ФЛП должны платить ЕСВ независимо от наличия дохода - Апелляционный суд 03.12.2019

Апелляционный суд отменил решение Кировоградского окружного административного суда по делу № 340/453/19 от 23.05.2019 года. Напомним, тогда суд под председательством судьи Брегея Р.И пришел к выводу, что ФЛП, который не получает дохода, не обязан уплачивать ЕСВ, а начисление недоимки по такому виду взноса возможно только после проведения соответствующей проверки контролирующим органом. Третий апелляционный административный суд решение Кировоградского окружного административного суда отменил и принял новое постановление. // 03.12.2019

О решении первой инстанции мы писали здесь.

Суть спора

Предприниматель обратился в суд первой инстанции с иском, в котором просил признать противоправным и отменить налоговое требование Главного управления Государственной фискальной службы в Кировоградской области №Ф-97803-53 от 09.11.2018 о начислении недоимки (штрафных санкций) в размере 15819,54 грн.

В обоснование иска ссылался на беспочвенность вынесенного обжалованного требования поскольку он длительное время не совершал хозяйственную деятельность и не получал доход, кроме того требование было вынесено без проведения соответствующей проверки и направлено ​​с нарушением определенных законодательством сроков.

Решением Кировоградского окружного административного суда от 23 мая 2019 исковые требования были удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ГУ ДФС в Кировоградской области подало апелляционную жалобу, которая была удовлетворена.

Обоснование судебного решения

Правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления и уплаты и полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета определяет Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование » от 8 июля 2010 №2464.

По содержанию пунктов 2 и 6 части 1 статьи 1 Закона №2464 и единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования; недоимка - сумма единого взноса, своевременно не начисленная и / или не уплаченная в сроки, установленные настоящим Законом, исчисленная органом доходов и сборов в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Согласно п. 4 ч.1 ст.4 Закона №2464 плательщиками единого взноса являются физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения.

Статьей 7 Закона №2464 и определена база начисления единого взноса.

Согласно п. 2, 3 ч.1 ст.7 Закона №2464 единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в пунктах 4 (кроме физических лиц - предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения), 5 и 5-1 части первой статьи 4 настоящего Закона, - на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц.

В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном квартале или отдельном месяце отчетного квартала, такой плательщик обязан определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

С 01.01.2017 ФЛП - плательщики единого налога и ФЛП, которые находятся на общей системе налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь (часть четвертая ст. 4 закона №2464 в редакции Закона №1774-VIII).

Согласно с изменениями, внесенными Законом Украины от 3 октября 2017 № 2148 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» (далее - Закон № 2148) в Закон №2464, с 01.01.2018 в случае если ФЛП, применяющим общую систему налогообложения, не получен доход (прибыль) в отчетном квартале или отдельном месяце отчетного квартала, такие плательщики обязаны определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ, установленной Законом № 2464. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц (пункт 2 части первой ст. 7 Закона № 2464 в редакции Закона №2148).

Согласно п.1 ч.2 ст.6 Закона №2464 плательщик единого взноса обязан своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос.

Таким образом, начиная с 01.01.2017, в случае если ФЛП, применяющими общую систему налогообложения, и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такие плательщики обязаны определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ , установленной Законом №2464. При этом сумма ЕО не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что первичным для определения сумм несвоевременной уплаты единого взноса, начисления штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату единого взноса является проверка налогоплательщика, по результатам которой составляется акт проверки, однако указанный вывод не соответствует (противоречит) требованиям Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 №449, подпунктом 2 пункта второго раздела VII, где ясно и четко предусмотрено, что расчет этой финансовой санкции (за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса) осуществляется на основании данных информационной системы органа доходов и сборов.

Кроме того статьей 9 Закона №2464 и п. 10 Раздел IV Инструкции предусмотрено, что исчисление единого взноса органами доходов и сборов осуществляется не только на основании актов проверки правильности начисления и уплаты единого взноса, отчетности, представляемой плательщиками в органы доходов и сборов, бухгалтерских документов, а и других документов, подтверждающих суммы выплат (дохода), на суммы которых (которого) в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос.

Таким образом, апелляционный суд считает, что определяющим для решения дела является установление фактов неуплаты (несвоевременной) уплаты истцом ЕСВ, в том числе на основании данных информационной системы органа доходов и сборов, а именно обратной стороны учетной карточки плательщика ЕСВ физического лица - предпринимателя, а не только первичных документов по начислению (декларации, расчеты) и оплаты (платежные поручения).

В соответствии с п. 2 раздела VI Инструкции, в случае выявления органом доходов и сборов своевременно не начисленных и / или не уплаченных сумм единого взноса такой орган доходов и сборов вычисляет суммы единого взноса, которые указываются в требовании об уплате долга (недоимки), и применяет к такому плательщику штрафные санкции в порядке и размерах, определенных разделом VІІ настоящей Инструкции. По предписаниям п. 3 раздела VI указанной выше инструкции органы доходов и сборов направляет (вручает) плательщикам требование об уплате долга (недоимки), если, в частности, плательщик имеет на конец календарного месяца недоимку по уплате единого взноса.

Орган доходов и сборов направляет (вручает) требование об уплате долга (недоимки) плательщику единого взноса в течение трех рабочих дней со дня его вынесения.

Из материалов дела усматривается, что обжалуемое требование направлено по истечении установленного Инструкцией о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование срока.

В то же время коллегия судей отмечает, что указанное процедурное нарушение не влияет на законность самого требования и не освобождает плательщика от обязанности платить соответствующие обязательства и приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены налогового требования ГУ ГФС в Кировоградской области.

Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

9

количество предложений

1 322,22

средняя цена, грн

7

количество предложений

2 757,14

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн







Горячие предложения

YOUTUBE канал "Адвокат МОСКАЛЕНКО А.В."

Подписывайтесь и получайте консультации адвоката онлайн бесплатно, полезные каждому!

Как стать успешным и высокооплачиваемым юристом?

Первая в Украине прикладная книга о секретах профессионалов, реалиях труда и частной практики в сфере права



Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com