про твої права

Продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним, аспекты внеплановых проверок

Проблема, которой посвящена данная статья – достаточно актуальна, поскольку за помощью в ее решении к юристам обращаются почти каждый день. Prostopravo изучал вопросы, связанные с проведением внеплановых проверок, связанных с продажей алкогольных (слабоалкогольных) напитков и табачных изделий несовершеннолетним.

Путеводитель по статье

  1. Нормативная база
  2. Как нужно поступать во время проверки?
  3. Пять идей для бизнеса на четырех колесах
Видео путеводитель
Продаж алкоголю, пива, цигарок неповнолітнім: штраф

Продаж алкоголю, пива, цигарок неповнолітнім: штраф

Представим вполне реальную ситуацию: юноша или девушка, на первый взгляд, совершеннолетние, покупают в супермаркете (или любом другом торговом заведении) бутылку пива или пачку сигарет, выходят за пределы торгового заведения, а через некоторое время в супермаркет приходят, например , сотрудники правоохранительных органов и составляют протокол об административном правонарушении в отношении продавца (кассира), совершившего продажу пива (сигарет) молодым людям. Оказывается, что «покупателям» всего 17 лет, а продавец (кассир) даже не удосужился требовать у них предъявления документа, подтверждающего возраст. За сотрудниками правоохранительных органов с внеплановой фактической проверкой приходят и сотрудники Департамента контроля производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Составляется акт, и предприятию выставляются нешуточные финансовые санкции.

Нормативная база

Разберемся с законодательством, регулирующим данную ситуацию. Согласно статье 15-3 Закона Украины от 19.12.1995 года №481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» запрещается продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых, табачных изделий, электронных сигарет, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, устройств для потребления табачных изделий без их сгорания как лицам, не достигшим 18 лет, лицами, не достигшими совершеннолетия. Статьей 17 этого же Закона установлено, что за нарушение такого запрета к субъектам ведения хозяйства применяются финансовые санкции в виде штрафов в размере 6800 гривен. Кроме того, частью 2 статьи 156 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа от 400 до 800 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 6800 до 13600 за нарушение сотрудником предприятия (организации) торговли ... правил торговли пивом (кроме безалкогольного), алкогольными) , слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: ... продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков или табачных изделий лицу, не достигшему 18 лет.

Что же делать администрации такого субъекта хозяйствования, который стал самопроизвольной «жертвой» уловок контролирующих органов, ведь помимо уплаты существенного штрафа в 6800 гривен можно еще потерять и лицензии на реализацию алкогольных напитков и табачных изделий.

Как нужно поступать во время проверки?

Самое главное – внимательно отнестись к процедуре составления акта проверки. Для этого нужно знать следующее.

Во-первых, формулировка самой нормы Закона, которой определено, что продавец обязан получить у покупателя, покупающего пиво (кроме безалкогольного), алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки, вина столовые или табачные изделия, паспорт или другие документы, подтверждающие возраст такого покупателя, если у продавца возникли сомнения в достижении покупателем 18-летнего возраста. Эта фраза – ключевая. Обратите внимание на то, что при составлении протокола сотрудниками правоохранительных органов и акта проверки сотрудниками налоговых органов с целью подтверждения наличия установленного факта в обязательном порядке должны быть указаны данные лица, которому был отпущен товар: фамилия, имя, отчество, адрес проживания и дата рождения. Зафиксируйте данные «покупателя» и если будете обжаловать решение налогового органа о наложении финансовых санкций в судебном порядке, настаивайте на его присутствии в судебном заседании, когда обжалуете решение о применении финансовых санкций. Существующая судебная практика указывает на то, что суды, увидев покупателя и убедившись в том, что его внешность не вызывает сомнений в том, что ему уже исполнилось 18 лет, удовлетворяют иски о признании недействительными таких решений.

Во-вторых, согласно ст.86 Налогового Кодекса Украины акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводивших проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии).

В случае отказа налогоплательщика, его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта (справки), должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов контролирующего органа и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется налогоплательщику, его законному представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки или невозможности его вручения налогоплательщику или его законным представителям или лицу, совершавшему расчетные операции по каким-либо причинам, такой акт или справка направляется налогоплательщику в установленном порядке, определенном для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Таким образом, акт проверки соблюдения субъектом предпринимательской деятельности установленных законом требований, обязательных для выполнения при осуществлении оптовой и розничной торговки алкогольными напитками и/или табачными изделиями, предприятие все равно получит. Подписание акта дает возможность представителю предприятия изложить в нем свои возражения и замечания как по процедуре, так и по существу проверки, что впоследствии можно использовать при рассмотрении административного иска в суде.

В-третьих, постановлением Кабинета Министров Украины от 02.06.2003 г. № 790 утвержден Порядок применения финансовых санкций , предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее – Порядок). Согласно п.6 Порядка, решения о применении финансовых санкций, предусмотренных ст.17 Закона, принимаются руководителем, а в случае его отсутствия - заместителем руководителя органа, выдавшего лицензию на право производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, этиловым спиртом ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцем виноградным, спиртом-сырцем плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и горючим (ГНС и его территориальные органы), или руководителем (его заместителем) органов МВД МЗ, Госстата , Госпродпотребслужбы в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством.

В-четвертых, пунктом 5 Порядка установлено всего три основания для принятия решения о применении финансовых санкций, а именно:

  • акт проверки соблюдения субъектом предпринимательства установленных законодательством требований, обязательных для исполнения при осуществлении оптовой и розничной торговки алкогольными напитками и/или табачными изделиями, составленный органом, выдавшим лицензию, в котором указывается содержание нарушения и конкретные нарушенные нормы законодательства;
  • результаты проведения органом, выдавшим лицензию, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции проверок субъекта предпринимательской деятельности, связанной с производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • материалы правоохранительных, налоговых и других органов исполнительной власти по несоблюдению субъектами предпринимательской деятельности требований законодательных и других нормативно-правовых актов о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

В-пятых, пунктом 8 Порядка установлено, что решение о применении финансовых санкций составляется исключительно по форме, утвержденной в Приложении к настоящему Порядку.

И последнее, согласно п.56.2 ст.56 главы 4 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) в случае, когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения. Жалоба подается в письменной форме в течение 10 календарных дней, начиная со следующего дня после получения налогоплательщиком налогового уведомления - решения или иного обжалуемого решения контролирующего органа. Кроме того, с учетом сроков давности налогоплательщик вправе обжаловать в суде решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

Подведем итоги, об описанных нами схемах и правилах поведения в ситуации, с которой начинается данный материал (или подобные ей), должен быть проинструктирован каждый сотрудник торгового предприятия (организации). При составлении протоколов и актов проверки на работников предприятия, как правило, осуществляется моральное давление сотрудниками контролирующих органов, в результате чего документы подписываются даже без их предварительного прочтения, не говоря уже о выражении замечаний на составленный документ, соответственно, желательно, чтобы при совершении таких действий присутствовал юрист, способный со стороны оценить ситуацию и выявить «слабые» места проверяющих . и предупредить, например, подписание продавцом админпротокола , в котором он полностью признает свою вину без особых на то оснований.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов

Нуждаетесь в юридической помощи?