Как потребителю защитить свои права. Часть 2: информация о товаре, покупки на распродаже и по принуждению 26.03.2013

Как часто Вам приходилось покупать товар, оказавшийся в последствии абсолютно ненужным? Бывало ли так, что придя с покупкой домой Вы сами удивлялись, зачем это купили, и как это продавцу удалось Вас уговорить? Prostopravo.com.ua узнавал как потребителю отстоять свои права, если по вине продавца он купил ненужную или неподходящую ему вещь.

Как потребителю защитить свои права. Часть 2: информация о товаре, покупки на распродаже и по принуждению

Право потребителя на информацию о продукции

Например, Вы купили в магазине якобы непромокаемую, как уверял продавец, обувь. Надели ее один раз в дождливую погоду — оказалось туфли очень даже промокают. Вернуть их назад в магазин Вы не можете, так как обувь уже носили. Или купили по совету продавца кухонный комбайн с соковыжималкой. Пришли домой, распаковали — нужной Вам функции у прибора не оказалось, а упаковку уже выбросили. В то же время, прибор не бракованный, работает исправно, и в магазине отказываются принять товар назад и вернуть Вам деньги. Что делать в таких случаях? Обратимся все к тому же Закону Украины «О защите прав потребителя».

Согласно ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителя» каждый потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа  работы или услуги.

Такая информация о продукции должна содержать:

  1. наименование товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются;
  2. наименование нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать отечественная продукция;
  3. данные об основных свойствах продукции, а в отношении продуктов питания - о составе (в том числе перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальное количество (массу, объем и т.д.), пищевую и энергетическую ценность, условия использования и предостережения относительно употребления их отдельными категориями потребителей, а также другую информацию, которая распространяется на конкретный продукт;
  4. сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие оговорки установлены нормативно-правовыми актами;
  5. отметку о наличии или отсутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных компонентов;
  6. данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения продукции;
  7. дату изготовления;
  8. сведения об условиях хранения;
  9. гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);
  10. правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
  11. срок годности (срок службы) товара (последствий работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
  12. наименование и местонахождение изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего его функции по принятию претензий от потребителя, а также производящего ремонт и техническое обслуживание.

Эта информация доводится до сведения потребителей изготовителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания.

Как составить претензию к продавцу по обмену/возврату некачественного товара

В случае, когда предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение продукции, которая не имеет нужных потребителю свойств - потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков (ч.7 ст. 15 Закона).

Если же предоставлением недостоверной, неполной или несвоевременной информации был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, он  имеет право требовать возмещения убытков, причиненных ему, а также природным объектам, которые находятся в его владении на праве собственности или на иных основаниях, предусмотренных законом или договором.

Как составить жалобу в Госпотребинспекцию о нарушении прав потребителя

Небольшой пример из практики. Апелляционный суд Ивано-Франковской области рассматривал дело № 22-ц-1495/2007 г., в котором истица требовала возврата средств за приобретенный им товар — мотокосу, о которой продавец не предоставил полной и достоверной информации относительно невозможности ее использования для кошения травы в поле. Так, истица пояснила, что имела намерение приобрести мотокосу для кошения травы и заготовки сена на приусадебном участке площадью 2 га. Продавец убедил ее в том, что для этих целей приспособлена мотокоса, которую истец и приобрела. Уже дома истица поняла, что данная мотокоса  в виду малой мощности может быть использована для кошения газонов, но не в поле. В то же время, продавец отказался вернуть средства за проданный товар. Поэтому истица обратилась в суд с требование о возврате средств за товар и возмещении морального вреда. Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал полностью, в то время как Апелляционный суд Инвано-Франковской области иск удовлетворил, взыскал с ответчика стоимость мотокосы и моральный ущерб а размере 1000 грн.

При этом, суд исходил из того, что, в ч.1 ст.15 Закона Украины „О защите прав потребителей" указано, что потребитель имеет право на получение необходимой, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Такая информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара. Согласно ч.9 ст. 15 Закона при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о продукции или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположения, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках продукции, которую он приобретает. Объективными доказательствами по делу было доказано, что это требование закона при продаже товара истице выполнено не было.

Как составить исковое заявление о защите прав потребителей

Это манящее слово - «скидка»

Яркие красочные витрины с обещанием невиданного «падения» цен способны привлечь внимание не только заядлых шопоголиков. Именно во время распродаж обычно приобретается наибольшее количество ненужных вещей, которые при других условиях Вы и не думали бы покупать.

При этом, покупателю следует помнить, что согласно ч.4,5 ст. 15 Закона употребление понятий "скидка" или "уменьшенная цена" или любых других, аналогичных по значению, разрешается только с соблюдением следующих условий:

  1. если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования;
  2. если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;
  3. если цена продукции ниже ее обычной цены.

Употребление понятия "распродажа" или любых других, аналогичных ему, разрешается только если:

  1. осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
  2. если продолжительность распродажи ограничена во времени;
  3. если цены товаров, подлежащих распродажи, меньше их обычной цены.

После публичного уведомления о проведении распродажи, применении скидок или уменьшении цены до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующего распродажи, применения скидок или уменьшения цены, а также цена этой же продукции, установленная после их начала.

В то же время, обычной является практика, когда обещанная скидка до -70%, в итоге превращается в -20 — 30%, а некоторые продавцы вообще не указывают на ценниках размер цены со скидкой, предоставляя покупателям заниматься самостоятельными подсчетами.

Бывают и другие ситуации — на ценнике в магазине одна цена, а на кассе — совсем другая, уже выше. Особенно этим грешат продуктовые супермаркеты, ведь покупая большое количество продуктов Вы вряд ли обратите внимание на несоответствие цен отдельных позиций в чеке.

Во всех описанных выше случаях имеет место нарушение прав потребителя на достоверную информацию о цене на товар. Если Вы обнаружили нечто подобное в магазине смело требуйте книгу жалоб и предложений, а также обращайтесь в местное управление по защите прав потребителей. Управлением по защите прав потребителей будет проведена проверка магазина и осуществлена контрольная закупка. Если в процессе проверки будут выявлены нарушения, к продавцу будут применены штрафные санкции, а потребитель сможет требовать возмещения морального вреда, причиненного нарушением его прав.

Кстати, столь популярное утверждение продавца о том, что товар приобретенный со скидкой или на распродаже не подлежит обмену и возврату не соответствует истине. Исключение составляют только случаи приобретения уцененного товара с недостатками, о чем покупатель был уведомлен продавцом.

В таком случае Вы не можете требовать замены или возврата такого товара по причине обнаруженного дефекта. Например, Вы купили кофточку с оторванной пуговицей по заниженной цене, о чем было указано на бирке. Во всех остальных случаях требования покупателя об обмене или возврате товара, купленного на распродаже или со скидкой подлежат удовлетворению.

Если продавец излишне навязчив...

Наверняка Вам не раз звонили, приходили домой, настойчиво предлагая те или иные услуги или товары. В таких случаях некоторые предпочитают согласиться на покупку, лишь бы их оставили в покое. И совсем не многие знают, что согласно ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителя»  такие действия квалифицируются как нечестная (агрессивная) предпринимательская практика.

Так, агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.

К агрессивным, в частности, относятся такие формы предпринимательской практики:

  1. создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
  2. осуществление длительных и/или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставлении жилья;
  3. осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или других сообщений без согласия потребителя;
  4. требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.

Этот перечень  не является исчерпывающим.

Сделки, осуществленные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными со всеми вытекающими последствиями!

В большинстве случаев, если Вы прямо укажете назойливому продавцу на нарушение Ваших прав и пообещаете пожаловаться в управление по защите прав потребителей, звонки и визиты домой прекратятся. Ну, а если нет — смело пишите жалобу.


FAQ по правам потребителей

Бланки и справочники