Депутаты предлагают уменьшить штрафы за нарушение субъектами хозяйствования кассовой дисциплины - 13.03.2019

На сегодняшний день действующим остается Указ Президента О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности от 12.06.1995 года № 436/96. В то же время, в силу дискуссионности его норм и легитимности, давно назрела необходимость его отмены и урегулирования вопросов ответственности за нарушение кассовой дисциплины на уровне Закона. Поэтому закономерно, что в парламент был подан проект Закона №9451 О некоторых вопросах применения финансовых санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности и Комитет уже рекомендовал его к рассмотрению. // 13.03.2019

С целью урегулирования организации кассовой дисциплины Указом Президента Украины от 12.06.1995р. за №435 / 95 была установлена финансово-правовая ответственность за нарушение кассовой дисциплины юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности. Такие меры были обусловлены тяжелым состоянием денежно-кредитной системы Украины, макроэкономической нестабильностью и нестабильностью денежной единицы Украины.

По мнению авторов законопроекта №9451 на сегодняшний день является актуальной отмена Указа Президента Украины и принятие закона о финансово-правовой ответственности за нарушение норм по регулированию обращения наличности в связи с тем, что:

  • С 28.06.1996р. отменено право Президента Украины выдавать Указы по вопросам экономической реформы, не урегулированным действующим законодательством, которые действуют до принятия соответствующих законов;
  • С 01.01.2011. согласно п.113.3 ст.113 НКУ штрафные (финансовые) санкции по вопросам законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС применяются в порядке и размерах, установленных Кодексом и другими законами. Позиция, согласно которой юридическая ответственность и меры государственно-принудительного воздействия определяются исключительно законом, а не каким-либо другим нормативно-правовым актом подтверждена решением Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению ООО «Всеукраинский Акционерный Банк». Это создает коллизию в законодательстве по применению штрафных санкций согласно Указу, что будет в дальнейшем приводить к двойственной или множественной трактовке норм, необоснованным расходам на судебные споры с налоговыми органами и большим потерям на судебные расходы всех участников споров.

Кроме того, анализ основных принципов финансово-правовой ответственности свидетельствует о необходимости уменьшения размера штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности.  

В соответствии с нормами законопроекта, в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами-гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, являющимися предпринимателями, постоянными представительствами нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидентов Украины, норм по регулированию обращения наличности и порядка ведения кассовых операций в национальной валюте Украины, устанавливаемых Национальным банком Украины, к ним применяются такие штрафные (финансовые) санкции:

  1. за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах - в размере 100 процентов от суммы выявленной сверхлимитной наличности;
  2. за неоприходование (неполное и / или несвоевременное оприходование) в кассах наличности - в двукратном размере неоприходованной (не в полном объеме и / или несвоевременно оприходованной) суммы;
  3. за превышение установленных сроков использования выданных под отчет наличных средств, а также за выдачу под отчет наличных средств без полной и своевременной отчетности по ранее выданным средствам - в размере 25 процентов выданных под отчет сумм;
  4. за проведение наличных расчетов (кроме расчетов, проведенных с применением регистраторов расчетных операций в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг») без выдачи получателем наличных средств документа установленной формы и содержания (квитанции к приходному кассовому ордеру, расчетной квитанции, другого предусмотренного законодательством документа), подтверждающего уплату лицом наличных денежных средств, - в размере уплаченных средств .

Решения о применении штрафных (финансовых) санкций принимаются контролирующими органами на основании материалов проведенных ими проверок или представлений центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственного финансового контроля и финансовых органов в установленном законодательством порядке и в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения контролирующим органом указанных представлений.

Обжалование решений контролирующих органов о применении штрафных (финансовых) санкций осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины.

Напомним, что на сегодняшний день Указом Президента установлены штрафы за нарушение кассовой дисциплины субъектами предпринимательства в таком размере:

  • за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах - в двукратном размере сумм выявленных сверхлимитных наличных за каждый день;
  • за неоприходование (неполное и / или несвоевременное) оприходование в кассах наличности - в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Если Закон примут, он вступит в силу с дня официального опубликования.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Забавное видео




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам