Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов

Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден Постановлением Кабинета Министров от 26.04.2017 г. №295. О процедуре проведения инспекций органов Гоструда расскажет Prostopravo.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Основания для проведения инспекций
  2. Права и обязанности инспектора
  3. Результаты инспекции
  4. Привлечение к ответственности
  5. Комплексные проверки соблюдения трудового законодательства: кто и что будет проверять?

    5.1 Полномочия Государственной службы по вопросам труда

    5.2 Полномочия Государственной фискальной службы

    5.3 Полномочия органов Пенсионного фонда

    5.4 Национальная полиция и ее полномочия

    5.5 Ответственность за нарушения трудового законодательства

    5.6 Порядок наложения штрафов

    5.7 Административная ответственность

  6. Проверки инспекций по охране труда: полномочия, сроки, результаты

    6.1 Нормативная база

    6.2 Общие требования

    6.3 Специальные требования

    6.4 Результаты проверок


Согласно Порядку государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекцийинспекторами труда:

  • Гоструда и его территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).

Контрольные полномочия инспектора труда подтверждается служебным удостоверением установленной Минсоцполитики формы, выдаваемым Гоструда.

Основания для проведения инспекций

Инспекционные посещения проводятся:

1) по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;

4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;

6) по информации:

  • Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ГФС и ее территориальных органов о:

  • несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
  • фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;

Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:

  • работодателях, начисляющих заработную плату меньше минимальной;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины "Об отпусках");
  • работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Обращение физических лиц, в отношении которых нарушены правила оформления трудовых отношений, работников и работодателей может быть подано через уполномоченного представителя.

В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях могут привлекаться (по согласию руководителя объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, члены которых работают у объекта посещения, организаций работодателей и их объединений.

Права и обязанности инспектора

О проведении инспекционного посещения инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу.

О проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционному посещению.

При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить свое служебное удостоверение.

Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства - двух рабочих дней.

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

  1. при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, самостоятельно и в любое время суток, с учетом требований законодательства об охране труда, проходить в любые производственные, служебные, административные помещения, в которых используется наемный труд;
  2. знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
  3. наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;
  4. при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
  5. на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  6. фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;
  7. получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Инспекторам труда запрещается:

  1. выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;
  2. подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их последующей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;
  3. проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;
  4. рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;
  5. разглашать производственные и коммерческие тайны или производственные процессы, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после освобождения от должности;
  6. разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;
  7. изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части.

При проведении инспекционного посещения объект посещения вправе:

  1. проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
  2. не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:
  • отсутствия служебного удостоверения;
  • если на официальном сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспектированию;
  • если срок проведения инспекционного посещения превышает установленные сроки;

3.подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к акту или предписанию;

4.требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал проверок объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем;

5.перед подписанием акта быть информированным о своих правах и обязанностях;

6.требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;

7.требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию объекта посещения;

8.обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия инспектора труда;

9.получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений, невыездных инспекций.

По решению руководителя органа контроля или его заместителя, согласованным с объектом посещения, инспекторы труда при наличии оснований, определенных подпунктами 1, 4-7 пункта 5 Порядка, могут проводить невыездные инспекции в помещении соответствующего органа контроля на основании документов и объяснений , предоставленных объектом посещения.

В случае создания объектом посещения препятствий в деятельности инспектора труда (отказ в допуске к проведению посещения (непредоставление информации, необходимой для проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования; препятствие в реализации других прав), отсутствия объекта посещения или уполномоченного им лица по местонахождению (адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, других документах, ставших основанием для проведения посещения), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездной инспекции с указанием соответствующих причин, который по возможности подписывается руководителем объекта посещения или другим уполномоченным лицом.

Копия акта направляется органам, которым подчинен объект посещения (при наличии), для принятия мер по устранению препятствий и обеспечения присутствия объекта посещения по своему местонахождению.

В случае отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, направляется копия акта о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования и письменное требование с указанием срока восстановления документов. На время выполнения такого требования срок проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования останавливается.

Результаты инспекции

По результатам инспекционного посещения или невыездной инспекции составляются акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде - предписание об их устранении.

Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем. Один экземпляр акта остается у предприятия.

Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Замечания могут быть поданы не позднее трех рабочих дней с даты подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.

Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание выносится не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний - на следующий день после их рассмотрения.

В предписании указывается срок для устранения выявленных нарушений. В случае установления срока выполнения предписания более трех месяцев в предписании определяется график и запланированные мероприятия устранения выявленных нарушений с соответствующим информированием инспектора труда в соответствии с определенной в предписании периодичностью.

Предписание также составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и руководителем предприятия или его уполномоченным представителем. Один экземпляр предписания остается у предприятия.

Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока устранения недостатков, если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта устранения выявленных нарушений.

В случае отказа руководителя или уполномоченного представителя объекта посещения от подписания или невозможности личного вручения акта и предписания, акт и предписание составляются в трех экземплярах.

Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения заказным письмом с описью документов в нем и с уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения и невыездного инспектирования.

Объект посещения обязан вернуть инспектору труда подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения. В случае непоступления в установленный срок подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объекту посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Привлечение к ответственности

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездной инспекции, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и / или принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются.

Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда. В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано руководителю или заместителю руководителя Гоструда.

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом.

По результатам рассмотрения жалоб требования, предписания могут быть отменены полностью или в отдельной части. 

Комплексные проверки соблюдения трудового законодательства: кто и что будет проверять?

Распоряжением Кабинета Министров от 05.09.2018 года №649-р утверждены комплексные мероприятия, направленные на детенизацию рынка труда в Украине. Распоряжением предусматривается проведение Государственной службой Украины по вопросам труда, Государственной фискальной службой Украины, Пенсионным фондом Украины, Национальной полицией Украины, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместных комплексных мероприятий, направленных на детенизацию рынка труда и совершенствование контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками. Какие полномочия есть у каждого из контролирующих органов, и какая ответственность предусмотрена за нарушения трудового законодательства? – расскажет Prostopravo

Правительство поручило Государственной службе по вопросам труда, Государственной фискальной службе, Пенсионному фонду Украины, Национальной полиции, другим центральным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления провести:

  • начиная с 5 октября 2018 в установленном порядке комплексные меры, направленные на детенизацию занятости и доходов населения;
  • до 5 октября 2018 информационно-разъяснительную кампанию о запланированных мероприятиях и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений.

Полномочия Государственной службы по вопросам труда

Государственная служба Украины по вопросам труда (Гоструда) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра социальной политики. Среди прочих полномочий Гоструда: осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения. 

Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:

  • Гоструда и ее территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений).

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

  1. при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
  2. знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
  3. единолично или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;
  4. при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
  5. на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  6. фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;
  7. получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Полномочия Государственной фискальной службы

Государственная фискальная служба Украины (ГФС) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов и реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового, таможенного законодательства, а также законодательства вопросам уплаты единого взноса.

Органы Государственной фискальной службы, в пределах своих полномочий, проверяют правильность и полноту начисления и уплаты налогов и сборов (в том числе, Единого социального взноса). Непосредственно налагать штрафы за нарушение трудового законодательства органы ГФС не уполномочены, однако они регулярно обмениваются информацией с органами Гоструда.

Так, инспекторы труда проводят инспекции на основании информации, полученной от ГФС и ее территориальных органов о:

  • несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
  • фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.

Полномочия органов Пенсионного фонда

К основным заданиям Пенсионного фонда отнесены реализация государственной политики по пенсионному обеспечению и ведение учета лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

Органы Пенсионного фонда не проверяют непосредственно соблюдение трудового законодательства работодателями, однако обмениваются информацией с органами Гостурда.

Информация, предоставляемая Пенсионным фондом Украины Государственной службе Украины по вопросам труда, включает данные о:

  • застрахованных лицах, работающих по совместительству у 5-ти и более страхователей;
  • застрахованных лицах, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного страхователя более года;
  • страхователях, у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам, больше чем численность работников в отчетном месяце и / или их количество значительно увеличено по сравнению с предыдущим отчетным месяцем;
  • страхователях, которые в отчетном месяце увеличили на 20 и более процентов количество застрахованных лиц с признаком "неполное рабочее время";
  • страхователях, которые начисляют заработную плату ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы по основному месту работы кроме тех, кто в отчетности заполнили признак "неполное рабочее время", и тех, которые начали и закончили трудовые отношения в отчетном месяце;
  • страхователях, у которых в отчетном месяце отражено начало трудовых отношений с работником, но которые не подали уведомление о приеме работника на работу;
  • страхователях, которые в отчетном месяце предоставили сведения о застрахованных лицах, находившихся в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью более установленной законодательством и которым начисления заработной платы не осуществлялось;
  • страхователях, у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной заработной платы не изменялись;
  • страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности работников на 10 и более процентов по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.

Инспекторы Гоструда придут на предприятие с инспекцией, получив от ПФУ информацию о:

  • работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины "Об отпусках")
  • работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.

Национальная полиция и ее полномочия

Национальная полиция Украины - это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка.

Задачами полиции является предоставление полицейских услуг в сферах:

  1. обеспечение общественной безопасности и порядка;
  2. охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;
  3. противодействия преступности;
  4. предоставление в пределах, определенных законом, услуг помощи лицам, которые в силу личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

Полномочия полицейских предусмотрены ст.23 ЗУ «О Национальной полиции» и дополнительные полномочия на полицию могут быть возложены исключительно законом.

Таким образом, пока не ясно, каково будет участие полицейских в комплексных мероприятиях по проверке соблюдения субъектами хозяйствования трудового законодательства.

Ответственность за нарушения трудового законодательства

На юридических лиц и физических лиц-предпринимателей органами Гоструда могут быть наложены финансовые санкции за такие нарушения:

  • Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов – в размере 30 размеров минимальной заработной платы за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
  • Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме – 3 минимальных заработных платы, установленных законом на день выявления нарушения;
  • Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – 10 минимальных заработных плат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
  • Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", - 10 минимальных заработных плат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
  • Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении – 3 минимальных заработных платы.
  • Недопуск к проведению проверки, если проверка проводится по вопросам выявления таких нарушений, как:  фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта); оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, - 100 минимальных заработных плат.
  • Нарушение других требований трудового законодательства – в размере минимальной заработной платы.

Кроме того, статьей 53 Закона Украины «О занятости населения» предусмотрены штрафы за такие нарушения трудового законодательства:

  • В случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона «О занятости населения», с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае осуществления предприятием деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей без получения соответствующей лицензии или наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без получения соответствующего разрешения взимается штраф в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае непредставления или нарушение порядка представления субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве, в соответствии с настоящим Законом сведений о трудоустроенных им лицах взимается штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае применения работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца:
    • на условиях трудового или иного договора без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства, взимается штраф за каждое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения;
    • на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем, взимается штраф за каждое лицо в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае непредставления или нарушения работодателем установленного порядка представления данных, предусмотренных абзацем третьим пункта 4 части третьей статьи 50 Закона «О занятости населения», взимается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае нарушения субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине, требований части второй статьи 37 настоящего Закона взимается штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Такие штрафы являются финансовыми санкциями.  Они налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины и утвержденным Постановлением КМУ от 17 июля 2013 г. № 509.

Порядок наложения штрафов

Штрафы налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями, руководителями исполнительных органов местных рад городов областного значения, сельских, поселковых, городских рад объединенных территориальных общин и их заместителями.

Штрафы могут быть наложены на основании:

  • решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленного на предприятии, в учреждении, организации;
  • акта об обнаружении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и / или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или его территориального органа, исполнительного органа местной рады города областного значения и сельской, поселковой, городской рады объединенной территориальной общины;
  • акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.

Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа.  Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о его рассмотрении. В случае поступления от субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого возбуждено дело, обоснованного ходатайства об отложении его рассмотрения, срок рассмотрения дела может быть продлен уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 10 дней.

О рассмотрении дела уполномоченные должностные лица письменно уведомляют субъектов хозяйствования и работодателей не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления их представителям, о чем на копии уведомления, которая остается у уполномоченного должностного лица делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Дело рассматривается с участием представителя предприятия или работодателя, по которому оно возбуждено. Дело может быть рассмотрено без участия такого представителя в случае, когда его проинформировали о рассмотрении и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении рассмотрения.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта составляет постановление о наложении штрафа.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполититки, один из которых остается у уполномоченного должностного лица, рассматривавшего дело, второй - направляется в течение трех дней субъекту хозяйствования или работодателю, в отношении которого принято постановление, или выдается его представителю, о чем на нем делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель сообщают уполномоченному должностному лицу, которое составило постановление о наложении штрафа.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

Не уплаченные в добровольном порядке штрафы взимаются:

  • в судебном порядке региональными центрами занятости на основании материалов дела, которые передаются им территориальными органами Гоструда, исполнительными органами городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по штрафам, предусмотренным частями второй, пятой и шестой статьи 53 Закона Украины "О занятости населения")
  • в судебном порядке территориальными органами Гоструда, исполнительными органами городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по штрафам, предусмотренным частями третьей, четвертой и седьмой статьи 53 Закона «О занятости населения»);
  • органами государственной исполнительной службы (по штрафам, предусмотренным частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины).

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Административная ответственность

Кроме того, Кодексом об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования, нарушивших законодательство о труде.

Так, ст.41 КоАПУ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда.

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами - предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица - предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), определенных Законом Украины "об обращениях граждан", или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде -

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, -

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства –

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, -

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, -

  • влечет наложение штрафа на работников от четырех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставление информации) центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве -

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и используют наемный труд, от двадцати до пятидесяти необлагаемых рублей.

Нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", -

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 188-6 КоАПУ устанавливает ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, или создание препятствий для деятельности этого органа.

Так, невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, об устранении нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этого органа - влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Проверки инспекций по охране труда: полномочия, сроки, результаты

Одними из органов, уполномоченных осуществлять проверки субъектов хозяйствования в Украине, являются государственные органы надзора за охраной труда. Причем, как оказалось, такие "визиты" могут оказаться весьма неожиданными для предпринимателей. Каковы полномочия инспекций по труду, сроки проведения таких проверок, а также каким образом оформляются результаты проверок узнавал prostopravo.com.ua.

Нормативная база

Полномочия центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда описаны в ЗУ «Об охране труда». В то же время, основным нормативным актом при проведении последними проверок хозяйствующих субъектов является ЗУ «Об основных принципах государственного контроля (надзора) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон 877). Кроме того, Украина ратифицировала  ряд международных Конвенций в сфере охраны труда. Речь идет о Конвенции № 81 об инспекции труда в сфере промышленности и торговле и Конвенции № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве. Именно с применением последних, как правило, и связано большинство вопросов при проведении проверок инспекциями труда. Но обо всем по порядку.

Общие требования

Общие требования к проведению проверок инспекциями труда сформулированы в Законе 877.  А именно:

  1. Проверка осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его отдельных подразделений.
  2. Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
  3. Плановые или внеплановые мероприятия должны осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.
  4. Перед началом проверки должностное лицо проверяющего органа должно внести запись в Журнал (конечно, если таковой имеется).

Плановые проверки проводятся в соответствии с годовыми и квартальными планами, их периодичность зависит от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности (высокий, средний, незначительный).

Плановые проверки осуществляются при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о их проведении  не позднее чем за десять дней.

Такое уведомление должно содержать:

  • дату начала и дату окончания осуществления плановой проверки;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;
  • наименование органа государственного надзора (контроля).

Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа государственного надзора (контроля) к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления об осуществлении планового мероприятия.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

Внеплановые проверки могут проводится исключительно на таких основаниях:

  • по заявлению самого субъекта хозяйствования;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;
  • проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;
  • непредставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов;
  • наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью предприятия.

Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора.

Предприятие должно ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего документа.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней.

Для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора (контроля) (с указанием фамилии, имени и отчества) и заверяется печатью.

В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия указываются:

  • наименование органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие;
  • наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения, относительно деятельности которых осуществляется проверка;
  • номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется мероприятие;
  • перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
  • дата начала и дата окончания мероприятия;
  • тип мероприятия (плановый или внеплановый);
  • вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование и т.п.);
  • основания для осуществления мероприятия;
  • предмет осуществления мероприятия;
  • информация об осуществлении предыдущего мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления).

Удостоверение (направление) действует только в течение указанного в нем срока осуществления мероприятия.

Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к проведению проверки при отсутствии у них удостоверения, оформленного в соответствии с требованиями закона.

Специальные требования

Как известно, международные документы, ратифицированные Верховной Радой Украины, становятся частью национального законодательства и, более того, имеют высшую юридическую силу по отношению к национальным законам. Именно по этой причине, инспекции труда при проведении проверок в сфере промышленности, торговли и сельского хозяйства руководствуются нормами Конвенций 81 и 129, которыми предусмотрены более широкие полномочия проверяющих органов в этой сфере, чем в Законе 877.

В частности, согласно ст. 12 Конвенции 81 и ст. 16 Конвенции 129 инспекции труда имеют право:

  1. беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток приходить на любое предприятие, подлежащее инспекции;
  2. входить в дневное время в любые помещения, которые они имеют достаточные основания считать подлежащими инспекции;
  3. осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они сочтут необходимыми для того, чтобы убедиться в том, что правовые нормы соблюдаются, и в частности:
    1. наедине или в присутствии свидетелей задавать работодателям или персоналу предприятия любые вопросы, которые касаются применения правовых норм;
    2. требовать предоставления любых книг, реестров или документов, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным нормам, и снимать копии с таких документов или делать из них выписки;
    3. обязывать вывешивать объявления, согласно правовых норм;
    4. изымать или брать с собой для анализа образцы материалов и веществ, используемых или обрабатываемых, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

Кроме того, в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии работодателя или его представителя, только если он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Именно руководствуясь требованиями Конвенций 81 и 129 инспекторы по охране труда приходят на предприятия, без предварительного уведомления и проводят проверки в отсутствии руководителя.

Результаты проверок

По результатам проверки должностное лицо органа государственного надзора (контроля), в случае выявления нарушений требований законодательства, составляет акт, который должен содержать следующие сведения:

  • дату составления акта;
  • тип и вид мероприятия ;
  • предмет государственного надзора (контроля);
  • наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществлялось мероприятие;
  • детальное описание обнаруженного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

В последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами органа государственного надзора (контроля) и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом.

Если предприятие не согласно с актом, оно подписывает акт с замечаниями. Один экземпляр акта вручается субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу, а второй - хранится в органе государственного надзора (контроля).

Уже на основании акта, в течение пяти рабочих дней со дня завершения мероприятия, составляется предписание, распоряжение или другой распорядительный документ об устранении выявленных нарушений.

Распорядительные документы по устранению нарушений требований законодательства могут быть обжалованы в соответствующий центральный органа исполнительной власти или в суд.

По результатам проверки, органы надзора могут:

  • запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;
  • привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
  • направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 41 КУоАП.  Так, нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, влечет за собой наложение штрафа на работников в размере от 4 до 10 нмдг (от 68 до 170 грн.), а на должностных лиц — от 20 до 40 нмдг.( от 340 до 680 грн.)  За нарушение установленного порядка уведомления о несчастном случае на производстве предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 нмдг (от 340 до 850 грн.).

При этом следует помнить, что административное взыскание может быть наложено не позднее, чем через 2 месяца после совершения правонарушения, а при длительном правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. т. е. штрафовать за нарушения, совершенные, скажем, год или полгода назад инспекторы не имею права.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике