про твої права

5 шагов по организации: как открыть интернет-магазин

В век технологий для ведения бизнеса совершенно не нужно снимать огромный офис, нанимать персонал, устраивать громкие презентации для привлечения клиента, регулярно посещать отделение банка для проведения различных денежных операций. Вести бизнес теперь можно, сидя дома на уютной кухне, используя ноутбук с доступом в Интернет. Prostopravo разбирался, как открыть интернет-магазин: какие юридические шаги следует сделать, чтобы организовать свое дело с нуля - знакомьтесь с пошаговым планом.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Шаг 1. Выбираем организационно-правовую форму
  2. Шаг 2. Подготавливаем пакет документов
  3. Шаг 3. Регистрируем субъект предпринимательской деятельности
  4. Шаг 4. Выбираем систему налогообложения
  5. Шаг 5. Открываем счет и начинаем торговлю
  6. Интернет-магазин и электронные деньги

Шаг 1. Выбираем организационно-правовую форму

Если вы собираетесь начинать бизнес в одиночку, и запланированные объемы доходов на первых порах невысоки, вполне достаточно будет зарегистрироваться в качестве физического лица-предпринимателя (далее – ФЛП).

Если же партнеров несколько, и вы хотите зафиксировать долю участия каждого и распределение доходов от участия в бизнесе, соответственно вкладам, то стоит регистрировать юридическое лицо, наиболее удобной формой в этом случае будет общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО). В уставе ООО можно предусмотреть долю участия каждого из партнеров, за счет чего каждый из участников формирует свой взнос (это могут быть не только деньги, но и другое имущество – оборудование, здания, помещения, права интеллектуальной собственности и т.д.).

Шаг 2. Подготавливаем пакет документов

Если приняли решение регистрировать ФЛП, то здесь все более-менее просто. Все, что потребуется – заполнить регистрационную карту по форме 10. Ее легко найти на официальном сайте Государственной регистрационной службы. Сложного в заполнении ничего нет, основное – выбрать виды экономической деятельности. Действующий классификатор видов экономической деятельности (КВЭД 2010) адаптирован под современные экономические реалии, поэтому Раздел 47 содержит класс 47.91 – розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет. Не включает этот класс только интернет-торговлю автотранспортом, мотоциклами и деталями к ним. Ограничивать себя только этим классом не стоит, для торговой деятельности можно дополнительно подобрать еще несколько классов из 47 и 46 разделов секции G КВЭД 2010.

Для регистрации ООО пакет документов более серьезный. Необходимо решение собственников о создании предприятия, оформляемое протоколом Общего собрания учредителей. В этом же протоколе принимается решение об утверждении устава (либо решение о том, что ООО действует на основании модельного устава), о назначении директора, о местонахождении ООО, размере уставного капитала и порядке его формирования. Если кто-то из учредителей вносит свою часть не денежными средствами, а имуществом или имущественными правами, учредители должны зафиксировать в протоколе стоимость, по которой они принимают такое имущество или имущественные права для внесения в уставной капитал. На собрании учредителей могут быть рассмотрены и другие вопросы, связанные с созданием и дальнейшей деятельностью предприятия. Если ООО будет действовать на основании собственного, а не модельного устава, то такой устав следует разработать и утвердить подписями учредителей. Регистрационная карта заполняется по форме 1.

Шаг 3. Регистрируем субъект предпринимательской деятельности

Сформировав пакеты документов, можно отправляться регистрировать свою бизнес-единицу.

Регулируется процедура государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности проводят государственные регистраторы. В целом, процедура регистрации одинакова для всех субъектов предпринимательства, поскольку она сводится к внесению данных в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Разница состоит лишь в пакете документов, которые должен подать для госрегистрации ФЛП и юридическое лицо. Сбор за государственную регистрацию в обоих случаях не взимается.

Итак, для регистрации ФЛП идем к государственному регистратору по месту жительства будущего ФЛП (либо согласно регистрационному штампу в паспорте, либо согласно документу, подтверждающему постоянное проживание по указанному в регистрационной карте адресу). При себе совершеннолетнему гражданину следует иметь:

  1. Паспорт.
  2. Копию документа, подтверждающего регистрацию в Государственном реестре физических лиц-налогоплательщиков (справка о присвоении ИНН).
  3. Заполненную и подписанную регистрационную карту по форме 10.

Требовать дополнительные документы государственный регистратор не имеет права. Данные вносятся в Единый государственный реестр, после чего государственный регистратор уведомляет о государственной регистрации ФЛП органы статистики, налогов и сборов и Пенсионного фонда, которые в свою очередь обеспечивают постановку предпринимателя на учет, отправляя государственному регистратору соответствующие данные, которые отражаются в Выписке из Единого государственного реестра. За Выпиской ФЛП приходит к государственному регистратору через 1-2 рабочих дня.  Этой Выписки достаточно для изготовления печати (при желании) и открытия текущего счета в банке.

В случае с регистрацией ООО процедура практически аналогичная.

Особенности:

  • выбор государственного регистратора в соответствии с адресом, указанным в Уставе в пределах административной единицы (место жительства одного из учредителей, арендованное помещение, помещение, находящееся в собственности одного из учредителей).
  • размер регистрационного сбора – 170 гривен
  • пакет документов должен содержать:
    1. Решение Общего собрания Учредителей, оформленное протоколом
    2. Устав (если не используется модельный)
    3. Заполненная регистрационная карта по форме 1
    4. Если среди учредителей есть юридическое лицо, необходимо предоставлять информацию с документами, подтверждающими структуру собственности такого юридического лица, которая давала бы возможность установить физических лиц – владельцев существенных долей в этом юридическом лице.

Далее государственный регистратор принимает документы и если у него нет к ним замечаний, действует по процедуре, описанной по регистрации ФЛП.

Регистрация завершена, Выписка из Единого государственного реестра на руках, можно начинать работу. Но прежде, изучим еще некоторые нюансы.

Шаг 4. Выбираем систему налогообложения

При выборе системы налогообложения следует отталкиваться от предполагаемого уровня доходности магазина, количества нанятых работников, возможности подтвердить документально расходы, предполагаемого круга покупателей.

Глобально выбор лежит между общей и упрощенной системой налогообложения. У каждой из них свои плюсы и минусы. Общая система налогообложения дает возможность за счет затрат снизить доходную часть, подлежащую налогообложению. Упрощенная система налогообложения позволяет тратить меньше времени на ведение бухгалтерского  учета, выбрать наиболее оптимальную для себя ставку налогообложения.

Шаг 5. Открываем счет и начинаем торговлю

Поскольку интернет-магазин может ограничить себя от общения с клиентом формой заказа товара, безналичной оплатой и доставкой курьерской службой, то наличие банковского счета для интернет-магазина, владельцем которого является ФЛП, скорее атрибут удобный, нежели необходимый. Для юридического лица банковский счет необходим однозначно. Поэтому несколько слов об открытии счета.

Упрощение процедуры государственной регистрации бизнеса, привело и к сокращению количества документов, требуемых банками для открытия счета. Если речь идет об открытии счета для ФЛП, то достаточно иметь при себе паспорт, документ, подтверждающий регистрацию в Государственном реестре физических лиц-налогоплательщиков (справка о присвоении ИНН), карточки с заверенными нотариусом образцами подписи ФЛП, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц предпринимателей.  Юридическим лицам надлежит предоставить копию устава, копию выписки из Единого государственного реестра и карточки с образцами подписей лица, уполномоченного распоряжаться счетом, и оттиска печати ООО (при наличии).

Вот теперь, когда субъект предпринимательства зарегистрирован, состоит на учете в органах доходов и сборов, Пенсионном фонде Украины, открыл текущий счет в банке, можно начинать торговлю.

Интернет-магазин и электронные деньги

Переведя в виртуальную реальность свои витрины, виртуально общаясь с покупателями, вполне понятным желанием владельцев интернет-магазинов является и желание перевести в виртуальную плоскость и расчеты с покупателем. В таком случае можно упростить жизнь курьеров, которые кроме того, что развозят товары, еще и играют роль инкассаторов, решить проблему со сдачей выручки в банки, да и вообще сделать систему расчетов более контролируемой. Помочь в этом интернет-магазинам могут не только традиционные средства перечисления безналичных средств, но и электронные деньги. В природе этого явления и правилах их использования интернет-магазинами разбирался Prostopravo.com.ua

Постановлением Правления Национального банка Украины 04.11.2010г. N 481, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24.12.2010г. за N 1336/18631 утверждено «Положение об электронных деньгах в Украине».

Это Положение, в частности, устанавливает требования  НБУ к обороту электронных денег в Украине. Исходя из норм Положения, НБУ понимает под электронными деньгами  единицы  стоимости,  которые хранятся на электронном устройстве, принимаются как средство платежа  другими лицами,  нежели эмитент, и являются денежным обязательством эмитента. Электронным устройством, о котором говорится в определении электронных денег, является  чип на  пластиковой карте или  на ином  носителе,  память  компьютера и т.д., которые используются для хранения электронных денег.

Положением установлено, что пользователями электронных денег могут быть не только  физические лица, но и субъекты хозяйствования, являющиеся собственниками электронных  денег.

Однако следует учитывать, что не всякими  электронными деньгами можно владеть и тем более рассчитываться.

Тем же Положением установлено, что выпуск   электронных   денег в  Украине  имеют  право осуществлять только банки. При этом, прежде чем выпустить свои электронные деньги и запустить свою систему электронных денег, банк обязан согласовать правила этой системы с НБУ, если же банк уже является членом или участником международной платежной системы и  намерен осуществлять выпуск электронных денег либо проводить другие операции с электронными деньгами на территории Украины с использованием этой  международной платежной системы, такой банк обязан согласовать с  НБУ правила осуществления операций с электронными деньгами до начала осуществления таких операций.

Пользователи - физические лица имеют право использовать электронные деньги для осуществления оплаты товаров, а также переводить электронные деньги другим пользователям - физическим лицам. Пользователи - физические лица имеют право переводить электронные деньги другим пользователям - физическим лицам с использованием предоплаченных карт в сумме до 500 гривен в день и не более 4000 гривен в течение одного месяца.

Пользователи - субъекты хозяйствования имеют право получать электронные деньги только в обмен на безналичные средства. Пользователи - субъекты хозяйствования имеют право использовать электронные деньги только для осуществления оплаты товаров.

 «Выводить» электронные деньги субъектам хозяйствования позволено только в безналичной форме через банки и небанковские финансовые учреждения, имеющие соответствующие лицензии (агентов по расчетам).

Электронные деньги получили свое признание и в бухгалтерском учете. Так, с июля 2013 года Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина №291 от 30.11.1999 года, пополнилась нововведением: счета класса 3 предназначены для обобщения информации о наличии и движении, кроме прочего, и электронных денег. Электронные деньги учитываются на 33 счету «Прочие средства» (субсчет 335 «Электронные деньги, номинированные в национальной валюте»).

Для того чтобы интернет-магазин мог официально принимать электронные деньги как средства платежа за товар, у него должен быть заключен соответствующий договор либо с эмитентом электронных денег, либо с агентом по расчетам (субъектом хозяйствования, принимающим электронные деньги в обмен на наличные  или безналичные средства).




Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Полезные статьи по данной тематике

© 2006—2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес: 02100, г. Киев, ул. Георгия Тороповского, 2, оф. 19

Телефон: +38 063 075 70 92

Email: info@prostobank.com