Продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним, аспекты внеплановых проверок

Проблема, которой посвящена данная статья – довольно актуальная, поскольку за помощью в ее разрешении к юристам обращаются почти ежедневно. Prostopravo изучал вопросы, связанные с проведением внеплановых проверок, связанных с продажей алкогольных (слабоалкогольных) напитков и табачных изделий несовершеннолетним.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Нормативная база
  2. Как нужно себя вести при проверке?

Представим вполне реальную ситуацию: юноша или девушка, на первый взгляд, совершеннолетние, «покупают» в супермаркете (или любом другом торговом заведении) бутылку пива или пачку сигарет, выходят за пределы торгового заведения, а через некоторое время в супермаркет являются, например, сотрудники правоохранительных органов и составляют протокол об административном правонарушении в отношении продавца (кассира), осуществившего продажу пива (сигарет) молодым людям. Оказывается, что «покупателям» всего 17 лет, а продавец (кассир) даже не удосужился потребовать у них предъявления документа, подтверждающего возраст. За сотрудниками правоохранительных органов с внеплановой фактической проверкой являются и сотрудники Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольних напитков и табачных изделий. Составляется акт, и предприятию выставляются нешуточные финансовые санкции.

Нормативная база

Разберемся с законодательством, регулирующим данню ситуацию. В соответствии со статьей 15-3 Закона Украины от 19.12.1995 года №481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольних напитков и табачных изделий» запрещается продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий как лицам, не достигшим 18 лет, так и лицами, не достигшимисовершеннолетия. Статьей 17 этого же Закона установлено, что за нарушение такого запрета к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в размере 6800 гривен. Кроме того, частью 2 статьи 156 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа от 100 до 400 необлагаемых минимомов доходов граждан (от 1700 до 6800 за нарушение сотрудником предприятия (организации) торговли … правил торговли пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: … продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков или табачных изделий лицу, не достигшему 18 лет.

Что же делать администрации такого субъекта хозяйствования, ставшего невольной «жертвой» уловки контролирующих органов, ведь кроме уплаты существенного штрафа в 6800 гривен, можно еще лишиться и лицензии на реализацию алкогольных напитков и табачных изделий.

Как нужно себя вести при проверке?

Самое главное – внимательно отнестись к процедуре составления акта проверки. Для этого необходимо знать следующее.

Во-первых, формулировку самой нормы Закона, которой  определено, что продавець обязан получить у покупателя,  покупающего  пиво  (кроме безалкогольного),  алкогольные  напитки, слабоалкогольные напитки, вина столовые или  табачные  изделия,  паспорт  или другие документы, которые подтверждают возраст такого покупателя, если у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем 18-летнего возраста. Эта фраза – ключевая. Обратите внимание на то, что при составлении протокола сотрудниками правоохранительных органов и акта проверки сотрудниками налоговых органов, с целью подтверждения наличия установленного факта в обязательном порядке должны быть указаны данные лица, котрому был отпущен товар: фамилия, имя, отчество, адрес проживания и дата рождения. Зафиксируйте данные «покупателя» и если будете оспаривать решение налогового органа о наложении финансовых санкций  в судебном порядке, настаивайте на его присутствии в судебном заседании, когда будете оспаривать решение о применении финансовых санкций. Существующая судебная практика указывает на то, что суды, увидев «покупателя» и удостоверившись в том, что его внешность не вызывает сомнений в том, что ему уже исполнилось18 лет, удовлетворяют иски о признании недействительными таких решений.

Во-вторых, в соответствии со ст.86 Налогового Кодекса Украины акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводивших проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии).

В случае отказа налогоплательщика, его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта (справки), должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов контролирующего органа и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется налогоплательщику, его законному представителю или лицу, которое осуществляло расчетные операции.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки или невозможности его вручения налогоплательщику или его законным представителям или лицу, которое осуществляло расчетные операции по любым причинам, такой акт или справка направляется налогоплательщику в порядке, определенном для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Таким образом, акт проверки соблюдения субъектом предпринимательской деятельности установленных законом требований, обязательных для выполнения во время осуществления оптовой и розничной торговки алкогольными напитками и/или табачными изделиями, предприятие все равно получит. Подписание акта дает возможность представителю субъекта хозяйствования изложить в нем свои возражения и замечания как по процедуре, так и по сути проверки, что впоследствии можно использовать при рассмотрении административного иска в суде.

Во-третьих, постановленим Кабинета Министров Украины от 02.06.2003г. № 790 утвержден Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 ЗаконаУкраины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее – Порядок). Согласно с п.6 Порядка, решение о применении финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона, принимается руководителем или заместителем руководителя органа, выдавшим лицензию на право торговки алкогольными напитками и табачными изделиями  (ГФС и ее территориальные органы, Минэкономразвития), или руководителем (его заместителем) органов МВД, Минздрава, Госстата, Госпотребинспекции соответствии с их компетенцией, определенной законодательством.

В-четвертых, пунктом 5 Порядка установлено всего три основания для принятия решения о применении финансовых санкций, а именно:

  • акт проверки соблюдения субъектом предпринимательства установленнях законодательством требований,  обязательных для исполнения во время осуществления оптовой и розничной торговки алкогольными  напитками и/или табачными изделиями,  составленный органом, выдавшим лицензию, в котором указывается содержание нарушения и  конкретные  нарушенные  нормы законодательства;
  • результаты проведения  органом,  который выдал лицензию,  другими органами  исполнительной  власти  в  пределах  их  компетенции   проверок субъекта предпринимательской деятельности,  связанной с производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • материалы правоохранительных, налоговых и других органов исполнительной  власти  относительно несоблюдения  субъектами предпринимательской деятельности тренований законодательных и прочих  нормативно-правовых  актов о  производстве  и обороте спирта,  алкогольных напитков и табачных изделий.

В-пятых, пунктом 8 Порядка установлено, что  решение о применений финансовых  санкций составляется исключительно по форме, утвержденной в Приложении к этому Порядку.

И последнее, в соответствии с п.56.2 ст. 56 главы 4 раздела ІІ НалоговогокодексаУкраины (далее - НКУ) в случае, корда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, он имеет право обратиться к контролирующему органу высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения. Жалоба подается в письменной форме на протяжении 10 календарных дней, начиная со следующего дня после получения налогоплательщиком налогового уведомления – решения или юного обжалуемого решения контролирующего органа. Кроме того, с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

Подведем итоги, об описанных нами схеме и правилах поведения в ситуации, с которой начинается данный материал (или подобной ей), должен быть проинструктирован каждый сотрудник торгового предприятия (организации).  При составлении протоколов и актов проверки на работников предприятия, как правило, оказывается моральное давление сотрудниками контролирующих органов, в результате чего документы подписываются даже без их предварительного прочтения, не говоря уже о высказывании замечаний на составленный документ, соответственно, желательно, чтобы при проведении таких действий присутствовал юрист, способный со стороны оценить ситуацию и выявить «слабые» места проверяющих и предупредить, например, подписание продавцом админпротокола, в котором он полностью признает свою вину без особых на то оснований.

 



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике