Бюро финансовых расследований: орган узкой подследственности с широкими возможностями - 30.10.2019

В конце октября Верховная Рада планирует принять закон «О Бюро финансовых расследований» (№1208-2). Фактически создается новый силовой орган с очень широким спектром прав и низкой ответственностью перед обществом (как, впрочем, у всех). // 30.10.2019

Сфера приложения усилий

В целом впечатление от проекта №1208-2 не слишком позитивное. Как показывает практика, создание нового следственного органа само собой дает нулевой эффект. По сути, БФР будет аналогом НАБУ, только с подследственностью в сфере некоторых экономических преступлений. Даже следователей назвали детективами - в одном лице и следователь, и опер.

Однако подследственность чрезвычайно узкая: незаконное обращение с подакцизными товарами (алкоголь, табачные изделия), подделка документов при государственной регистрации юридических лиц, противодействие законной хозяйственной деятельности (читай - рейдерство), уклонение от уплаты налогов, доведение до банкротства, фальсификация финансовых документов, манипуляции с фондовым рынком, использование поддельных ценных бумаг, незаконный сбор и использование информации с коммерческой и банковской тайной, незаконное использование инсайдерской информации, незаконная приватизация.

Важнейшие направления - уклонение от уплаты налогов и рейдерство. А в свете большой приватизации перспективная сфера - незаконная приватизация (в этом случае статья Уголовного кодекса потребует серьезных поправок). Хотелось бы, чтобы этим статьям все и ограничилось. И вот почему.

Что кроется в деталях?

Бюро не только борется с преступностью, но и формирует законодательные предложения, как это лучше делать. Кто, если не практик, это сможет? Инициативы будут идти на Кабинет Министров через министра финансов. Это, конечно, плюс.

БФР будет кметь прямой доступ ко всем информационным базам. При желании хороший аналитик сможет многое рассказать о преступлении и задокументировать его. Однако в нашем государстве тайна частной жизни не соблюдается, то есть получим еще один источник для нарушения личного пространства человека.

Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, а также все контролирующие органы обязаны самостоятельно передавать в бюро информацию о возможных нарушениях как юридических, так и физических лиц. Эта опция делает БФР не просто следственным органом, который реагирует на заявления о преступлении, а мощным аналитическим центром. Будут ли решения приниматься по принципу «Друзьям - все, врагам - закон»?

Бюро сможет назначать проверки контролирующими органами. Государство часто живет по принципу «Раз копают - виноват». Итак, ждать объективной проверки не приходится. Опять-таки: почему не предоставить такие полномочия прокуратуре? Это, по сути, общий надзор, от которого ранее отказались.

По письменному запросу БФР не только государственные, но и правоохранительные органы должны будут предоставлять практически неограниченную по содержанию и объему информацию. Очевидно, имеется в виду, что даже решение следственного судьи о временном доступе не требуется. В том числе и для доступа к материалам уголовного производства. За нарушение - солидный штраф (не только за отказ, но и за неполный комплект документов, будет элементом шантажа со стороны бюро).

Норма об анонимном представлении информации о преступлении как метод для искоренения коррупции воспринимается адекватно. Но предоставлять такую ​​информацию по телефону, как предусмотрено в проекте, выглядит, мягко говоря, необоснованно.

Полномочия на грани разумных

Огромный минус, что превращает БФР в монстра и обещает продолжение традиции «кошмарить» бизнес для личной наживы за «маски-шоу» - это возможность «на основании соответствующего решения суда на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых ) или другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом ». Где 10 дней, там и год.

Далее - цитата из проекта. «На основании решения руководителя бюро (его первого заместителя и заместителя, руководителя территориального управления БФР), согласованного с прокурором, бюро имеет право получать от банков, депозитарных и других финансовых учреждений, независимо от формы собственности, информацию об операциях, счетах, вкладах, сделки физических и юридических лиц, которая необходима для выполнения обязанностей БФР ». В условиях нашей правовой реальности это полное нивелирование банковской тайны. Забудьте о ней.

Такая опция, как привлечение специалистов на платной основе для обеспечения полномочий бюро, вызывает вопросы. А за что детективы будут получать зарплату? Речь явно не про оплату судебных экспертиз, а о серьезных суммах бюджетных средств для частных консалтинговых фирм.

Еще одно полномочие - «выступать в качестве представителя интересов государства при рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел о защите прав и интересов государства по вопросам, которые касаются выполнения обязанностей БФР, а также привлекать для этой цели юридических советников, в том числе иностранных».

Представительство интересов государства в судах - функция явно не следственного органа, а Министерства юстиции и прокуратуры. Иначе зачем они все получают государственные деньги и создают управления по международной работы?

Привлечение юридических советников - сама по себе нормальная идея, но суммы гонораров могут измеряться сотнями тысяч долларов. Отсюда вопрос: зачем нам свои специализированные органы и почему прокуратура берет на себя такое кураторство?

Независимый, но подконтрольный министерству

Важный момент - новый орган, по сути, будет подконтролен министру финансов, а через него - Правительству, что является институциональным само по себе и благотворно влиять на независимость следствия не может. Хотя в проекте и декларируется независимость бюро от Минфина, одновременно существует норма, что полностью это отрицает. Так, министр «утверждает стратегические программы деятельности и определяет приоритетные направления работы бюро, пути выполнения возложенных на него задач и утверждает планы его работы».

Будем надеяться, что это не планы по количеству привлеченных к уголовной ответственности.

А если работники БФР позволят себе излишнюю самостоятельность, то министерство сможет в любой момент заставить их принимать правильные решения. Для этого предусмотрены подразделения внутреннего контроля, которые будет координировать министр.

Таким образом, создается новый силовой следственный орган, пока с узкой специализацией, изменение которой таит в себе негативные последствия, прежде всего для бизнеса.

Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

10

количество предложений

1 230,00

средняя цена, грн

6

количество предложений

3 183,33

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!





Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам