Гоструда разработала проект нового Порядка проверок за соблюдением законодательства о труде - 29.05.2019

14 мая 2019 Шестой апелляционный административный суд Киева своим решением отменил постановление Кабинета Министров Украины от 26.04.2017 г. №295 «О некоторых вопросах реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины« О местном самоуправлении в Украине ». Таким образом, инспекционные посещения и выездные проверки, проводимые органами Гоструда после этой даты на основании Постановления №295 являются незаконными. Однако в Гоструда уже поспешили разработать новый Порядок проведения проверок работодателей и обнародовать его на своем официальном сайте. // 29.05.2019

Как подчеркнули в Государственной регуляторной службе, Гоструда могут осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде исключительно руководствуясь требованиями Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», выполняя их в полном объеме. Плановые и внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) могут осуществляться Гоструда в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и других формах, определенных законом.

Обязательным условием осуществления Гоструда мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде является разработка Гоструда и представление на утверждение КМУ в установленном законодательством порядке критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труд и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), а также разработка, согласование с ГРС, утверждения и публикации на официальном сайте Гоструда унифицированной формы акта, составленного по результатам проведения планового (внепланового) мероприятия государственного надзора (контроля) по соблюдению предприятием законодательства о труде.

Проведение Гоструда внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) возможно только по основаниям, определенным ч. 1 ст. 6 Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». При этом внеплановое мероприятие по обращению гражданина осуществляется по согласованию центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере соблюдения законодательства о труде (Минсоцполитики).

Что предусматривает проект нового Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде?

Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:

  • Гоструда и ее территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдением минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформлением трудовых отношений)

Инспекционные посещения проводятся по следующим основаниям:

1) по обращению работника о возбуждении в отношении него законодательства о труде;

2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта;

4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде;

6) по информации:

  • Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ГФС и ее территориальных органов про:

  • несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • факты нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления полномочий;
  • факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателей, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;

Пенсионного фонд Украины и его территориальных органов про:

  • работодателей, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • работодателей, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работников, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце;
  • работодателей, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателей, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) по поручению Премьер-министра Украины;

9) по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

10) по депутатским запросам народного депутата;

11) в случае невыполнения требований предписания.

О проведении инспекционного посещения инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу. О проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционном посещению.

При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить свое служебное удостоверение. По требованию объекта посещения или уполномоченного им должностного лица инспектор труда предоставляет копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения.

Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней.

По результатам инспекционного посещения или невыездной инспекции составляется акт инспекционного посещения (невыездной инспекции), и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде - предписание по их устранению.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений требований законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказ от подписания), а в случае наличия замечаний - на следующий день после их рассмотрения.

В предписании указывается срок для его выполнения. В случае установления срока более трех месяцев, в предписании определяется график и запланированные мероприятия устранения выявленных нарушений с соответствующим информированием инспектора труда в соответствии с определенной в предписании периодичностью.

Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и объектом посещения или уполномоченным им лицом. Один экземпляр предписания остается у объекта посещения.

Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока исполнения, если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания.

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения до него (в случае их поступления), инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и / или принимает меры к привлечения виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не употребляются.

Меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы соответственно в 10-дневный и однодневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

Штрафы налагаются Председателем Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями, руководителями территориальных органов Гоструда и их заместителями, руководителями исполнительных органов городских рад городов областного значения, сельских, поселковых, городских рад объединенных территориальных общин и их заместителями.

Штрафы могут быть наложены на основании:

  • решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации;
  • акта, составленного по результатам мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде или занятости населения, проведенного в связи с невыполнением требований предписания;
  • акта, составленного по результатам мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, в ходе которого выявлены факты использования труда неоформленных работников;
  • акта о невозможности проведения инспекционного посещения / невыездного инспектирования;
  • акта проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде


Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам