  1. Плательщики
  2. База налогообложения
  3. Ставки налога
  4. Порядок начисления, оплаты налога и подачи отчетности
  5. Экологический налог 2022/2023
  6. Альтернативная энергетика как cоставляющая бизнеса: базовые аспекты
Видео путеводитель
Экологический налог в Украине: плательщики, ставки, порядок оплаты и отчетности

Экологический налог в Украине: плательщики, ставки, порядок оплаты и отчетности

Плательщики

К плательщикам экологического налога относятся:

  1. Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную деятельность, бюджетные организации, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, происходят:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферустационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов,кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья на собственных объектах субъекта хозяйствования;
  • создание радиоактивных отходов(включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходових производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, которые размещают на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье.

Не являются плательщиками экологического налога:

За образование радиоактивных отходов, субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

  1. до последнего календарного дня отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о  возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;
  2. имеют дело с радиоактивными отходами, образовавшимися вследствие чернобыльской катастрофы;
  • За образование радиоактивных отходов и временное их хранение производителями сверх установленный особыми условиями лицензии срок, государственные специализированные предприятия, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение тех радиоактивных отходов, которые находятся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов.
  • За размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, проводят уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях, и предоставляют услуги в этой сфере.
  • Не являются плательщиками налога за выбросы двуокиси углерода субъекты, по которым осуществляются такие выбросы в объеме не более 500 тонн в год.
  • В случае если годовой объем выбросов двуокиси углерода превышает 500 тонн в год, субъекты обязаны зарегистрироваться плательщиками налога в налоговом (отчетном) периоде, в котором произошло такое превышение. Такие плательщики обязаны составить и подать налоговую отчетность, начислить и уплатить налог за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое превышение, в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом.

База налогообложения

Объектом и базой налогообложения являются:

  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками;
  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
  • объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектахв течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях субъектов хозяйствования;
  • объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются вследствие деятельности субъектов хозяйствования и (или) временно хранятся их производителями сверх установленный особыми условиями лицензии срок;
  • объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

База налогообложения налогом за выбросы двуокиси углерода по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 тонн в год.

Ставки налога

Ставки налога в зависимости от загрязняющего вещества, установлены ст.ст. 243, 245, 246, 247, 248 НКУ.

Ставка налога за выбросы двуокиси углерода составляет 10,00 гривен за 1 тонну.

Ставки налога за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов:

  • оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, - 865,47 гривны за единицу;
  • люминесцентных ламп - 15,06 гривны за единицу.

Порядок начисления, оплаты налога и подачи отчетности

Суммы налога начисляются за налоговый (отчетный) квартал плательщиками налога по формулам, предусмотренным НК.

В случае если во время осуществления хозяйственной деятельности плательщиком налога осуществляются разные виды загрязнения окружающей среды или загрязнения разными видами загрязняющих веществ, такой налогоплательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения или каждому виду загрязняющего вещества.

Налоговая декларация по экологическому налогу подается ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Оплата налога проводится в течение 10 календарных дней, которые наступают за последним днем граничного срока подачи налоговой декларации:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах - по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;
  • за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срок - по месту нахождения плательщика на налоговом учете в контролирующих органах.

Форма декларации утверждена Приказом Министерства финансов Украины.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подают в контролирующие органы перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц - предпринимателей, которым в установленном порядке выданы разрешения на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов, а также направляют информацию о внесении изменений в перечень до 30 числа месяца, следующего за кварталом, в котором такие изменения произошли.

Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности до 1 декабря года, предшествующего отчетному, подает в контролирующие органы перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц - субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, в результате деятельности которых образовались, образуются или могут образоваться радиоактивные отходы и которые временно хранят такие отходы сверх установленного особыми условиями лицензии срок, а также направляет информацию о внесении изменений в перечень до 30 числа месяца, следующего за кварталом, в котором такие изменения произошли.

Налогоплательщики перечисляют суммы налога, взимаемого за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, обеспечивающих распределение этих средств в соотношении, определенном законом.

Экологический налог 2022/2023

6 мая 2023 вступил в силу Закон Украины от 11 апреля 2023 года № 3050-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка , за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество».

Согласно Закону перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Порядок, которым определены некоторые вопросы формирования Перечня территорий, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 6 декабря 2022 года № 1364, пунктом 1 которого Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий делегированы полномочия по:

  • утверждение Перечня территорий;
  • определение составляющих Перечня территорий,
  • определение формата записи, по которому территории отображаются в перечне;
  • утверждение формы перечня территорий.

Перечень территорий утвержден приказом Министерства по реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309.

Право не начислять и не платить за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года экологический налог предоставлен плательщикам, у которых во время осуществления деятельности на Территориях, которые в 2022 году Приказом включены в Перечень территорий, возникают объекты налогообложения экологическим налогом, установлено пп . 69.16 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса.

В 2023 году, начиная с 1 января, не начисляется и не уплачивается экологический налог за объекты налогообложения, возникающие на:

  • Территориях, включенных в Перечень территорий;
  • земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, или признанных потенциально загрязненными взрывоопасными предметами.

Право не начислять и не платить экологический налог плательщикам за объекты налогообложения, возникающие на Территориях, прекращается с первого числа месяца, следующего за датой, указанной в колонке «Дата завершения боевых действий» соответствующего Перечня территорий Приказа.

Право не начислять и не платить экологический налог плательщикам за объекты налогообложения, возникающие на земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены активные боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории (в в том числе, если дата начала обследования опасной территории операторами противоминной деятельности наступает после даты завершения боевых действий или временной оккупации на соответствующей территории) и завершается последним числом месяца, в котором такие земельные участки признаны пригодными для использования.

При этом неначисление и неуплата экологического налога плательщиком за объекты налогообложения, возникающие на участках, загрязненных взрывоопасными предметами или признанных потенциально загрязненными взрывоопасными предметами происходит в случае обязательного выполнения двух условий:

  • представление в Орган заявления о потенциальном загрязнении земельного участка взрывоопасными предметами;
  • принятие таким Органом решения об освобождении от взимания платы за землю за земельный участок, указанный в таком заявлении.

Поскольку Кодексом установлено, что земельным участком является часть земной поверхности с установленными границами, определенным местоположением, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными по нему правами (п.п. 14.1.74 п . 14.1 ст. 14 Кодекса), то решение о Признание такого земельного участка потенциально загрязненным взрывоопасными предметами принимается исключительно в части сформированных земельных участков, имеющих кадастровые номера.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Нуждаетесь в юридической помощи?