Проверки Фонда соцстраха: кого могут проверить уже в январе 18.01.2021

Фонд социального страхования Украины (ФССУ) опубликовал план документальных проверок предприятий в Киеве и всех областях на первый квартал 2021 года – чтобы подтвердить правильность использования страховых выплат. // 18.01.2021

К попавшим в список компаниям и "фопам" придут с ревизией уже в январе-марте.

Допущение ошибок при учете, в частности, выплат по листкам о нетрудоспособности (больничным) может стоить предпринимателю штрафа. При этом проверить могут любой бизнес, независимо от масштаба – достаточно лишь вызвать подозрение у ФССУ по ряду критериев.

Юристы объяснили UBR.ua, в каких случаях существенно возрастает вероятность быть включенным в перечень субъектов проверки Фонда, при этом напомнив, что готовым к ревизии лучше быть всегда.

Помимо ежеквартальных плановых проверок, о которых оповещают заранее, Фонд может проводить и внеплановые выездные или невыездные проверки, о которых уже не предупредит. 

Что проверяют

Фонд соцстраха регулярно проверяет правомерность начисления таких видов материальной помощи:

  • временной нетрудоспособности (больничные, уход за больным ребенком);
  • беременности;
  • на похороны;
  • на помощь потерпевшим от несчастных случаев на производстве.

Чаще всего, говорят юристы ЮК "Наказ" Филипп Орлов и Наталия Чацкис, объектом проверки становятся именно больничные и несчастные случаи на производстве.

Соцстраху не нравится переоформление сотрудников

По словам главы Ассоциации малого и среднего бизнеса Руслана Соболя, учащение проверок по больничным в минувшем году было связано с проблемами на рынке труда и появившейся в результате необходимость оптимизировать траты на персонал.

"Чтобы полностью не потерять штатную единицу, предприниматели отправляли ее на больничный, "удаленку", на смежную работу. Соцстрах это видел и его это беспокоило, так как бюджет недополучал средства", – отметил Соболь.

Проверке подлежит как обоснованность начисления средств, так и их использование.

В связи с этим по требованию контролеров предпринимателю нужно будет предоставить им все связанные документы: выписки из банка, кассовые документы, листки о нетрудоспособности, расчет среднедневной зарплаты, исходя из которой определяется сумма выплат и т.д.

Все возможные цели проверки, ее причины и порядок расписаны в соответствующем постановлении правления Фонда.

Проверки могут продлить

Что касается самих ревизий, всего их есть несколько видов.

Первая – камеральная проверка – проводится без участия субъекта хозяйствования и без необходимости предварительного согласования. В ее ходе сверяются данные ФССУ с заявлениями-расчетами предпринимателей о выплатах, а также данные Госреестра застрахованных лиц, полученных от Пенсионного фонда.

В ходе проверки выясняют своевременность подачи отчетов и возвращения средств в Фонд, наличие задолженностей и пр.

На ее основании уже могут быть назначены плановые и внеплановые проверки. График плановых публикуется на следующий квартал до 20 числа месяца, предшествующего его началу.

В то же время сообщение о приходе проверяющих должно быть предоставлено под роспись уполномоченному лицу субъекта хоздеятельности как минимум за 10 дней до самой проверки. Априори ревизия осуществляется по местонахождению страховщика, но по письменному заявлению может быть перенесена в территориальное отделение ФССУ.

Максимальный срок проведения плановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а для малого и микробизнеса бизнеса – 5 дней. При этом возможно продление срока на 5 и 2 дня соответственно, что должно быть оформлено специальным приказом исполнительной дирекции Фонда.

Период внеплановой ревизии ограничен 5 днями для среднего и крупного бизнеса, и 2 днями – для малых предпринимателей. В то же время внеплановая проверка производится только в отношении тех вопросов, на основании которых было выписано направление на нее.

На каких основаниях приходят

Риск проверки не зависит напрямую от масштабов бизнеса. В наиболее рисковую группу попадают предприниматели, у которых наблюдается наличие нескольких пунктов-маячков, основанием для которых может стать ревизия.

Основные "сигнальные лампочки" для плановой проверки:

  • долг по ЕСВ;
  • близкий к максимальному расчет материальной помощи;
  • рост суммы выплат от Фонда сравнительно с аналогичным периодом в прошлом году.

"Например, в январе 2019-го вы оплачивали 3 больничных листа, а в январе 2020 года – 10. В обоих случаях речь идет про зимний аналогичный период, высокий порог заболеваемости, но почему-то в 2020 году ваши сотрудники стали болеть намного чаще", – объясняет руководитель судебной практики ЮК "Наказ" объясняет Наталия Чацкис.

Причин для внеплановой проверки больше – всего 11 – однако главным образом о будущем визите представителей Фонда, отмечает управляющий партнер "Наказ" Филипп Орлов, могут свидетельствовать, следующие:

  • 30% и более больничных выписаны от одного и того же врача или медучреждения;
  • фонд оплаты труда у работодателя не растет, а выплаты из ФСС возросли по меньшей мере на 10%;
  • реорганизация или ликвидация предприятия, прекращение деятельности ФЛП, процедура банкротства.

Также ревизия может прийти по жалобе от сотрудника или требованию правоохранителей, или же суда.

Что делать

За нарушения использования страховой суммы предприниматель будет обязан вернуть ее в ФССУ в течение 10 рабочих дней после дня получения предписания, а также оплатить штраф в 50% от этих средств.

В случае неполного возвращения средств либо просрочки уплаты назначается штраф в 10% от суммы, а также насчитывается ежесуточная пеня в 0,1% от общей невозвращенной суммы.

Чтобы избежать наказания, к проверкам эксперты советуют готовится заранее: чтобы узнать об описанных предпосылках для проведения ревизии, объясняет управляющий партнер ЮК "Наказ" Филипп Орлов, следует нанять юриста и провести аудит на предприятии.

Устранение ошибок само по себе исключит основания для проведения плановой или внеплановой проверки.

Следует отметить, что ФССУ имеет право проводить ревизию в одном субъекте хозяйствования не чаще, чем один раз в три года при отсутствии причин для этого. В то время как при наличии таковых проведение проверки возможно один раз в год.

В случае, если ошибки устранить не удалось, и проверяющие включили предприятие в квартальный план проверки или нежданно нагрянули с визитом (заранее узнать о внеплановой проверке законными методами невозможно), юристы рекомендуют провести ряд действий.

Наталия Чацкис поясняет, что в первую очередь необходимо удостовериться в правильности направления на проверку, которую контролеры обязаны предоставить уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под подпись. Обратить внимание нужно на следующее:

  • в направлении должен быть указан период, за который осуществляется ревизия – только за эти даты проверяющие могут требовать документы;
  • необходимо сверить название и адрес субъекта, для проверки которого оно выбрано.

"Если есть несоответствия, значит можно считать, что направления именно к вам нет", –говорит Чацкис;

  • проверить период осуществления проверки (если срок проверки истек, то направление теряет свою силу).

Когда можно не пустить проверяющих

Если направления нет или оно недействительно, то проверяющих можно не допускать к ее осуществлению, советуют эксперты.

Перед началом проверки также следует попросить у проверяющего служебное удостоверение и удостовериться, чтобы именно этот человек был указан в направлении. Отметим, что к проверкам не должны допускаться сотрудники Фонда, участие которых грозит конфликтом интересов с объектом ревизии.

"Также нужно фиксировать все происходящее: вести фото- и видео съемку, фотографировать все документы, которые составляются, писать все возражения, которые у вас есть", – подмечает Орлов.

Бизнес зря боится судиться

В случае штрафа и несогласия с выводами проверяющих, субъект хозяйствования может оспорить решение в суде либо подав заявление в специальную комиссию, созданную для разрешения споров при ФССУ.

Опротестовать вердикт контролеров можно в срок до 10 дней со дня, следующим за вручением результатов проверки.

Глава АСМБ Руслан Соболь считает, что к такой возможности предпринимателю следует обязательно прибегать и констатирует, что на данный момент представители малого и среднего бизнеса с неохотой идут на это, опасаясь потратить лишнее время и средства на суды, соглашаясь на оплату штрафа либо предпочитая "решить проблему на месте".

Соболь объясняет, что с одной стороны шансы опротестовать выводы ревизии часто имеют все шансы на успех. Он приводит в пример проверки официального трудоустройства на предприятиях, проводившиеся в 2019 году Государственной службой труда.

"Госслужба труда, борясь с зарплатами в конвертах, приходила на предприятия, считала людей, запрашивала документы. Если в них указано 5 работников, а насчитывали 7, то выносили крупные штрафы по 65-85 тыс. грн. Но реально был очень небольшой процент оплативших, так как никто во время проверки не разбирался, реально ли неоформленный человек имеет прямое отношение к деятельности предприятия", – рассказывает Соболь. 

Эксперт считает, что система проверок бизнеса во всех госучреждениях – от пожарного надзора до налоговой – изначально несет в себе карательную функцию: включение в список на проверку уже подразумевает под собой высокую вероятность штрафа.

На данный момент с этим можно бороться только в судебном порядке. Однако, если случаи защиты бизнесом своих интересов возрастут, полагает Соболь, государство будет заинтересовано в переходе от карательной модели к рекомендательно-карательной по примеру развитых стран.

Штраф в такой системе должен выноситься только в случае повторного нарушения, а не при первой его фиксации. Контролер должен в первую очередь указать предпринимателю на недочеты и порекомендовать, как их можно исправить.

"Я был свидетелем одной проверки в Польше, когда на предприятие, занимающееся пищевым картоном, пришла служба проверки пожарной безопасности. Инспектор выписал список нарушений – не было определенных датчиков, огнетушители были просрочены – дал месяц на их исправление, и указал на контрагентов, которые в этом могут помочь. После этого он проверит их снова, и, если пробелы не будут устранены, только тогда идет штраф", – описал желаемую бизнесом модель работы госорганов глава АМСБ Соболь.


Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

5

количество предложений

980,00

средняя цена, грн

5

количество предложений

2 260,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам