Верховная Рада приняла новый Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем 10.12.2019

6 декабря 2019 парламент принял в новой редакции Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Законопроект №2179 разработан с целью достижения соответствия правовой системы Украины в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения критериям, предъявляемым Европейским Союзом (ЕС) к государствам, которые намерены в него вступить. Что изменится в законодательстве о борьбе с отмыванием грязных денег? - рассказывает Prostopravo // 10.12.2019

К легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся любые действия, связанные с совершением финансовой операции или сделки с доходами, полученными преступным путем, а также совершением действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких доходов, или владения ими, прав на такие доходы, источники их происхождения, местонахождения, перемещения, изменение их формы (преобразования), а так же приобретением, владением или использованием доходов, полученных преступным путем.

Субъекты финансового мониторинга

Система финансового мониторинга состоит из первичного и государственного уровней.

К субъектам первичного финансового мониторинга Законом отнесены:

  1. банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  2. платежные организации, участники или члены платежных систем;
  3. товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  4. профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
  5. операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;
  6. филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  7. специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):
    • а) субъекты аудиторской деятельности;
    • б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
    • в) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
    • г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
    • г) нотариусы;
    • д) субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
    • е) лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
    • е) субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
    • ж) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
    • з) субъекты хозяйствования, предоставляющиех услуги в сфере лотерей и / или азартных игр;
  8. поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  9. другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Министерство юстиции Украины Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство цифровой трансформации Украины и специально уполномоченный орган.

Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается:

  1. адвокатскими бюро, адвокатскими объединениями и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, нотариусами, субъектами хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, если они участвуют, действуя от имени и / или по поручению клиента, в любой финансовой операции и / или помогают клиенту планировать или осуществлять операцию по:
    • купли-продажи недвижимости или управлении имуществом при финансировании строительства жилья;
    • купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав;
    • управления средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;
    • открытие и / или управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
    • привлечению средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечению их деятельности или управления ими;
    • создание, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями;
  2. субъектами хозяйствования, предоставляющими посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъектами хозяйствования, предоставляющими за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества, при предоставлении консультационных услуг, подготовке и / или осуществлении сделок по купле-продаже недвижимого имущества;
  3. субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 40 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, при проведении финансовых операций с предметами высокой стоимости (в частности, с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной;
  4. субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги в сфере лотерей и / или азартных игр при осуществлении финансовых операций по принятию или возвращению в совокупности или отдельно платы (ставок) непосредственно  игроков, выплаты выигрыша (приза).

Предприятие, предоставляющее услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, обязано также выполнять обязанности субъекта первичного финансового мониторинга при осуществлении финансовых операций по принятию или возврату платы (ставок), выплаты выигрыша (приза) , если такие финансовые операции осуществляются от его имени и по его поручению (на основании договора) третьими лицами.

Нотариусы, адвокатские бюро, адвокатские объединения, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, лица, оказывающие юридические услуги, могут не выполнять обязанности по осуществлению надлежащей проверки клиента и не сообщать специально уполномоченный орган о своих подозрениях в случае предоставления услуг по защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров или предоставления консультаций по защите и представительства клиента.

Применение риск-ориентированного подхода

Субъект первичного финансового мониторинга обязан в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, в частности, связанные с его клиентами, географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение активов), видом товаров и услуг, которые клиент получает от субъекта первичного финансового мониторинга, способом предоставления (получения) услуг. Риск-ориентированный подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности субъекта первичного финансового мониторинга.

Применение риск-ориентированного подхода осуществляется в порядке, определенном внутренними документами по вопросам финансового мониторинга субъекта первичного финансового мониторинга, с учетом рекомендаций соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, которые выполняют функции государственного регулирования и надзора за такими субъектами первичного финансового мониторинга.

При определении критериев рисков субъект первичного финансового мониторинга должен учитывать типологические исследования в сфере предотвращения и противодействия, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем веб-сайте, результаты национальной оценки рисков, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений), в частности относительно таких клиентов:

  • клиентов, месту жительства (пребывания, регистрации) которых является государство (юрисдикция), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения;
  • клиентов, включенных в перечень лиц, клиентов, которые являются представителями лиц, включенных в перечень лиц, клиентов, которыми прямо или косвенно владеют или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц;
  • иностранных финансовых учреждений (кроме финансовых учреждений, зарегистрированных в государствах - членах Европейского Союза, государствах - членах Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), кроме государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины "Об обороне Украины"), с которыми устанавливаются корреспондентские отношения;
  • иностранных публичных деятелей, членов их семей и лиц, связанных с такими политически значимыми лицами, а также клиентов, конечными бенефециарнимы владельцами которых являются указанные лица;
  • клиентов, в отношении которых (конечных бенефициарных владельцев которых) применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии со статьей 5 Закона Украины "О санкциях";
  • клиентов, местом жительства (пребывания, регистрации) которых является государство, отнесенное Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить неприемлемо высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) по отношению к клиентам в случае:

  • невозможности выполнять определенные обязанности или минимизировать выявленные риски, связанные с таким клиентом или финансовой операцией;
  • наличия обоснованных подозрений по результатам изучения подозрительной деятельности клиента, что такая деятельность может быть фиктивной.

Надлежащая проверка клиента

Надлежащая проверка - мероприятия, которые включают:

  • идентификацию и верификацию клиента (его представителя);
  • установление конечного бенефициарного владельца клиента или его отсутствии, в том числе получения структуры собственности с целью ее понимания, и данных, позволяющих установить конечного бенефициарного владельца, и принятие мер по верификации его лица (при наличии);
  • установление (понимание) цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции;
  • проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, на соответствие таких финансовых операций имеющейся у субъекта первичного финансового мониторинга информации о клиенте, его деятельности и риска (в том числе, в случае необходимости, об источниках средств, связанных с финансовыми операциями)
  • обеспечения актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте;

Надлежащая проверка осуществляется в случае:

  • установления деловых отношений (кроме деловых отношений, установленных на основании договоров страхования по видам страхования, что не предусматривают осуществление страховой выплаты в случае дожития застрахованного лица до окончания срока действия договора страхования и (или) достижения застрахованным лицом определенного возраста, определенного в таком договоре), по которым клиентом является физическое лицо и общий страховой платеж составляет 27 000 гривен или его сумма эквивалентна указанной сумме, в том числе в иностранной валюте; а также кроме установления деловых отношений, возникающих на основании договоров об участии в лотерее, при условии, что размер ставки игрока не превышает 5000 гривен;
  • подозрения;
  • осуществление переводов (в том числе международных) без открытия счета на сумму, равную или превышающую 30 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, единицах стоимости, но меньше суммы в 400 тыс.грн.;
  • проведение финансовой операции с виртуальными активами на сумму, равную или превышающую 30 000 гривен;
  • возникновения сомнений в достоверности или полноте ранее полученных идентификационных данных клиента;
  • проведения разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму 400 тыс. гривен.

В зависимости от уровня риска проведения финансовой операции надлежащая проверка клиента осуществляется также в случае проведения им нескольких финансовых операций, которые могут быть связаны между собой, на общую сумму, равную или превышающую сумму 400 тыс. грн.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций, соответствующих хотя бы одному из следующих признаков:

  • являются сложными финансовыми операциями;
  • является необычно большими финансовыми операциями;
  • проведены необычным способом;
  • не имеют очевидной экономической или законной цели.

Отказ в обслуживании

Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления (поддержания) деловых отношений / отказать клиенту в открытии счета (обслуживании), в том числе путем расторжения деловых отношений, закрытия счета / отказаться от проведения финансовой операции в случае:

  • если осуществление идентификации и / или верификации клиента, а также установление данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев, невозможно или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени;
  • установление клиенту неприемлемо высокого риска или непредоставления клиентом необходимых для осуществления надлежащей проверки клиента документов или сведений;
  • представление клиентом или его представителем субъекта первичного финансового мониторинга недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение субъекта первичного финансового мониторинга;
  • выявления в порядке, установленном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, что банк или другое финансовое учреждение, с которым установлены корреспондентские отношения, является банком-оболочкой и / или поддерживает корреспондентские отношения с банком-оболочкой
  • если осуществление идентификации лица, от имени или в интересах которого проводится финансовая операция, и установка его конечного бенефициарного владельца или извлекающих выгоду (выгодоприобретателей) по финансовой операции невозможно.

Субъект первичного финансового мониторинга вправе отказаться от проведения подозрительной финансовой операции.

Пороговые финансовые операции

Законом увеличена пороговая сумма и уменьшено количество признаков для обязательной отчетности о финансовых операциях субъектами финансового мониторинга.

Финансовые операции является пороговыми, если сумма, на которую осуществляется каждая из них, равна или превышает 400 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, - 30 000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковских металлам 400 000 гривен на момент проведения финансовой операции (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр - 30 тысяч гривен), при наличии одного или более следующих признаков:

  • зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), что не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такой иностранного государства), либо одной из сторон - участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции);
  • финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и / или лиц, связанных с политически значимыми лицами;
  • финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам)
  • финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Подозрительные финансовые операции (деятельность)

Финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, считаются подозрительными если субъект первичного финансового мониторинга подозревает или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны, касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

При определении того, является ли подозрительной финансовая операция или деятельность, субъекта первичного финансового мониторинга учитывают типологические исследования, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.

Замораживание активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием

Субъект первичного финансового мониторинга (ликвидатор (кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц), уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц) обязан немедленно, без предварительного уведомления клиента (лица), заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием.

В день принятия решения о замораживании таких активов субъект первичного финансового мониторинга (ликвидатор (кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц), уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц) обязан одновременно с замораживанием таких активов сообщить специально уполномоченному органу и Службе безопасности Украины в установленном законодательством порядке про замороженные активы.

После замораживания активов субъект первичного финансового мониторинга сообщает клиенту (лицу) в письменной форме о таком замораживания на его (ее) письменный запрос.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан немедленно разморозить активы:

  • не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц;
  • не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от Службы безопасности Украины информации о том, что лицо или организация, которая имеет такое же или похожее имя (наименование), как и лицо или организация, включенная в перечень лиц и активы которой стали объектом замораживания, по результатам проверки не является включенной в указанный перечень.

Перечень лиц формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения лица в указанный перечень является:

  1. решение суда о включении физических лиц, юридических лиц и организаций, которые отвечают критериям, определенным резолюциями Совета Безопасности ООН, в указанный перечень;
  2. сведения, формируемые международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции.

Остановка финансовых операций

Субъект первичного финансового мониторинга вправе приостановить осуществление операции, если она является подозрительной, и обязан остановить такую ​​сделку в случае возникновения подозрения, что операция (операции) содержит (содержат) признаки совершения уголовного преступления определенного Уголовным кодексом Украины.

В день остановки финансовой операции субъект первичного финансового мониторинга сообщает специально уполномоченному органу в установленном законодательством порядке о такой финансовой операции, ее участниках и об остатке средств на счете клиента, открытом субъектом первичного финансового мониторинга, который остановил осуществления финансовой операции, и в при зачислении средств на транзитный счет субъекта первичного финансового мониторинга - об остатке средств на таком счете в пределах зачисленных сумм. Такая остановка финансовых операций осуществляется без предварительного уведомления клиента на два рабочих дня со дня приостановления включительно. Срок приостановки может быть подлен.

Правоохранительные органы в течение срока приостановления соответствующих финансовых операций (расходных финансовых операций) осуществляют досудебное расследование и в случае, если:

  • установлено отсутствие события уголовного правонарушения или отсутствие в деянии состава уголовного преступления - немедленно информируют об этом специально уполномоченный орган;
  • имеются обоснованные подозрения в совершении лицом уголовного преступления и наложен арест на соответствующие счета в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом Украины, - информируют об этом специально уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня вынесения судом определения об аресте имущества с указанием его номера и даты.

Закон в новой редакции вступит в силу через четыре месяца со дня его опубликования.


Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

6

количество предложений

900,00

средняя цена, грн

5

количество предложений

2 260,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com