За преступления должностных лиц будут наказывать предприятия: парламент принял законопроект об уголовной ответственности юридических лиц 29.05.2013

Не далее как 14 мая 2013 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 2990 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об исполнении Плана действий о либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц). А 23 мая законопроект уже был принят парламентом, причем за его принятие проголосовал, ни много ни мало, 301 народный депутат. Если закон будет подписан Президентом, с 1 сентября 2014 года украинский бизнес ожидает немало сюрпризов: за преступление, совершенное должностным лицом наказание понесет все предприятие, вплоть до его полной ликвидации, а доказать свою непричастность юрлицу будет практически невозможно. Подробности выяснял Prostopravo.com.ua

За преступления должностных лиц будут наказывать предприятия: парламент принял законопроект об уголовной ответственности юридических лиц

Поводом к принятию законопроекта об уголовной ответственности юридических лиц якобы послужили  рекомендации Группы государств против коррупции (GRECO), Специального Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), а также  ряд международных договоров Украины в части установления ответственности юридических лиц (Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция Совета Европы о предотвращении терроризма, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма в части ответственности юридических лиц). Однако, как оказалось, ни один из этих документов не содержит требования о применении к юридическим лицам мер именно уголовной ответственности. При этом в тексте этих международно-правовых документов указано, что принятие предусмотренных ими законодательных мер может осуществляться государством-участником «в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы» и «с учетом ее принципов права».

Таким образом, авторы законопроекта 2990 не только «перестарались» с установлением уголовной ответственности для юридических лиц, но и решили не обращать внимания на эти самые «основополагающие принципы своей правовой системы» и «принципы права». Так, положения проекта противоречат принципу личной ответственности в уголовном праве, закрепленному в части 1 ст. 2 УК Украины и части 2 ст. 61 Конституции Украины, а также презумпции невиновности, закрепленной в части 2 ст. 2 УК и части 1 ст. 63 Конституции Украины. Вопреки этим принципам, законопроектом предлагается применять к юридическому лицу  уголовное наказание за совершение определенного действия не им, а другим, физическим лицом, а наличие и  доказательство вины самого юридического лица в совершении того или иного противоправного деяния вообще не требуется.

Не говоря уже о том, что украинским законодательством и так предусмотрен целый ряд административно-финансовых санкций за правонарушения, совершенные юридическим лицом. Речь идет о налоговом, таможенном, антимонопольном законодательстве и т. п. Так неужели этого не достаточно? Какие еще наказания ждут украинских предпринимателей, а главное, ни в чем не повинных наемных работников?

За что будут наказывать

Законопроектом предлагается привлекать к уголовной ответственности юридических лиц за совершение ее уполномоченным лицом:

  • от имени и в интересах юридического лица таких преступлений: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст.209 УК); использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств (ст. 306 УК); подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо формы собственности (ст. 368-3 УК); подкуп лица, предоставляющего публичные услуги (ст. 368-4 УК); предложение или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу (ст. 369 УК); злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК).
  • от имени юридического лица: террористического акта (ст. 258 УК); вовлечения в совершение теракта (ст. 258-1 УК); публичных призывов к совершению теракта (ст. 258-2 УК); создание террористической группы или организации (ст. 258-3 УК); пособничество в совершении теракта (ст. 258-4 УК); финансирование терроризма (ст. 258 УК).

При этом, под уполномоченными лицами юридического лица следует понимать должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые согласно закона, учредительных документов юридического лица или договора имеют право действовать от имени такого юридического лица.

Преступления признаются совершенными в интересах юридического лица, если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создания условий для получения такой выгоды, а так же на уклонение от предусмотренной законом ответственности.

Кого будут наказывать

Меры уголовно-правового характера могут быть применены судом к предприятиям, учреждениям или организациям, кроме государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета, фондов общеобязательного государственного социального страхования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а также международных организаций.

Таким образом, в отличие от организаций частной формы собственности, госпредприятия не понесут никакой ответственности за преступления чиновника. Впрочем, нежелание государства наказывать самого себя вполне понятно.

Кого не накажут

В некоторых случаях авторы законопроекта все же благосклонно разрешают освободить юридическое лицо от наказания. Это происходит в случае, если со дня совершения его уполномоченным лицом  преступления, и до дня вступления приговора в законную силу истекли следующие сроки:

  1. три года - при совершении преступления небольшой тяжести;
  2. пять лет - при совершении преступления средней тяжести;
  3. десять лет - при совершении тяжкого преступления;
  4. пятнадцать лет - при совершении особо тяжкого преступления.

В то же время, течение давности применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера останавливается, если его уполномоченное лицо, совершившим любое преступление, скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и его местонахождение неизвестно. В таких случаях течение давности возобновляется со дня установления местонахождения этого уполномоченного лица.

Течение давности применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера также прерывается, если до истечения вышеуказанных сроков ее уполномоченное лицо повторно совершит  преступление. Исчисление давности в этом случае начинается со дня совершения уполномоченным лицом юридического лица нового преступления, а сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление.

Таким образом, течение сроков давности   ставится в зависимость от поведения физического лица, непосредственно совершившего преступление. Создается впечатление, что законодатель заочно обвиняет  юридическое лицо в сокрытии преступника.

Как будут наказывать

К юридическим лицам судом могут быть применены следующие виды наказаний, которые законодатель настойчиво именует новым термином «меры уголовно-правового характера», что, впрочем, не меняет их сути:

  1. штраф;
  2. конфискация имущества;
  3. ликвидация.

При этом, штраф и ликвидация могут применяться только как основные меры уголовно-правового характера, а конфискация имущества - лишь как дополнительная.

Размер штрафа зависит от тяжести совершенного уполномоченным лицом преступления:

  • за преступление небольшой тяжести - от пяти тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за преступление средней тяжести - от десяти тысяч до двадцати тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за тяжкое преступление - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за особо тяжкое преступление - от пятидесяти тысяч до семидесяти пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

С учетом имущественного положения юридического лица суд даже может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества юридического лица и применяется судом в случае ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица применяется судом в случае совершения ее уполномоченным лицом любого из преступлений, связанных с терроризмом (статьи  258 - 258-5 УК) и осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей". Эта мера ответственности не применяется к предприятиям, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

При этом, о том, как должны происходить в таком случае расчеты с кредиторами, в том числе с бюджетом и фондами, не говоря уже о выплате заработной платы высвобождаемым работникам, законопроект скромно умалчивает.

Особенности уголовно-процессуального производства

Главная особенность уголовного производства в отношении юридических лиц состоит в...отсутствии такового. На самом деле вопрос о привлечении юридического лица к уголовной ответственности рассматривается в рамках производства по делу в отношении уполномоченного лица, якобы совершившего преступление от имени и в интересах предприятия или организации. Таким образом, виновность юридического лица ставится в прямую зависимость от виновности его должностного лица. Само юридическое лицо практически будет лишено возможности доказать свою «непричастность», если только каким-то чудом не будет оправдан «главный фигурант» по делу.

При этом, представлять интересы юридического лица в этом деле может либо защитник, либо руководитель или другое лицо, уполномоченное уставными документами, либо работник, на основании доверенности. При этом, объем прав и обязанностей, предоставленных такому представителю УПК свидетельствует о том, что он имеет статус скорее обвиняемого или подсудимого, чем защитника в уголовном процессе.

Но наиболее резонансным изменением в УПК является, пожалуй, возможность применения к юридическому лицу такой предупредительной меры как арест имущества. В этом случае может оказаться, что даже оправдательный приговор не сможет спасти юридическое лицо от краха, учитывая то, сколько времени в наших реалиях может тянуться производство по одному уголовному делу.


FAQ по проверкам бизнеса

Бланки документов