про твої права

РРО. Кто должен, а кто может не применять регистраторы расчетных операций при продаже товара

20 сентября 2019 года Верховная Рада Украины приняла два Закона: “О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг», которыми существенно изменила порядок применения регистраторов расчетных операций малым бизнесом в Украине. Подробнее расскажет prostopravo.

Путеводитель по статье

  1. Что такое PPO
  2. Реестр PPO
  3. Порядок расчетов с применением РРО
  4. Порядок регистрации PPO
  5. Когда РРО не применяется?
  6. Ответственность за нарушение законодательства про применение РРО
  7. «Кешбек» или компенсация для потребителей
  8. Изменения в порядке использования РРО в связи с действием карантина
  9. РРО в 2023 году
  10. Регистрация кассовых аппаратов: основные нюансы постановки на учет РРО, пломбирования, снятия с учета
  11. Отчет РРО
Видео путеводитель
PPO: кассовый аппарат для ЧП

PPO: кассовый аппарат для ЧП

Что такое PPO

Классический регистратор расчетных операций (РРО)- устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и / или регистрации количества проданных товаров (оказанных услуг), операций по приему наличности для дальнейшего перевода.

К регистраторам расчетных операций относятся: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, встроенный электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и др.

Программный регистратор расчетных операций - программный, программно-аппаратный или программно-технический комплекс в виде технологического решения, в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер контролирующего органа, и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и / или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по приему наличности для дальнейшего перевода.

Реестр PPO

Государственный реестр регистраторов расчетных операций - перечень моделей регистраторов расчетных операций и их модификаций, имеющих подтверждение соответствия требованиям действующих государственных технических регламентов и стандартов в соответствии с Законом Украины "О подтверждении соответствия", а также отвечающих требованиям нормативных актов Украины, и такие регистраторы расчетных операций разрешены для применения в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Реестр программных регистраторов расчетных операций - реестр, который ведется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, в который включаются программные регистраторы расчетных операций в момент присвоения им фискального номера фискальным сервером контролирующего органа, а также данные о субъекте хозяйствования и данные квалифицированной электронной подписи физических лиц (кассиров), если расчетные операции осуществляются с их участием, и подразделения, где применяется программный регистратор расчетных операций.

Порядок расчетов с применением РРО

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны:

1) проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа программные регистраторы расчетных операций с созданием в бумажной и / или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек;

2) предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и / или электронной форме (в том числе, но не исключительно, с воспроизводством на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций QR-кода, который позволяет лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре данных, что в нем содержатся, и / или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты);

3) применять регистраторы расчетных операций, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций с соблюдением установленного порядка их применения;

4) обеспечивать целостность пломб регистратора расчетных операций и неизменность его конструкции и программного обеспечения;

5) проводить расчеты с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки с соблюдением установленного порядка их ведения, кроме случаев, когда ведется учет через электронные системы принятия ставок, контролируемых в режиме реального времени центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

6) обеспечивать хранение использованных книг учета расчетных операций и расчетных книжек в течение трех лет после их окончания в случае их использования;

7) подавать в контролирующие органы отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца в случае, если не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи.

Субъекты хозяйствования, которые используют регистраторы расчетных операций (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и регистраторов расчетных операций, применяемые для учета и регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме), должны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в па мятые модемов, которые к ним присоединены.

Субъекты хозяйствования, которые используют такие регистраторы расчетных операций, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и регистраторы расчетных операций, применяемые для учета и регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, должны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и / или в безналичной форме, или об объеме операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, содержащейся в фискальной памяти указанных регистраторов расчетных операций.

Субъекты хозяйствования, которые используют программные регистраторы расчетных операций, должны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные фискальные отчеты и электронные фискальные отчетные чеки.

Порядок передачи информации в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, по проводным или беспроводным каналам связи устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику на базе технологии, разработанной Национальным банком Украины, или с использованием квалифицированной электронной подписи и электронной отметки времени с соблюдением требований Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» или других, разрешенных в Украине средств защиты информации, предусмотренных законодательством.

8) реализовывать товары (оказывать услуги) при условии наличия ценника на товар (меню, прейскуранта, тарифа на услугу) в денежной единице Украины;

9) ежедневно создавать в бумажной и / или электронной форме регистраторами расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) или программными регистраторами расчетных операций фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций;

10) создавать в бумажной и / или электронной форме на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) контрольные ленты и обеспечивать их хранение в течение трех лет

11) проводить расчетные операции через регистраторы расчетных операций и / или через программные регистраторы расчетных операций с использованием режима предварительного программирования наименования товаров (услуг) (с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД для подакцизных товаров), цен товаров (услуг) и учета их количества;

12) вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и / или по месту их реализации, осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете.

Такие требования не распространяются на физических лиц - предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость;

13) обеспечивать соответствие сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете регистратора расчетных операций и / или программного регистратора расчетных операций, а в случае использования расчетной книжки - общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;

14) вводить в эксплуатацию, проводить техническое обслуживание без нарушения ранее совершенного должным образом опломбирования регистратора расчетных операций, ремонтировать регистраторы расчетных операций через центры сервисного обслуживания в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

15) предоставлять в бумажной и/или электронной форме покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой расчетный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона Украины "О защите прав потребителей". Нарушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмотренную указанным законом, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения;

16) в случае выявления неисправностей регистратора расчетных операций, а также повреждения средств контроля в течение рабочего дня, в котором выявлены неисправности или повреждения, письменно или средствами электронной связи в произвольной форме уведомить центр сервисного обслуживания, а также в течение двух рабочих дней после дня обнаружения неисправностей или повреждения письменно или средствами электронной связи в произвольной форме сообщить об этом в контролирующий орган, в котором субъект хозяйствования зарегистрирован плательщиком налогов.

В случае выявления неисправностей программного регистратора расчетных операций в течение дня, в котором обнаружена неисправность, посредством средств электронной связи сообщить об этом в контролирующий орган, производителю программного регистратора расчетных операций и / или центр сервисного обслуживания (при наличии) по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

В случае проведения расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа, в течение часа после восстановления такой связи сообщить контролирующий орган средствами электронной связи о времени и дате начала и завершения проведения расчетных операций в этот период по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

В случае проведения расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа указывать в расчетном документе о проведении расчетной операции в режиме оф-лайн.

На период выхода из строя регистратора расчетных операций и осуществления его ремонта или в случае временного, не более 7 рабочих дней, отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществляется с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки или с применением надлежащим образом зарегистрированного резервного регистратора расчетных операций.

На период выхода из строя программного регистратора расчетных операций проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправностей.

На период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа проведение расчетных операций осуществляется в режиме офф-лайн, который может длиться не более 36 часов с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера с выданного контролирующим органом субъекту хозяйствования диапазона фискальных номеров.

Порядок регистрации PPO

При регистрации в контролирующих органах РРО присваивается фискальный номер.

Фискальный номер РРО составляет 10-разрядный числовой порядковый номер регистрационной записи в автоматизированной информационной системе регистрации РРО ГФС, алгоритм формирования которого устанавливает ГФС.

Фискальный номер РРО автоматически формируется в информационной системе ГФС при резервировании фискального номера, является единым для всего информационного пространства Украины, не изменяется при перерегистрации РРО и сохраняется за РРО до даты отмены его регистрации.

После отмены регистрации РРО фискальный номер закрывается и в дальнейшем не используется.

При фискализации в фискальную память РРО заносятся фискальный номер РРО и дата внесения фискального номера в память РРО.

Фискализация проводится один раз за весь период эксплуатации РРО предприятием. При этом РРО должен исключить последующий выход из фискального режима работы.

Фискальный номер РРО отмечается во всех расчетных документах, чеках, всех отчетах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, которые  в соответствии с требованиями законодательства должны применять РРО, обязаны зарегистрировать РРО, выполнить его персонализацию, опломбировать и перевести в фискальный режим работы.

Регистрации в контролирующем органе подлежат РРО, модификации которых включены в Государственный реестр РРО, с учетом сфер их применения и при условии, что срок службы, установленный в технической документацией на РРО, не истек, а также с учетом сроков первичной регистрации, установленных Государственным реестром РРО.

Регистрация РРО осуществляется в контролирующем органе по основному месту учета предприятия как плательщика налогов.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком налога на прибыль, может регистрировать РРО по местонахождению своих обособленных подразделений, расположенных на территории другой, чем такой субъект, территориальной общины.

Для регистрации РРО субъект хозяйствования или представитель предприятия подает в контролирующий орган заявление о регистрации регистраторов расчетных операций по форме, утвержденной Министерством финансов Украины.

Представитель предприятия может зарегистрировать РРО при наличии документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих предоставленные ему полномочия.

Регистрационное заявление должно быть подписано руководителем предприятия или физическим лицом - предпринимателем или представителем предприятия при наличии документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих предоставленные ему полномочия, а также выполнение требований по электронной идентификации в случае подачи заявления в электронном виде с указанием даты подачи. Все разделы регистрационного заявления подлежат обязательному заполнению.

Субъекты хозяйствования, включенные в систему представления налоговых документов в электронном виде, могут подавать регистрационные заявления в электронной форме средствами электронной связи с соблюдением требований законов в сфере электронного документооборота и использования электронных документов с указанием обязательных реквизитов электронных документов.

Порядок и сроки рассмотрения контролирующим органом регистрационных заявлений, поданных в электронном виде, являются такими же, как и для регистрационных заявлений, поданных в бумажном виде.

В случае подачи заявления в электронном виде субъект хозяйствования может получить копию регистрационного удостоверения средствами электронной связи на адрес своей электронной почты. Для этого в регистрационном заявлении субъект хозяйствования отмечает способ получения этого документа (в электронном виде на электронную почту, адрес которой указан в заявлении, или непосредственно в контролирующем органе).

В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации РРО должностное лицо контролирующего органа не позднее двух рабочих дней со дня поступления регистрационного заявления принимает решение о возможности регистрации РРО, формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе ГФС.

В течение трех дней с даты направления в ЦСО справки о резервировании фискального номера субъект хозяйствования должен обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы (внесение фискального номера в фискальную память РРО, персонализация и опломбирование РРО в Центре сервисного обслуживания (ЦСО)).

Завершение процедуры регистрации РРО осуществляется на основании справки про опломбирование РРО и акта ввода в эксплуатацию РРО, экземпляры которых в день введения в эксплуатацию ЦСО направляет в контролирующий орган, где проводится регистрация РРО.

После получения надлежащим образом оформленных документов должностное лицо контролирующего органа не позднее следующего рабочего дня проводит регистрацию РРО путем внесения данных в информационную систему ГФС и предоставляет (направляет) субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение.

Регистрация программного регистратора расчетных операций - присвоение программным обеспечением фискального сервера контролирующего органа фискального номера программному регистратору расчетных операций, с внесением данных в реестр программных регистраторов расчетных операций и сохранением данных о зарегистрированных программных регистраторов расчетных операций в системе учета данных регистраторов расчетных операций.

Когда РРО не применяется?

Регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога первой группы.

До 1 октября 2020 регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен, кроме осуществляющих :

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения.

С 1 октября 2020 до 1 января 2021 регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога второй-четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен, независимо от выбранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;
  • реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  • розничную торговлю подержанными товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД)
  • деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является другой, чем определенная пунктом 11 статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг";
  • деятельность туристических агентств, туристических операторов;
  • деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);
  • реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

В случае превышения плательщиком единого налога второй - четвертой групп (физическим лицом - предпринимателем) в календарном году объема дохода 1000000 гривен, применение регистратора расчетных операций и / или программного регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным. Применение регистратора расчетных операций и / или программного регистратора расчетных операций начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога

Регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:

1)при осуществлении торговли продукцией собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту; лекарственных средств, изделий медицинского назначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций и с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования;

2)при выполнении банковских операций, кроме:

операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, если такие операции выполняются не в кассах уполномоченных банков;

операций коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличности для дальнейшего ее перевода с использованием программно-технических комплексов самообслуживания, за исключением программно-технических комплексов самообслуживания, позволяющих пользователю осуществлять исключительно операции по получению средств;

Использование программно-технических комплексов самообслуживания по приему наличных для последующего ее перевода, не переведенных в фискальный режим (не оборудованных переведенными в фискальный режим регистраторами расчетных операций и / или программными регистраторами расчетных операций), запрещается.

4) при продаже проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте с оформлением расчетных и отчетных документов и на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимости;

5)при продаже товаров (предоставлении услуг) плательщиками единого налога (физическими лицами - предпринимателями), которые не применяют регистраторы расчетных операций согласно Налоговому кодексу Украины;

6) при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту; лекарственных средств, изделий медицинского назначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней; подержанных товаров) за наличные средства на рынках;

7) при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи подакцизных товаров и технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена;

8)при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;

9) если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т.д.).

В перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, включены следующие позиции:

  • Розничная торговля продовольственными товарами (кроме подакцизныхтоваров), которая осуществляется физическими лицами-предпринимателями, которые платят единый налог;
  • Продажа талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью в киосках и салонах транспортных средств для проезда в электротранспорте, на морских и речных судах;
  • Предоставление бытовых услуг по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонту и сборке мебели, уборке квартир, уходу за детьми, больными и престарелыми, фотографирование, ремонт квартир, приготовление пищи, стирка белья, химическая чистка, ремонт обуви, швейных и трикотажних изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий физическими лицами - предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную деятельность (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) и не используют труд наемных лиц;
  • Продажа товаров с разносок и ручныхтележек, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины по представлению Мининфраструктуры.
  • Выдача разрешений на право осуществления любительского и спортивного рыболовства на основе специального использования водных живых ресурсов и на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрельная карта).

Без применения РРО осуществляются:

1)Предоставление бытовых услуг:

     на территории села;

     по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонта и сборки мебели, уборка квартир, уход за детьми, больными и пожилыми, фотографирование, ремонт квартир, приготовление пищи, стирка белья, химическая чистка, ремонт обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий физическими лицами - предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную деятельность (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) и не используют труд наемных лиц.

2)Предоставление услуг библиотеками.

3)Продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями.

4)Продажа товаров с разносок и ручных тележек, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины по представлению Мининфраструктуры.

5)Розничная торговля семенами в киосках на территории сел и поселков городского типа.

6)Прием от населения вторичного сырья (кроме металлолома).

7)Страхование имущественных и личных рисков физических лиц, которое проводится страховыми агентами за пределами помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам ( "Зеленая карта").

8)Предоставление ритуальных услуг при условии проведения расчетов на дому у заказчика.

9)Осуществление деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг субъектами предпринимательской деятельности на территории сел и поселков городского типа, которым согласно Закону Украины "О статусе горных населенных пунктов в Украине" предоставлен статус горных.

10)Предоставление медицинских услуг выездными бригадами и медицинское обслуживание на дому у заказчика.

11)Организация приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые производятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности.

12)Предоставление услуг:

по выдаче разрешений на право осуществления любительского и спортивного рыболовства на основе специального использования водных живых ресурсов и на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрельная карта);

по газоснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению в селах при условии проведения расчетов дома у потребителя.

13)Продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях.

14)Прием от населения и реализация через пчеловодческие торгово-заготовительные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников.

Ответственность за нарушение законодательства про применение РРО

За нарушение требований к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги), по решению контролирующих органов применяются финансовые санкции в следующих размерах:

1) в случае установления в ходе проверки факта: проведение расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций, программных регистраторов расчетных операций или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); непроведение расчетных операций через регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций с фискальным режимом работы; несоответствия на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете, более чем на 10 процентов размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования расчетной книжки - общей сумме продажи по расчетным квитанциям , выданным с начала рабочего дня; невыдача (в бумажном виде и / или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:

150 процентов стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг), но не менее пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан - за нарушение, совершенное впервые;

250 процентов стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг), но не менее ста необлагаемых минимумов доходов граждан - за каждое последующее совершенное нарушение;

2)пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.)- в случае неиспользования при осуществлении расчетных операций расчетной книжки или использования незарегистрированной должным образом расчетной книжки или нарушения установленного порядка ее использования или использование с нарушением установленного порядка книг учета расчетных операций, или несохранение книг учета расчетных операций или расчетных книжек в течение установленного срока;

3)пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.)- в случае если контрольную ленту не напечатано или не создано в электронной форме на регистраторах расчетных операций и / или программных регистраторах расчетных операций или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операций, информация о которых содержится на такой контрольной ленте;

4) пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.)- в случае проведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара (услуги) (с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД для подакцизных товаров ), цен товара (услуги) и учета их количества;

5) двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн.)- в случае нарушения установленного порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте;

6) пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан (8500 грн.)- в случае применения при осуществлении расчетных операций регистратора расчетных операций и / или программных регистраторов расчетных операций, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя;

9) пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.)- в случае непредставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из регистраторов расчетных операций и / или программных регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности ее представления.

«Кешбек» или компенсация для потребителей

Если финансовые санкции применены к субъектам хозяйствования согласно решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки, проведенной на основании жалобы покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, такому покупателю (потребителю ) из примененных штрафных (финансовых) санкций компенсируется 100 процентов стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), указанных в его жалобе.

Компенсация части суммы штрафных (финансовых) санкций осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) в обращении покупателя указан номер его счета и банковское учреждение, где такой счет открыт;

2) сумма штрафных (финансовых) санкций зачислена в государственный бюджет в полном объеме;

3) к жалобе добавлены электронные копии или копии бумажных документов, изготовленные путем сканирования, полученные вместе с приобретенным товаром (работой, услугой) о которых говорится в жалобе, покупателем от продавца товаров (работ, услуг);

4) стоимость товаров (работ, услуг) в пределах одной расчетной операции, по которым поданы обращения покупателя, составляет более 100 гривен в день их получения покупателем (потребителем).

Информация о проведенной компенсации обязательно доводится до сведения покупателя (потребителя) через Электронный кабинет налогоплательщика.

Жалобы покупателей (потребителей) о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций, претендующих на получение компенсации части суммы штрафных (финансовых) санкций  должны содержать следующие реквизиты:

- фамилия, имя, отчество, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте), номер средства связи;

- дату приобретения товаров (работ, услуг), являющихся предметом жалобы

- наименование и стоимость приобретенных покупателем товаров (работ, услуг), наименование и / или налоговый номер продавца товаров (работ, услуг), адрес хозяйственной единицы продавца, в которой было приобретено товары (работы, услуги), а в случае если указанные реквизиты продавца невозможно установить по полученным документам - указание адреса места приобретения товаров; в случае приобретения товаров (работ, услуг) посредством сети Интернет - также указание Интернет-сайта (или другого способа представления информации в сети Интернет), на котором был осуществлен заказ товара (работы, услуги) и / или приведена информация о товаре (работе, услуге) или о продавце;

- перечень документов, полученных покупателем (потребителем) от продавца товаров (работ, услуг) вместе с приобретенным товаром (работой, услугой);

- информацию о полученном в бумажной и / или электронной форме от продавца товаров (работ, услуг) расчетном документе;

- номер банковского счета покупателя (потребителя), на который может быть отнесена компенсация определенной законодательством части суммы штрафных (финансовых) санкций, примененных контролирующим органом по результатам проверки по жалобе, поданной покупателем (потребителем).

К жалобе обязательно прилагаются электронные копии документов или копии документов, полученные путем сканирования полученных покупателем от продавца товаров (работ, услуг) вместе с приобретенным товаром (работой, услугой), о которых говорится в жалобе.

К жалобе могут быть приложены другие доказательства заказа, оплаты и получения товара (работы, услуги).

Жалобы на нарушение налогоплательщиком требований законодательства относительно осуществления расчетных операций могут также подаваться покупателями (потребителями) в иных предусмотренных законодательством формах.

Изменения в порядке использования РРО в связи с действием карантина

До 1 августа 2020 перенесено введение в действие норм законодательства о введении программных регистраторов расчетных операций , как альтернативы классическим РРО. Также, до 1 августа 2020 продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций  и / или программные  регистраторы расчетных операций  плательщиками единого налога второй - четвертой групп ( физическое лицо - предприниматель) независимо от избранного вида деятельности и  объем доходов которых в течение календарного года не превышает лимит в 1000000 гривен, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, что подлежат гарантийному ремонту;
  • реалзацию  лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

При этом предоставление платных услуг в сфере здравоохранения, исключено из указанного перечня. Такие услуги можно будет предоставлять в пределах указанного лимита до 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 до 1 апреля 2021 продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен, независимо от выбранного вида деятельности , кроме тех,которые осуществляют:

  • реализациютоваров (предоставление услуг) через сеть Интернет;
  • реализацию технически сложных бытовых товаров, что подлежат гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфер здравоохранения;
  • реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камня;
  • розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
  • деятельность ресторанов и кафе, ресторанов быстрого обслуживания;
  • деятельность туристических агентств, туристических операторов;
  • деятельность отелей (группа 55.10 КВЭД);
  • реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках);
  • реализацию деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

До 1 января 2021 продлен период, в течение которого санкции, определенные  пунктом 1 статьи  17 Закона Украины от 6 июля 1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций  в сфере торговли , общественного питания и услуг », будут применяться в уменьшенных размерах, а именно:

10% стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг) - за нарушение, совершенное впервые;

50% стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг) - за каждое следующее совершенное нарушение .

Также на 1 января 2021 перенесено введение процедуры «кэшбек». 

РРО в 2023 году

Освобождены от ответственности субъекты хозяйствования за нарушение требований Закона Про РРО, совершенные ими в период с 01 января 2022 года по 01 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по покупке/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр.

С первого октября 2023 года субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за совершенные ими нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), если они совершены ими при продаже товаров, предоставлении услуг на:

  • временно оккупированных российской федерацией территориях Украины – до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий;
  • территориях активных боевых действий – до даты завершения боевых действий на соответствующих территориях;
  • территориях возможных боевых действий – до даты прекращения возможности боевых действий на соответствующих территориях.

При этом даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, утвержденного приказом Министерства по вопросам реинтеграции 2 оккупированных 2022 № 309, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23 декабря 2022 за № 1668/39004.

Также произошли изменения в размерах штрафных (финансовых) санкций за нарушение использования регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций на период с 01 августа 2023 года по 31 июля 2025 года, но не позднее, чем до даты прекращения или отмены военного положения на территории Украины , введенного Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 г. № 64/2022, утвержденным Законом Украины от 24 февраля 2022 г. № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине».

Так, к физическим лицам-предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость, осуществляющими деятельность по продаже товаров (кроме подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) или предоставляют услуги, финансовая ответственность за проведение расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций, программных регистраторов расчетных операций или расчетных книг на неполную сумму услуг), непроведение расчетных операций через регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций с фискальным режимом работы, невыдачу (в бумажной и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книги на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта применяется в следующих размерах:

  • 25 процентов стоимости проданных с нарушением товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые;
  • 50 процентов стоимости проданных с нарушением, установленным настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое последующее совершенное нарушение.

Физические лица-предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога и не зарегистрированные плательщиками НДС, при продаже товаров (кроме подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) или предоставлении услуг имеют право в расчетном документе указывать название товара (услуги) в виде, что отражает потребительские признаки товара (услуги) и идентифицирует принадлежность такого товара (услуги) к товарной группе или услуге.

С 01 августа 2023 возобновляется действие абзаца седьмого статьи 5 Закона Про РРО, согласно которому использование программного регистратора расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа, запрещается.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов

Нуждаетесь в юридической помощи?