про твої права

Финансовый мониторинг по-новому: субъекты, порядок, ответственность

В Украине действует Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Об основных его положениях, понятии, необходимости и правилах финансового мониторинга расскажет prostopravo.


Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Субъекты финансового мониторинга
  2. Специальные субъекты первичного финансового мониторинга
  3. Финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу
  4. Финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу
  5. Остановка операций
  6. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
  7. Новые правила осуществления финансового мониторинга с 28 апреля 2020 года

    7.1. Система финансового мониторинга

    7.2. Финансовые операции, которые подлежат финансовому мониторингу

    7.3. Замораживание активов и остановка финансовых операций

    7.4. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере финансового мониторинга

  8. Новые критерии осуществления финансового мониторинга в 2020 году

    8.1. Надлежащая проверка клиента

    8.2. Критерии риска отмывания средств

    8.3. Индикаторы подозрительности финансовых операций

Видео по теме


Субъекты финансового мониторинга

Система финансового мониторинга состоит из двух уровней: первичного и государственного. К субъектами первичного финансового мониторинга отнесены:

  1. банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  2. платежные организации, участники или члены платежных систем;
  3. товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  4. профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг);
  5. операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;
  6. филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  7. специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:

а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;

б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;

в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;

г) нотариусы, адвокаты, адвокатские бюро и объединения, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений );

8)другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, Министерство юстиции Украины, центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сфере предоставления услуг почтовой связи, в сфере экономического развития, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, специально уполномоченный орган.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан самостоятельно проводить оценку риска своих клиентов с учетом критериев рисков, определенных центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и субъектами государственного финансового мониторинга, осуществляющих государственное регулирование и надзор за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, при осуществлении их идентификации, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и внутренними документами по вопросам финансового мониторинга, и меры предосторожности относительно клиентов, в отношении которых установлен высокий риск.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить высокий риск, в частности, в отношении таких клиентов:

  • клиентов, местом жительства (пребывания, регистрации) которых является государство, в котором не применяются или применяются в недостаточной степени рекомендации Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и других международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • иностранных финансовых учреждений (кроме финансовых учреждений, зарегистрированных в государствах - членах Европейского Союза, государствах - членах Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), с которыми устанавливаются корреспондентские отношения;
  • национальных, иностранных публичных деятелей и деятелей, выполняющих политические функции в международных организациях, или связанных с ними лиц, факт принадлежности к которым клиента или лица, действующего от их имени, установлен субъектом первичного финансового мониторинга;
  • клиентов, которые включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции.

В отношении клиентов с высоким риском субъекты первичного финансового мониторинга обязаны применять дополнительные меры. Например, в отношении публичных лиц: выявлять согласно внутренним документам по вопросам мониторинга факт принадлежности клиента или лица, действующего от его имени, к указанной категории клиентов при осуществлении идентификации, верификации и в процессе их обслуживания, а также то, являются ли они конечными бенефициарными владельцами (контроллерами) или руководителями юридических лиц;  устанавливать с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга деловые отношения с такими лицами;  до или во время установления деловых отношений принимать меры для выяснения источников происхождения средств таких лиц на основании полученных от них документов и / или информации из других источников, если такая информация является публичной (открытой), подтверждающие источники происхождения их активов, прав на такие активы и т.п.

Специальные субъекты первичного финансового мониторинга

К специальным субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты, адвокатские бюро и объединения, нотариусы, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, в случае, если они задействованы в финансовой операции для своего клиента по:

  • купле-продаже недвижимости;
  • управлению активами клиента;
  • управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
  • привлечению средств для образования юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;
  • образованию юридических лиц, обеспечению их деятельности (включая аудит) или управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц (корпоративных прав).

Кроме того, исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, при подготовке и / или осуществлении сделок по купле-продаже недвижимости.

Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается также субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 150 тыс. грн., во время проведения финансовых операций с предметами высокой стоимости (в частности с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной.

Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронным (виртуальным) казино, при осуществлении финансовых операций, связанных с принятием или возвращением ставок или выплатой выигрышей.

Нотариусы, адвокаты, адвокатские бюро и объединения, лица, оказывающие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, могут не сообщать специально уполномоченному органу о своих подозрениях в случае, когда соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их профессиональной тайны, или имеет привилегию на сохранение служебной тайны, а также в случаях, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров.

Финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 150 тысяч гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, любого рода  другим азартным играм, в том числе электронному (виртуальному) казино, - 30000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм - 30000 гривен), и имеет один или более следующих признаков:

  1. перевод средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы; зачисление или перевод средств в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве, отнесенном Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении, зарегистрированном в указанном государстве;
  2. купля-продажа за наличные чеков, дорожных чеков, в том числе других платежных инструментов или платежных средств или средств платежа;
  3. зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), не выполняющем или ненадлежащим образом выполняющем  рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такого иностранного государства) или одной из сторон - участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, и подлежит раскрытию;
  4. финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств);
  5. осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;
  6. зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица - предпринимателя или списание средств с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет или списания средств с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия;
  7. перевод средств за границу по внешнеэкономическим договорам (контрактам), кроме переводов средств по договорам (контрактам), которые предусматривают фактические поставки товаров на таможенную территорию Украины;
  8. обмен банкнот на банкноты другого номинала;
  9. осуществление финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;
  10. осуществление операций с векселями (кроме финансовых казначейских векселей), ордерными ценными бумагами;
  11. перечисление или получение средств неприбыльной организацией;
  12. осуществление финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;
  13. получение (уплата, перевод) страхового и перестраховочного платежа (страхового или перестраховочного взноса, страховой или перестраховочной премии), кроме уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
  14. проведение страховой или перестраховочной выплаты или страхового и перестраховочного возмещения или выплаты выкупной суммы, кроме зачисления или списания средств на / со счета (счетов) государственных внебюджетных фондов;
  15. выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение лицом другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;
  16. предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день два раза и более при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает сумму 150 тыс.грн.;
  17. финансовые операции лиц, в отношении которых установлен высокий риск.

Финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения, основанные, в частности, на:

  • критериях рисков, определенных самостоятельно субъектом первичного финансового мониторинга с учетом критериев рисков, установленных центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; О критериях рисков, утвержденных Приказом Министерства финансов – по ссылке.
  • установлении по результатам проведенного анализа факта (фактов) несоответствия финансовой (финансовых) операции (операций) финансовому состоянию и / или содержанию деятельности клиента;
  • типологических исследованиях в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, подготовленных и опубликованных специально уполномоченным органом.

Остановка операций

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право приостановить осуществление финансовой операции, которая содержит вышеперечисленные  признаки, и / или финансовые операции по зачислению или списанию средств, которые происходят в результате действий, которые содержат признаки совершения преступления, определенного Уголовным кодексом Украины, и обязан приостановить осуществление финансовой операции, если ее участником или выгодоприобретателем является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции (если виды и условия применения санкций предусматривают приостановление или запрещение финансовых операций).

В день остановки субъект первичного финансового мониторинга обязан сообщить специально уполномоченному органу в установленном законодательством порядке о такой финансовой операции , ее участниках и остатке средств на счетах клиента. Такое приостановление финансовых операций осуществляется на два рабочих дня со дня приостановления (включительно).

Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении финансовой операции  на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан немедленно сообщить субъекту первичного финансового мониторинга , а также правоохранительным органам, уполномоченным принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Если в результате проверки признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или совершение другого преступления, не подтверждаются, специально уполномоченный орган обязан немедленно отменить свое решение о дальнейшем приостановлении соответствующих финансовых операций или приостановлении расходных финансовых операций и сообщить об этом субъекту первичного финансового мониторинга.

Если же имеют место мотивированные подозрения, - специально уполномоченный орган принимает решение о продлении остановки финансовых операций, готовит и подает соответствующий обобщенный материал правоохранительным органам. Срок приостановления соответствующих финансовых операций продолжается специально уполномоченным органом со следующего рабочего дня после подачи соответствующего обобщенного материала или дополнительного обобщенного материала при условии, что общий срок такого приостановления не превышает 30 рабочих дней.

Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Юридические лица, осуществлявшие финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансировавшие терроризм или распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы по решению суда.

 В случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом первичного финансового мониторинга требований Закона, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, к нему применяются штрафные санкции в размере от 100 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан, в зависимости от вида правонарушения.

В случае нарушения должностным лицом субъекта первичного финансового мониторинга требований Закона субъект государственного финансового мониторинга может в соответствии с законом принять решение о применении к субъекту первичного финансового мониторинга санкции в виде временного отстранения такого должностного лица от должности до устранения нарушения.

Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем:

"Стаття 166-9. Порушення законодавства щодо запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення

Порушення вимог щодо ідентифікації, верифікації клієнта (представника клієнта), вивчення клієнта, уточнення інформації про клієнта; неподання, несвоєчасне подання, порушення порядку подання або подання центральному органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення, недостовірної інформації у випадках, передбачених законодавством; порушення вимог щодо зберігання офіційних документів, інших документів (у тому числі створені суб’єктом первинного фінансового моніторингу електронні документи), їх копії щодо ідентифікації осіб (клієнтів, представників клієнтів), а також осіб, яким суб’єктом первинного фінансового моніторингу було відмовлено у проведенні фінансових операцій, вивчення клієнта, уточнення інформації про клієнта, а також усіх документів, що стосуються ділових відносин (проведення фінансової операції) з клієнтом (включаючи результати будь-якого аналізу під час здійснення заходів щодо верифікації клієнта/поглибленої перевірки клієнта), а також даних про фінансові операції; порушення порядку зупинення фінансових (фінансової) операцій (операції), -

тягнуть за собою накладення штрафу на посадових осіб суб’єктів первинного фінансового моніторингу, громадян - суб’єктів підприємницької діяльності, членів ліквідаційної комісії, ліквідаторів або уповноважену особу Фонду гарантування вкладів фізичних осіб від ста до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Неподання, несвоєчасне подання або подання недостовірної інформації, пов’язаної з аналізом фінансових операцій, що стали об’єктом фінансового моніторингу, довідок та копій документів (у тому числі тих, що містять інформацію з обмеженим доступом) на запит центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення, -

тягнуть за собою накладення штрафу на посадових осіб підприємств, установ, організацій, громадян - суб’єктів підприємницької діяльності, які не є суб’єктами первинного фінансового моніторингу, від ста до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Розголошення в будь-якому вигляді інформації, що відповідно до закону є об’єктом обміну між суб’єктом первинного фінансового моніторингу та центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення, або факту її подання (одержання) особою, якій ця інформація стала відома у зв’язку з її професійною або службовою діяльністю, - тягне за собою накладення штрафу від трьохсот до п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян"

Новые правила осуществления финансового мониторинга с 28 апреля 2020 года

С 28.04.2020 года вступает в силу Закон Украины « О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» в новой редакции , которым существенно изменяются система и порядок осуществления финансового мониторинга в Украине.

Система финансового мониторинга

Система финансового мониторинга состоит из первичного и государственного уровней.

Субъектами первичного финансового мониторинга являются:

1) банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

2) платежные организации, участники или члены платежных систем;

3) товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;

4) профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;

5) операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществлению валютных операций;

6) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;

7) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):

а) субъекты аудиторской деятельности;

б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;

в) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;

г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;

г) нотариусы;

д) субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;

е) лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;

е) субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;

ж) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;

з) субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги в сфере лотерей и / или азартных игр;

8) поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;

9) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Нотариусы, адвокатские бюро, адвокатские объединения, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, лица, оказывающие юридические услуги, могут не выполнять обязанности по осуществлению надлежащей проверки клиента и не сообщать специально уполномоченный орган о своих подозрениях в случае предоставления услуг по защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров или предоставления консультаций по защите и представительству клиента.

Субъектами государственного финансового мониторинга Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Министерство юстиции Украины Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство цифровой трансформации Украины и специально уполномоченный орган.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, в частности, связанные с его клиентами, географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, способом предоставления (получения) услуг. Риск-ориентированный подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности субъекта первичного финансового мониторинга.

Применение риск-ориентированного подхода осуществляется в порядке, определенном внутренними документами по вопросам финансового мониторинга субъекта первичного финансового мониторинга, с учетом рекомендаций соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, которые выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять оценку / переоценку рисков, в том числе присущих его деятельности, документировать их результаты, а также поддерживать в актуальном состоянии информацию по оценке рисков, присущих его деятельности (риск-профиль субъекта первичного финансового мониторинга ) и риска своих клиентов таким образом, чтобы быть способным продемонстрировать свое понимание рисков, представляющих для него такими клиентами (риск-профиль клиентов).

Критерии рисков определяются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно с учетом критериев рисков, установленных соответственно:

Национальным банком Украины - для субъектов первичного финансового мониторинга, по которым Национальный банк Украины выполняет функции государственного регулирования и надзора;

центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, - для других субъектов первичного финансового мониторинга.

При определении критериев рисков субъект первичного финансового мониторинга должен учитывать типологические исследования в сфере предотвращения и противодействия, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте , результаты национальной оценки рисков, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений), в частности относительно таких клиентов:

  • клиентов, местом жительства (пребывания, регистрации) которых является государство (юрисдикция), что не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения.
  • клиентов, включенных в перечень лиц, клиентов, которые являются представителями лиц, включенных в перечень лиц, клиентов, которыми прямо или косвенно владеют или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц;

Перечень лиц формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения лица в указанный перечень является:

1) решение суда о включении физических лиц, юридических лиц и организаций, которые отвечают критериям, определенным резолюциями Совета Безопасности ООН, в указанный перечень;

2) сведения, формируемые международными организациями или уполномоченными ими органами, об организациях, юридических и физических лицах, связанных с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции.

Перечень лиц немедленно доводится до сведения субъектов первичного финансового мониторинга специально уполномоченным органом в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

  • иностранных финансовых учреждений (кроме финансовых учреждений, зарегистрированных в государствах - членах Европейского Союза, государствах - членах Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), кроме государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1Закона Украины "Об обороне Украины"), с которыми устанавливаются корреспондентские отношения;  
  • иностранных публичных деятелей, членов их семей и лиц, связанных с такими политически значимыми лицами, а также клиентов, конечными бенефециарнимы владельцами которых являются указанные лица;
  • клиентов, в отношении которых (конечных бенефициарных владельцев которых) применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с статьей 5Закона Украины "О санкциях";  
  • клиентов, местом жительства (пребывания, регистрации) которых является государство, отнесенное Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить неприемлемо высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) по отношению к клиентам в случае:

1)      невозможности выполнять определенные настоящим Законом обязанности или минимизировать выявленные риски, связанные с таким клиентом или финансовой операцией;

2)      наличия обоснованных подозрений по результатам изучения подозрительной деятельности клиента, что такая деятельность может быть фиктивной.

Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается:

1) адвокатскими бюро, адвокатскими объединениями и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, нотариусами, субъектами хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, если они участвуют, действуя от имени и / или по поручению клиента, в любой финансовой операции и / или помогают клиенту планировать или осуществлять операцию:

купли-продажи недвижимости или управления имуществом при финансировании строительства жилья;

купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав;

управления средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;

открытия и / или управления банковским счетом или счетом в ценных бумагах;

привлечения средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечения их деятельности или управления ими;

создания, обеспечения деятельности или управления юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями;

2) субъектами хозяйствования, предоставляющими посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъектами хозяйствования, предоставляющими за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества, при предоставлении консультационных услуг, подготовке и / или осуществлении сделок по купле-продаже недвижимого имущества;

3) субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 40 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, при проведении финансовых операций с предметами высокой стоимости (в частности, с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной;

4) субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги в сфере лотерей и / или азартных игр при осуществлении финансовых операций по принятию или возвращению в совокупности или отдельно платы (ставок) непосредственно у игроков, выплаты выигрыша (приза).

Предприятие, предоставляющее услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, обязано также выполнять обязанности субъекта первичного финансового мониторинга при осуществлении финансовых операций по принятию или возврату платы (ставок), выплаты выигрыша (приза) , если такие финансовые операции осуществляются от его имени и по его поручению (на основании договора) третьими лицами.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления (поддержания) деловых отношений / отказать клиенту в открытии счета (обслуживании), в том числе путем расторжения деловых отношений, закрытия счета / отказаться от проведения финансовой операции в случае:

если осуществление идентификации и / или верификации клиента, а также установление данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев, невозможно или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени;

установление клиенту неприемлемо высокого риска или непредоставления клиентом необходимых для осуществления надлежащей проверки клиента документов или сведений;

представление клиентом или его представителем субъекту первичного финансового мониторинга недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение субъекта первичного финансового мониторинга;

выявления в порядке, установленном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, что банк или другое финансовое учреждение, с которым установлены корреспондентские отношения, является банком-оболочкой и / или поддерживает корреспондентские отношения с банком-оболочкой

если осуществление идентификации лица, от имени или в интересах которого проводится финансовая операция, и установка его конечного бенефициарного владельца или извлекающих выгоду ( выгодоприобретателей ) по финансовой операции невозможно.

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказаться от проведения подозрительной финансовой операции.

Финансовые операции, которые подлежат финансовому мониторингу

Финансовые операции является пороговыми , если сумма, на которую осуществляется каждая из них, равна или превышает 400 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, - 30 000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковским металлам 400000 гривен на момент проведения финансовой операции (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр - 30 тысяч гривен), при наличии одного или более следующих признаков:

зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), что не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такого иностранного государства), либо одной из сторон - участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции);

финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и / или лиц, связанных с политически значимыми лицами;

финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам)

финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, считаются подозрительными, если субъект первичного финансового мониторинга подозревает или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны, касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

При определении того, является ли подозрительной финансовая операция или деятельность, субъект первичного финансового мониторинга учитывает типологические исследования, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте , а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.

Субъект финансового мониторинга обязан  сообщать в специально уполномоченный орган про пороговые финансовые операции в течение пяти рабочих дней со дня их проведения (попытки проведения); а о подозрительных финансовых операциях (деятельности) или попытках их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, - немедленно после возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения, а также предоставлять обоснованные выводы, копии документов и другую информацию, на основе которых сформировано подозрение, и дополнительную информацию на запросы специально уполномоченного органа.

Замораживание активов и остановка финансовых операций

Субъект первичного финансового мониторинга обязан немедленно, без предварительного уведомления клиента (лица), заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием.

В день принятия решения о замораживании таких активов субъект первичного финансового мониторинга обязан одновременно с замораживанием таких активов сообщить специально уполномоченному органу и Службе безопасности Украины в установленном законодательством порядке про замороженные активы.

В случае замораживания активов прибыльные финансовые операции клиентов, включенных в перечень лиц, клиентов, которые являются представителями лиц, включенных в перечень лиц, клиентов, которыми прямо или косвенно владеют или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц, проводятся. При этом субъект первичного финансового мониторинга в день проведения, но не позднее 11:00 следующего рабочего дня со дня осуществления прибыльной операции обязан сообщить о ее осуществлении и / или попытке осуществления расходных финансовых операций специально уполномоченному органу и Службе безопасности Украины и немедленно, без предварительного уведомления клиента (лица), заморозить активы, полученные в результате проведения такой прибыльной операции.

После замораживания активов субъект первичного финансового мониторинга сообщает клиенту (лицу) в письменной форме о таком замораживании на его письменный запрос.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан немедленно разморозить активы:

не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц;

не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от Службы безопасности Украины информации о том, что лицо или организация, которая имеет такое же или похожее имя (наименование), как и лицо или организация, включенная в перечень лиц и активы которой стали объектом замораживания, по результатам проверки не является включенной в указанный перечень.

Субъект первичного финансового мониторинга не позднее следующего рабочего дня после размораживания активов информирует об этом специально уполномоченный орган и Службу безопасности Украины.

Субъект первичного финансового мониторинга, который осуществляет или обеспечивает осуществление финансовых операций, вправе приостановить осуществление таких операций, если они являются подозрительными, и обязан остановить такие финансовые операции в случае возникновения подозрения, что они содержат признаки совершения уголовного преступления определенного Уголовным кодексом Украины . 

В день остановки финансовой операции субъект первичного финансового мониторинга сообщает специально уполномоченному органу в установленном законодательством порядке о такой финансовой операции, ее участниках и об остатке средств на счете клиента, открытом субъектом первичного финансового мониторинга, который остановил осуществление финансовой операции, и в при зачислении средств на транзитный счет субъекта первичного финансового мониторинга - об остатке средств на таком счете в пределах зачисленных сумм. Такие остановки финансовых операций осуществляются без предварительного уведомления клиента на два рабочих дня со дня приостановления включительно.

Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении финансовых операций на срок до семи рабочих дней, о чем обязан немедленно сообщить субъекту первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины . 

В случае принятия решения специально уполномоченный орган в течение срока последующей остановки соответствующих финансовых операций проводит аналитическую работу, собирает необходимую дополнительную информацию, обрабатывает, проверяет, анализирует ее и в случае, если по результатам проверки:

признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или совершения иного уголовного преступления не подтверждаются, специально уполномоченный орган обязан немедленно, но не позднее следующего рабочего дня, отменить свое решение о дальнейшем приостановлении соответствующих финансовых операций или остановке расходных финансовых операций и сообщить об этом субъекту первичного финансового мониторинга;

есть мотивированные подозрения, - специально уполномоченный орган принимает решение о продлении остановки соответствующих финансовых операций (расходных финансовых операций), готовит и подает соответствующий обобщенный материал или дополнительный обобщенный материал правоохранительным органам, уполномоченным принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуального кодекса Украины , и в день принятия такого решение информирует соответствующего субъекта первичного финансового мониторинга о дате окончания срока приостановления соответствующих финансовых операций. Срок приостановления соответствующих финансовых операций продолжается специально уполномоченным органом со следующего рабочего дня после подачи соответствующего обобщенного материала или дополнительного обобщенного материала при условии, что общий срок такого приостановления не будет превышать 30 рабочих дней. 

Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере финансового мониторинга

Лица, виновные в нарушении требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в том числе в необеспечении надлежащей организации и / или проведения первичного финансового мониторинга, а также в причастности к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения или в содействии другим лицам в совершении таких действий, или которые финансировали терроризм или распространение оружия массового уничтожения, несут ответственность согласно закону.

Юридические лица (кроме банков), которые осуществляли финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансировали терроризм или распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы по решению суда.

Банки, осуществляли финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансировали терроризм или распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы по решению Национального банка Украины путем отзыва банковской лицензии (по инициативе Национального банка Украины).

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) субъектом первичного финансового мониторинга (его уполномоченным (должностным) лицом) требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, к нему, адекватно совершенному нарушению, в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения применяются такие меры воздействия:

1) письменное предупреждение;

2) аннулирование лицензии и / или других документов, предоставляющих право на осуществление деятельности, с осуществлением которой у лица возникает статус субъекта первичного финансового мониторинга, в установленном законодательством порядке;

3) возложение на субъекта первичного финансового мониторинга обязанности отстранения от работы должностного лица такого субъекта первичного финансового мониторинга;

4) штраф;

5) заключение письменного соглашения с субъектом первичного финансового мониторинга, по которому субъект первичного финансового мониторинга обязуется уплатить определенное денежное обязательство и принять меры для устранения и / или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, обеспечить повышение эффективности функционирования и / или адекватности системы управления рисками и т.п. (далее - соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия).

К субъекту первичного финансового мониторинга могут быть применены штрафы в следующих размерах:

1) за нарушение требований по осуществлению надлежащей проверки, требований по выявлению принадлежности клиентов и других лиц к политически значимым лицам, членам их семей, лицам, связанным с ними, в случаях, предусмотренных законодательством, - до 12 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

2) за нарушение требований об отказе от установления (поддержания) деловых отношений, проведения финансовой операции - в размере до 20 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

3) за нарушение требований по осуществлению переводов, - в размере до 10 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

4) за нарушение порядка замораживания / размораживания активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, и остановки финансовых операций - в размере до 100 000 нмдг;

5) за нарушение порядка создания (ведение) и хранение документов, в том числе электронных, записей, данных, информации в случаях, предусмотренных настоящим Законом, в том числе в случае их потери или уничтожения, - в размере до 12 000 необлагаемых минимумов доходов граждан ;

6) за непредставление, несвоевременное представление, нарушение порядка представления или представления специально уполномоченному органу недостоверной информации в случаях, предусмотренных законодательством, - в размере до 20 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

7) за препятствование субъекту государственного финансового мониторинга в осуществлении им надзора в сфере предотвращения и противодействия, в том числе за недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, создание препятствий в его проведении и / или непредставление, представление не в полном объеме, предоставление недостоверной информации / документов, представление копий документов, в которых невозможно прочитать все указанные в них сведения по запросу субъекта государственного финансового мониторинга, необходимые для осуществления им надзора в сфере предотвращения и противодействия - в размере до 20 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

8) за невыполнение условий соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия - в размере, не превышающем сумму денежного обязательства по такому соглашению;

9) за невыполнение требований об устранении выявленных нарушений и / или о принятии мер по устранению причин, способствовавших их совершению, а также непринятие мер по устранению выявленных по результатам проверки недостатков по организации и проведению первичного финансового мониторинга - в размере до 100 000 нмдг;

10) невыявление , несвоевременное выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и нарушение порядка их регистрации - в размере до 20 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

11) за нарушение ограничений по обмену информацией, определенных законодательством в сфере предотвращения и противодействия, - в размере до 12 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

12) за необеспечение защиты работников, которые сообщили руководителю и / или ответственному работнику субъекта первичного финансового мониторинга или субъекта государственного финансового мониторинга о нарушении требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, - в размере до 12 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

13) за необеспечение надлежащей организации и проведения первичного финансового мониторинга, отсутствие надлежащей системы управления рисками, повторное невыполнение требований субъектов государственного финансового мониторинга об устранении выявленных нарушений и / или о принятии мер по устранению причин, способствовавших их совершению, - в размере до 10 процентов общего годового оборота, но не более 7950000 нмдг;

14) за нарушение других требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия - в размере до 3 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Расчет суммы штрафа в случае совершения двух и более видов нарушений осуществляется путем добавления размеров штрафов за каждый вид нарушения.

В таком случае максимальная сумма штрафа, которая может быть применена к субъекту первичного финансового мониторинга, не может превышать:

1) для субъектов первичного финансового мониторинга, которые являются финансовыми учреждениями - 10 процентов общего годового оборота, но не более 7950000 нмдг;

2) для других субъектов первичного финансового мониторинга - двукратного объема выгоды, полученной субъектом первичного финансового мониторинга в результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена, - 1590000 нмдг.

При определении меры воздействия и / или размера штрафа субъекты государственного финансового мониторинга учитывают обстоятельства совершенного нарушения, в том числе:

1) характер и продолжительность нарушения;

2) финансовое состояние субъекта первичного финансового мониторинга;

3) выгоду, полученную субъектом первичного финансового мониторинга в результате совершения нарушения, если сумма такой выгоды может быть определена;

4) убытки третьих лиц, вызванные в результате совершения нарушения, если сумма таких убытков может быть определена;

5) повторное совершение однородного правонарушения, за которое к субъекту первичного финансового мониторинга в течение последних трех лет применялись меры воздействия;

6) степень ответственности;

7) сотрудничество субъекта первичного финансового мониторинга с государственными органами, включенными в систему предотвращения и противодействия.

Новые критерии осуществления финансового мониторинга в 2020 году

22 мая 2020 вступило в силу Постановление Правления Национального банка 19.05.2020 № 65 «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга», которым утверждены Правила надлежащей проверки клиентов, критерии отнесения операций к рискованным, отказа банка от установления деловых отношений, проведения операций и их остановки.

Надлежащая проверка клиента

Банк до установления деловых отношений (проведения финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом должен установить (понять) цель и характер будущих деловых отношений или проведения финансовой операции на основании полученной от такого потенциального клиента необходимой информации. С этой целью банк, руководствуясь риск-ориентированным подходом, в частности выясняет:

  1. суть, масштаб и вид деятельности клиента - юридического лица, ФЛП, траста или другого подобного правового образования;
  2. размер доходов / социальное положение клиента - физического лица;
  3. вид услуг / продуктов, по которым клиент обращается в банк;
  4. ориентировочный объем финансовых операций, которые планирует проводить клиент в банке.

Банк в случае обнаружения соответствующих критериев риска с целью подтверждения / опровержения того, что потенциальный клиент является компанией-оболочкой, обязан получить и проанализировать дополнительные документы и / или информацию, которые могут уточнить / разъяснить наличие / отсутствие соответствующих оснований для подозрения банка , к примеру:

  1. о финансовой отчетности, подтвержденной независимым внешним аудитом, которая раскрывает суть и содержание финансовых операций, осуществляемых клиентом, и позволяет установить соответствие прибыли (дохода) / оборота его хозяйственной деятельности;
  2. подтверждающие фактическое движение товаров, оказания услуг, выполнения работ при осуществлении хозяйственной деятельности;
  3. подтверждающие ведение хозяйственной деятельности основными контрагентами потенциального клиента;
  4. подтверждающие уплату налога на прибыль (доходы);
  5. подтверждающие наем лиц на условиях трудового договора (договора о найме персонала или договора о предоставлении услуг аутсорсинга), в должностные обязанности которых входит организация и обеспечение осуществления хозяйственной деятельности, с учетом соответствия таких обязанностей виду деятельности потенциального клиента, объемам его финансовых операций;
  6. подтверждающие наличие производственных / офисных помещений, других активов, достаточных для ведения потенциальным клиентом соответствующего вида хозяйственной деятельности (правоустанавливающий документ или договор аренды помещения / оборудования);
  7. подтверждающие наличие офисных помещений у потенциального клиента по адресу массовой регистрации.

Перечень вышеупомянутых документов / информации не является исчерпывающим. Банк может самостоятельно определить другие документы / информацию, которые по его усмотрению достаточны для подтверждения того, что потенциальный клиент не является компанией-оболочкой, при условии, что объем такой информации является достаточным для проведения надлежащего анализа информации о клиенте и принятия соответствующего обоснованного решения.

Банк обязан обеспечивать актуализацию данных о клиенте (полученных и имеющихся документов, данных и информации о нем):

  1. не реже одного раза в год, если риск деловых отношений с клиентом является высоким;
  2. не реже одного раза в три года, если риск деловых отношений с клиентом является средним;
  3. не реже одного раза в пять лет - в других случаях при отсутствии подозрений.

Банк обязан обеспечивать актуализацию данных о клиенте также в случае:

  1. выявления фактов наличия существенных изменений в деятельности клиента (в том числе в случае изменения конечного бенефициара, руководителя, местонахождения юридического лица, траста, другого подобного правового образования, ФЛП);
  2. истечения срока (прекращения) действия, прекращения действия или признания недействительными представленных документов;
  3. прекращения действия / обмена идентификационного документа клиента (представителя клиента);
  4. установление факта принадлежности клиента к PEP (политически значимые лица и члены их семей).

Критерии риска отмывания средств

Критериями риска, обусловленными коммерческой или личной деятельностью клиента или его конечного бенефициара в частности, является следующее:

  1. клиент предоставляет юридические, консалтинговые, бухгалтерские услуги или услуги по учреждению субъектов хозяйствования и дальнейшего осуществления ими деятельности, открытие счета в банке от своего имени для осуществления финансовых операций от имени клиента;
  2. период деятельности юридического лица с даты государственной регистрации меньше, чем полгода;
  3. предыдущая деятельность и профессиональный опыт клиента существенно отличаются от того, что клиент планирует осуществлять, используя услуги банка;
  4. клиент осуществляет любой из следующих видов деятельности:
    • азартные игры, лотереи;
    • услуги инкассации;
    • деятельность, которой присущ высокий уровень оборота наличности;
    • торговля недвижимостью, предметами роскоши, антиквариатом, произведениями искусства;
    • торговля драгоценными металлами и камнями;
    • производство и / или торговля оружием, боеприпасами, военной техникой и военными машинами;
    • деятельность, связанная с производством и / или торговлей материалами ядерных реакторов;
    • деятельность профессиональных спортивных клубов (в том числе международные спортивные организации);
    • услуги по перестрахованию (за исключением случаев, когда поставщик услуг лицензированный и является объектом надзора со стороны соответствующего государственного субъекта финансового мониторинга или поставщику услуг присвоено инвестиционную категорию международным рейтинговым агентством)
    • посреднические услуги по торговле иностранной валютой (например, дилеры Forex)
    • предоставление услуг, трудно документально подтвердить, что они действительно были предоставлены (например, рекламные, маркетинговые, консалтинговые услуги, услуги по исследованию рынка, разработки и обслуживания IT-решений);
    • инвестиционные услуги и вспомогательные инвестиционные услуги;
    • торговля бинарными опционами;
    • деятельность, связанная с виртуальными активами (является поставщиком услуг, связанных с оборотом виртуальных активов);
    • деятельность неприбыльных организаций, в том числе благотворительная деятельность, деятельность религиозных организаций, политических партий (кроме ОСМД)
  5. клиент или его КБВ осуществляют деятельность, которая характеризуется высоким риском коррупции, в частности:
    • производство и / или торговля лекарственными препаратами или наркотическими веществами (прекурсорами)
    • производство и / или торговля оружием, боеприпасами, военной техникой и военными машинами (ее частями)
    • добыча руд и / или драгоценных камней;
    • добыча сырой нефти, природного газа и / или производство нефтепродуктов;
    • виды деятельности, которые предусматривают получение специальных разрешений на пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны;
    • государственных закупках.

Критериям риска, обусловленные особенностями, связанными с правовой формой основания, структуре собственности и поведением клиента, в частности, является следующее:

  1. субъект хозяйствования является новым клиентом банка, с даты установления деловых отношений с которым прошло три месяца;
  2. клиент выпускает или имеет право выпускать акции на предъявителя (паевые ценные бумаги);
  3. юридическое лицо, структура собственности или контроля которого или членства в котором являются необычно сложными;
  4. в управленческой структуре или структуре собственности клиента есть элемент номинального управления / собственности;
  5. в структуре собственности клиента имеются доверительные (трастовые) отношения;
  6. финансовые операции клиента являются сложными, необычно большими для его деятельности или не соответствуют финансовому состоянию;
  7. есть основания полагать, что клиент структурирует финансовые операции или осуществляет их таким образом, чтобы избежать определенных пороговых значений / требований, определенных законодательством;
  8. клиент неоправданно затягивает сроки предоставления информации для осуществления проверки банком, старается как можно больше скрыть от банка детали относительно своей деловой деятельности;
  9. имеющаяся информация о клиенте дает основания подозревать, что клиент может быть компанией-оболочкой.

Критериям риска, присущими соответствующей услуге (продукту) банка, в частности, является следующее:

  1. клиент использует услуги частного банкинга (предоставление индивидуальных услуг состоятельным клиентам - физическим лицам), который характеризуется следующими элементами:
    • плановый или фактический годовой кредитный оборот превышает 10 млн. гривен;
    • услуги предусматривают комплексное управление активами, включая консультации по вопросам планирования, инвестирования, налоговых вопросов и правопреемства;
    • предоставляются специальные условия кредитования и разрабатываются особые условия обслуживания таких клиентов и их финансовых операций, а также существует усиленная политика конфиденциальности информации о таких клиентах и их финансовых операциях;
  2. клиент получает ссуды, которые обеспечиваются финансовыми инструментами или другими гарантиями банка, за исключением случаев осуществления операций репо;
  3. клиент использует услуги по управлению активами (фидуциарные услуги);
  4. клиент использует продукты (услуги), которые имеют хотя бы один из следующих признаков:
    • продукт (услуга) способствует анонимности клиента (например, электронные деньги, заранее оплаченные карточки)
    • продукт (услуга) является сложным (ой), учитывая возможность отслеживания операции [в частности переводы, которые осуществляются с привлечением большого количества посредников, "быстрые" электронные услуги (международные операции, выполняемые электронными деньгами)];
    • проведение финансовых операций на необычно большие суммы (или общий оборот), что является нехарактерным для известной банку деятельности клиента;
    • инструкции по проведению финансовой операции предоставляются третьей стороной, которая не является стороной деловых отношений (например, косвенные корреспондентские отношения)
    • большая часть наличных операций, является несвойственным для соответствующего вида деятельности клиента;
    • возможность осуществлять сложные масштабные операции с большим количеством привлеченных участников (в том числе отдельные виды банковской гарантии или документарного аккредитива).

Индикаторы подозрительности финансовых операций

  1. Клиент (представитель клиента) не может внятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности).
  2. Клиент (представитель клиента) не желает или отказывается предоставлять информацию, необходимую для принятия мер надлежащей проверки, предоставляет ее в недостаточной степени или предоставляет сомнительную информацию, которую трудно проверить.
  3. Существуют основания подозревать, что предоставленные информация / документы для проверки содержат ложные или поддельные сведения (в частности очевидны значительные несоответствия, допущены существенные ошибки).
  4. Невозможно связаться с клиентом (представителем клиента) с помощью предоставленных им данных, в частности по адресу местонахождения, жительства или по указанному номеру телефона и электронной почте (особенно в короткие сроки после предоставления такой контактной информации).
  5. Клиент имеет большое количество счетов или платежных карточек, потребность в которых не понятна или не соответствует его бизнес-потребностям.
  6. Клиент (представитель клиента) нервничает без видимых причин или проявляет нетипичное поведение.
  7. Клиент демонстрирует необычную заинтересованность требованиями законодательства в сфере отмывания средств и внутренней системы финансового мониторинга банка (в частности, внутренних документов банка по вопросам отмывания средств).
  8. Клиент (представитель клиента) отменяет проведение запланированной финансовой операции после того, как банк спросил у него соответствующие подтверждающие документы и / или разъяснения.
  9. Клиент (представитель клиента) настаивает на срочности проведения финансовой операции, демонстрируя нервное поведение, без наличия очевидных на то причин (оснований).
  10. Клиент (представитель клиента) предлагает деньги, подарки или иной вид благодарности работнику банка за проведение финансовой операции необычным или подозрительный образом.
  11. Информация, предоставленная клиентом (представителем клиента), противоречит той, что содержится в публичных источниках.
  12. Финансовые операции по счету физического лица не отвечают риск-профилю клиента (в частности возрасту, профессии, доходам).
  13. Клиент демонстрирует незнание информации, касающейся финансовых операций по его собственному счету, и / или не может объяснить их содержание.
  14. Клиент необычно и основательно оправдывает или объясняет сделку, подчеркивая отсутствие каких-либо связей с незаконной деятельностью.
  15. Характер финансовой операции и / или обстоятельства, при которых она инициируется, дают основания считать, что она осуществляется от имени и / или в пользу другой стороны, которая не раскрыта банка.
  16. По счету клиента - субъекта хозяйствования не уплачено никаких или уплачено в незначительном размере (в размере, явно не соответствует объемам проведенных финансовых операций) обязательных платежей, которые присущи обычной хозяйственной деятельности (например, платежи за аренду помещений, оплата коммунальных услуг, налогов в бюджет).
  17. Счетами нескольких клиентов, между которыми нет логически объяснимых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель.
  18. Представитель клиента - физического лица не имеет четких и понятных отношений с клиентом (например, лицо не является родственником, членом семьи, адвокатом).
  19. Подавая заявку на получение платежной карты по почте, клиент указывает адрес, который неизвестен банка.
  20. Представители клиента - предприятия максимально избегают контактов с работниками банка (посещение отделения банка), даже если в обычных условиях проведения финансовой (ых) операции (й) это было бы для них гораздо удобнее.
  21. Есть очевидные признаки того, что другие лица контролируют проведение финансовой операции (клиент читает все из заметок или телефона или другие лица следят за клиентом в помещении отделения или оставаясь снаружи).
  22. Цель или мотивация открытия счетов нерезидентами в Украине является неубедительной или непонятной.
  23. Клиент постоянно настаивает на обслуживании у одного работника банка, даже если это обычные операции и / или прекращает осуществлять финансовые операции через банк на период отсутствия конкретного работника.

С полным перечнем индикаторов подозрительности операции можно ознакомиться в Приложении 20 к Положению.

Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов



Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Полезные статьи по данной тематике

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com