про твої права

Трансфертное ценообразование в Украине

Рrostopravo.com.ua решил разобраться, в чем состоит суть этого метода ценообразования, какие проверки и штрафы предусмотрены законом.

Путеводитель по статье

  1. Операции, над которыми осуществляется контроль
  2. Кто такие связанные лица
  3. Принцип «вытянутой руки»
  4. Методы утсановления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»
  5. Налоговый контроль и отчетность
  6. Согласование цен в контролируемых операциях
  7. Штрафные санкции
Видео путеводитель
Единый налог в Украине: группы, заполнение декларации

Единый налог в Украине: группы, заполнение декларации

Система государственного регулирования трансфертного ценообразования  предусматривает введение новых правил определения цен для целей налогообложения во внешнеэкономических операциях со связанными лицами. Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием в Украине основывается на принципе “вытянутой руки” (arm's length principle), который предусматривает увеличение налоговых обязательств связанных лиц до уровня налоговых обязательств несвязанных лиц при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий совершенных ими операций. Разберемся с принципами трансфертного ценообразования подробнее.

Операции, над которыми осуществляется контроль

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировки налоговых обязательств налогоплательщика со связанными лицами до уровня налоговых обязательств, рассчитанных при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий контролируемой сделки коммерческим и/или финансовым условиям, которые имели место во время осуществления сопоставимых операций, стороны которых не являются связанными лицами.

Контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:

а) хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами - нерезидентами;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и / или приобретению товаров и / или услуг через комиссионеров-нерезидентов;

в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины, или являющиеся резидентами этих стран;

г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и / или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.

В случае внесения изменений в перечень организационно-правовых форм нерезидентов в разрезе государств (территорий), утвержденного Кабинетом Министров Украины в соответствии с настоящим подпунктом, они вступают в силу с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором внесены следующие изменения;

Если нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" настоящего подпункта, в отчетном году уплачивался налог на прибыль (корпоративный налог), хозяйственные операции налогоплательщика с таким нерезидентом при отсутствии других критериев признаются неконтролируемыми.

г) хозяйственные операции (в том числе внутрихозяйственные расчеты), осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

При определении перечня государств (территорий) Кабинет Министров Украины учитывает следующие критерии:

государства (территории), в которых ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине или оказывающих субъектам хозяйствования льготные режимы налогообложения, или в нем особенности расчета базы налогообложения фактически позволяют субъекту хозяйствования не платить налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) или платить его по ставке, на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине;

государства, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией;

государства, компетентные органы которых не обеспечивают своевременный и полный обмен налоговой и финансовой информацией на запросы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

Операции с контрагентом, зарегистрированным в государстве (на территории), включенной в указанный перечень, признаются контролируемыми с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором государства (территории) были включены в этот перечень.

Кто такие связанные лица

Определение связанных лиц для целей трансфертного ценообразования также весьма пространно, в частности, к ним относятся:

  • юридические лица - в случае, когда одно из таких лиц напрямую и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 и более процентов;
  • физическое и юридическое лицо - в случае, когда физическое лицо напрямую и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 и более процентов;
  • юридическое лицо и лицо, имеющее полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов ее состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
  • юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одной и той же лица (владельца или уполномоченного им органа);
  • юридические лица, в которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначены (избраны) по решению одного и того же лица (владельца или уполномоченного им органа);
  • юридические лица, в которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица;
  • юридическое лицо и физическое лицо - в случае совершения физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • юридические лица, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • физические лица: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель и ребенок, над которым установлена опека, попечительство.

Для физического лица общая доля корпоративных прав налогоплательщика (голосов в руководящем органе), которой она владеет, определяется как доля корпоративных прав, непосредственно принадлежащих такому физическому лицу, и доля корпоративных прав, принадлежащих юридическим лицам, которые контролируются таким физическим лицом.

Хозяйственные операции признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Принцип «вытянутой руки»

Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, должен определять объем его налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом "вытянутой руки".

Объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, который участвует в одной или более контролируемых операциях, считается соответствующим принципу "вытянутой руки", если условия указанных операций не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Если условия в одной или более контролируемых операциях не соответствуют принципу "вытянутой руки", прибыль, которая была бы начислена налогоплательщику в условиях контролируемой операции, что соответствует указанному принципу, включается в налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

Условия, при которых хозяйственные операции признаются соответствующими принципу «вытянутой руки»:

  • если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, цена считается соответствующей принципу "вытянутой руки", если она установлена ​​в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена (наценка) продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, что соответствует принципу "вытянутой руки", определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной цены (наценки) или индикативной цены и большей максимальной цены (наценки)
  • если во время совершения сделки обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципа "вытянутой руки" для целей налогообложения;
  • в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются соответствующими принципу «вытянутой руки»;
  • если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сложившиеся во время такой продажи, признаются соответствующими принципу "вытянутой руки".

Установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" проводится по методам, определенным пунктом 39.3 статьи 39 НКУ, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий.

Методы утсановления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»

Установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" осуществляется по одному из таких методов:

а) сопоставимой неконтролируемой цены (аналогов продажи) - базируется на сравнении цены товаров (работ, услуг), примененной во время контролируемой сделки, с рыночным диапазоном цен на идентичные (а при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых операциях;

б) цены перепродажи - заключается в сопоставлении валовой рентабельности контролируемой операции, полученной при дальнейшей реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), которые были приобретены в контролируемой сделке, с рыночным диапазоном валовой рентабельности ;

в) “затраты плюс”- заключается в сопоставлении валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции с рыночным диапазоном валовой рентабельности себестоимости в сопоставимых операциях;

г) чистой прибыли - сравнение рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном рентабельности в сопоставимых операциях;

д) распределение прибыли - заключается в сопоставлении фактического распределения полученного совокупного дохода между сторонами контролируемой сделки с распределением прибыли, осуществленным на экономически обоснованной основе между несвязанными лицами.

Соответствие условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельств совершения контролируемой сделки.

Наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования избирается с учетом следующих критериев:

  • целесообразности выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, что определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);
  • наличии полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и / или методов трансфертного ценообразования;
  • степени сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сопоставимости, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения разногласий между такими операциями.

Плательщик налога с учетом указанных критериев использует любой метод, который он считает наиболее целесообразным, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены.

В случае, если с учетом таких критериев метод цены перепродажи или метод «затраты плюс» и метод чистой прибыли или распределения прибыли могут применяться плательщиком налога с одинаковой надежностью, применяется метод цены перепродажи или метод «затраты плюс».

Налогоплательщик может не применять более одного метода для определения того, соответствуют ли условия контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

Если налогоплательщик использовал метод в соответствии с положениями статьи 39 НКУ, установление контролирующим органом соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу "вытянутой руки" базируется на том методе трансфертного ценообразования, который применяется налогоплательщиком, за исключением случаев, когда контролирующий орган обоснует, что метод, который применяется налогоплательщиком, не является наиболее целесообразным.

Контролирующий орган не вправе применять при установлении соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципа "вытянутой руки" другой метод трансфертного ценообразования, чем указанный в договоре о предварительном согласовании ценообразования.

Налоговый контроль и отчетность

Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год.

Налогоплательщики, которые в отчетном году осуществляли контролируемые операции, обязаны представлять отчет о контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику, до 1 октября года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Форма и порядок составления отчета о контролируемых операциях устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой политики.

Налогоплательщики, осуществляющие контролируемые операции, должны составлять и хранить документацию по трансфертному ценообразованию за каждый отчетный период.

На запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, налогоплательщики в течение 30 календарных дней со дня получения запроса представляют документацию по трансфертному ценообразованию по контролируемым операциям, указанным в запросе.

Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" осуществляется путем мониторинга контролируемых операций, опроса по вопросам трансфертного ценообразования и проведения проверок по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки".

Проверка по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" может быть проведена контролирующим органом в случае представления налогоплательщиком документации по трансфертному ценообразованию в соответствии с подпунктом 39.4.4 пункта 39.4 статьи НКУ или в случае непредставления налогоплательщиком или представления с нарушением требований отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию.

Порядок проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Контролирующий орган не вправе проводить более одной проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" одного налогоплательщика в течение календарного года. Контролирующий орган не имеет права повторно проводить проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" налогоплательщика, которые уже были проверены (кроме случаев, указанных в подпунктах 78.1.5, 78.1.11, 78.1.12 пункта 78.1 статьи 78 Налогового Кодекса).

Продолжительность проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" не должна превышать 18 месяцев.

Каждые шесть месяцев проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" контролирующий орган предоставляет налогоплательщику информацию о текущем состоянии проведения проверки.

В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и / или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, может быть продлен на срок, не превышающий 12 месяцев.

Результаты проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" оформляются в форме акта (справки), который составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, проводившими проверку и налогоплательщиком или его представителем.

Если по результатам проверки выявлено, что условия контролируемой операции отличаются от условий, отвечающих принципу "вытянутой руки", что привело к неверному расчету объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика и / или занижению суммы налога, составляется акт проверки. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Акт (справка) проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" должен быть вручен в течение двух рабочих дней с даты его составления налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку.

В случае несогласия налогоплательщика или его представителя с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", они имеют право подать свои возражения в течение 30 дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик вправе подать вместе с возражениями или в согласованный срок документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Такие возражения рассматриваются в течение 30 рабочих дней, следующих за днем ​​их получения, а налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 Налогового Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Принятие налогового уведомления-решения по результатам проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 Налогового Кодекса, но не ранее истечения срока для предоставления плательщиком возражений.

Обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", осуществляется в общем порядке, в соответствии со статьей 56 Налогового Кодекса.

Согласование цен в контролируемых операциях

Крупный налогоплательщик имеет право обратиться в ГФС с заявлением о согласовании цен в контролируемых сделках.

Предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях является процедурой между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, при которой согласуются критерии для определения соответствия условий контролируемых сделок, совершаемых или тех, которые будут осуществлены крупным налогоплательщиком, принципу "вытянутой руки "на основании договора на ограниченный срок.

По результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного налогоплательщика или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

В случае соблюдения условий договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях контролирующие органы не имеют права принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, являющимся предметом такого договора.

В случае несоблюдения условий договора о согласовании ценообразования налогоплательщиком такой договор теряет силу с даты вступления в силу. Контролирующие органы имеют право принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, являющимся предметом такого договора, условия которых не соответствуют принципу "вытянутой руки".

Штрафные санкции

Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию или невключение в такой отчет информации обо всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, - в случае непредставления отчета о контролируемых операциях;

1 процента суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции;

3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года за все контролируемые сделки, совершенные в соответствующем отчетном году.

Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операции (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока уплаты штрафа (штрафов), -

влечет наложение штрафа в размере 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день непредставление отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию.

Несвоевременное представление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и / или документации по трансфертному ценообразованию или несвоевременное декларирование контролируемых операций в представленном отчете в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления отчета о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в представленном отчете о контролируемых операциях в случае представления уточняющего отчета, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

двух размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления документации по трансфертному ценообразованию, определенной подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 НКУ, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов

Нуждаетесь в юридической помощи?