Суд признал проведение налоговых проверок во время карантина противоправным 08.02.2022
По информации пресс-службы Окружного административного суда города Киева, ОАСК завершил рассмотрение дела об обжаловании постановления Правительства, которым был сокращен срок действия моратория на проведение некоторых видов проверок.
С соответствующим иском в суд в июле 2021 обратилось ООО «Проммесплав». Ответчик – Кабинет Министров Украины, третьи лица – Министерство финансов Украины и Государственная налоговая служба Украины. По мнению истца, постановление Кабинета Министров Украины №89 от 03.02.2021 г. «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» противоречит положениям Налогового кодекса Украины, Конституции Украины и не может регулировать вопрос назначения налоговых проверок.
В ходе судебного заседания 26 января 2022 года суд объявил вступительную и резолютивную часть решения, которым признал противоправным и недействительным постановление КМУ от 03.02.2021 № 89 "О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок".
С полным текстом решения можно ознакомиться после его обнародования в Едином государственном реестре судебных решений.
Пока решение не вступило в законную силу.
Решение суда вступает в законную силу в срок и порядке, предусмотренными статьей 255 Кодекса административного судопроизводства Украины, и может быть обжаловано по правилам, установленным статьями 293, 295 - 297 КАСУ.
Напомним, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 3 февраля 2021 г. № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок», которое вступило в силу 9 февраля 2021 года, был сокращен срок действия ограничений, установленных пунктом 52- 2 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины, в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок во время действия карантина. А именно, разрешены:
- временно остановленные документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 г. и не были завершены;
- документальные проверки, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований пункта 77.4 статьи 77 Кодекса;
- документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 и/или 78.1.4 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса, субъектов хозяйствования реального сектора экономики, которые сформировали налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров/услуг (из перечня рисковых налогоплательщиков, определенных в рамках работы Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования обнародованных в средствах массовой информации фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти, которые привели к значительным потерям доходной части Государственного бюджета Украины, созданной в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины 24 апреля 2020 г. (№ 568-IX);
- документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям;
- документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным подпунктами 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса.
Ранее изменениями в Налоговый Кодекс был установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), кроме:
- документальных внеплановых проверок, проводимых на обращение налогоплательщика;
- документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса;
- фактических проверок в части нарушения требований законодательства в части:
- учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и обращения горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
- целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;
- оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или равномерами-счетчиками;
- осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным подпунктами 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 пункта 80.2 статьи 80 настоящего Кодекса.
Обновлено: 08.02.2022
Автор: Простобанк Консалтинг