Суд признал проведение налоговых проверок во время карантина противоправным 08.02.2022

По информации пресс-службы Окружного административного суда города Киева, ОАСК завершил рассмотрение дела об обжаловании постановления Правительства, которым был сокращен срок действия моратория на проведение некоторых видов проверок.

Суд признал проведение налоговых проверок во время карантина противоправным

С соответствующим иском в суд в июле 2021 обратилось ООО «Проммесплав». Ответчик – Кабинет Министров Украины, третьи лица – Министерство финансов Украины и Государственная налоговая служба Украины. По мнению истца, постановление Кабинета Министров Украины №89 от 03.02.2021 г. «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» противоречит положениям Налогового кодекса Украины, Конституции Украины и не может регулировать вопрос назначения налоговых проверок.

В ходе судебного заседания 26 января 2022 года суд объявил вступительную и резолютивную часть решения, которым признал противоправным и недействительным постановление КМУ от 03.02.2021 № 89 "О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок".

С полным текстом решения можно ознакомиться после его обнародования в Едином государственном реестре судебных решений.

Пока решение не вступило в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу в срок и порядке, предусмотренными статьей 255 Кодекса административного судопроизводства Украины, и может быть обжаловано по правилам, установленным статьями 293, 295 - 297 КАСУ.

Напомним, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 3 февраля 2021 г. № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок», которое вступило в силу 9 февраля 2021 года, был сокращен срок действия ограничений, установленных пунктом 52- 2 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины, в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок во время действия карантина. А именно, разрешены:

  • временно остановленные документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 г. и не были завершены;
  • документальные проверки, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований пункта 77.4 статьи 77 Кодекса;
  • документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 и/или 78.1.4 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса, субъектов хозяйствования реального сектора экономики, которые сформировали налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров/услуг (из перечня рисковых налогоплательщиков, определенных в рамках работы Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования обнародованных в средствах массовой информации фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти, которые привели к значительным потерям доходной части Государственного бюджета Украины, созданной в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины 24 апреля 2020 г. (№ 568-IX);
  • документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям;
  • документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным подпунктами 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса.

Ранее изменениями в Налоговый Кодекс был установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), кроме:

  1. документальных внеплановых проверок, проводимых на обращение налогоплательщика;
  2. документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса;
  3. фактических проверок в части нарушения требований законодательства в части:
    • учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и обращения горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
    • целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;
    • оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или равномерами-счетчиками;
    • осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным подпунктами 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 пункта 80.2 статьи 80 настоящего Кодекса.

FAQ по проверкам бизнеса

Бланки документов