Субсидию могут не назначить из-за наличия информации о задолженности за коммунальные услуги 13.08.2021

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда при рассмотрении административного производства № К / 9901/34327/18 пришел к выводу, что для отказа в назначении субсидии или отмены ранее назначенной субсидии достаточно поступления в орган, который назначает субсидии, предоставление коммунального предприятия о наличии задолженности более двух месяцев.

Субсидию могут не назначить из-за наличия информации о задолженности за коммунальные услуги

В октябре 2017 истец обратилась в суд с иском, в котором просила признать противоправными действия Управления соцзащиты про не назначение ей субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и обязать Управление соцзащиты назначить субсидию.

Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что согласно полученных ответов за данным домохозяйством числится задолженность, а в случае несогласия с данной задолженностью, истцу следует обратиться с иском к предприятиям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги для обжалования задолженности. В таком случае, управлением будет назначена истцу субсидию. Таким образом, судом сделан вывод, что ответчик действовал в пределах полномочий и способом, предусмотренным законом, а потому оснований для признания его действий противоправными, и как следствие обязательства совершить определенные действия, не установлено.

Харьковский апелляционный административный суд постановлением от 24 января 2018 года, отменил постановление суда первой инстанции и принял новое, которым иск удовлетворил частично. Признал противоправными действия и обязал Управление соцзащиты рассмотреть вопрос о назначении субсидии заявителю.

Решая вопрос об обоснованности поданной кассационной жалобы, Верховный Суд исходил из следующего.

Частью второй статьи 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Согласно части первой статьи 1 Закона Украины от 24 июня 2004 №1875-IV "О жилищно-коммунальных услугах", жилищно-коммунальные услуги - результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, зданиях и сооружениях, комплексах зданий и сооружений в соответствии с нормативами, нормами, стандартами, порядками и правилами.

Пунктом 5 части третьей статьи 20 Закона №1875-IV закреплена обязанность потребителя оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом.

Порядок назначения и предоставления жилищных субсидий устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Вопрос о предоставлении субсидий урегулирован Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 октября 1995 №848.

Это положение определяет условия назначения и порядок предоставления гражданам ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату управления многоквартирным домом, пользования жильем или его содержания, услуг по транспортировке и распределению природного газа и коммунальных услуг (водо- тепло-, газоснабжение, водоотведение, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот), а также один раз в год субсидии наличными на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.

В соответствии с Положением №848 право на получение адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также субсидии наличными на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива распространяется на граждан, проживающих в жилых помещениях (домах), в части оплаты ими пользования жильем; содержание жилья; управления многоквартирным домом, коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.

Назначение субсидий и контроль за их целевым использованием осуществляется структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их создания) советов.

В соответствии с пунктом 14 Положения №848 субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев и рассчитывается: на неотапливаемый сезон - с 1 мая по 30 сентября; на отопительный сезон - с 1 октября по 30 апреля.

После окончания срока получения субсидии структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий период для домохозяйств, получающих субсидию в предыдущем периоде (кроме арендаторов жилого помещения, лиц, которым субсидия была назначена по зарегистрированному месту пребывания, и лиц, обращающихся за субсидией на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива). Для этого структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения собирают необходимую информацию в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящего Положения, без обращения граждан и в течение десяти дней после получения указанной информации принимают решение о назначении (назначении) субсидии и информируют о принятом решении граждан. В случае получения информации о просроченной более двух месяцев задолженности по оплате услуг субсидия на следующий срок не назначается, о чем структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения информирует лицо.

Если в течение двух месяцев с даты информирования о не назначении субсидии на следующий срок гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключение договора о ее реструктуризации, субсидия назначается с даты окончания действия предыдущей субсидии, в противном случае - с месяца, в котором гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключения договора. Указанный срок может быть продлен на основании решения районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, исполнительного органа городского, районного в городе (в случае его создания) совета или комиссии, при наличии уважительных причин (абзац одиннадцатый пункт 14 Положения № 848).

Для начисления субсидий на запрос структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения в пятидневный срок со дня его получения подаются сведения, в частности, об обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами по формам, утвержденным Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими администрациями, в которых указывается стоимость услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования коммунальными услугами в отопительный и неотопительный периоды, а также сумма просроченной более двух месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, - предприятиями - производителями / исполнителями жилищно-коммунальных услуг.

Для начисления субсидии могут использоваться сведения о доходах и размерах платежей в виде списков, справок, данных на электронных носителях информации, полученных от ГФС, Пенсионного фонда Украины, центров занятости, фонды социального страхования, исполнительной службы, жилищно-эксплуатационных организаций, жилищно-строительных ( жилищных) кооперативов, объединений совладельцев многоквартирного дома, организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги и осуществляющих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по договорам с предприятиями (информационно-вычислительные центры, расчетные центры, центры начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и т.д. ).

Таким образом, государство гарантирует каждому гражданину право на получение субсидии для возмещения расходов на оплату пользования жильем или его содержания и коммунальных услуг, на условиях и в порядке, определенном Положением №848. В свою очередь на граждан, которым назначена субсидия, возлагается обязанность ежемесячно оплачивать фактически потребленную услугу с учетом размера назначенной субсидии. Граждане, которые уже получили субсидию для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг вправе ее получить на следующий период при условии отсутствия просроченной задолженности более двух месяцев за полученные жилищно-коммунальные услуги. При этом, законодателем определена возможность назначения субсидии с даты окончания действия предыдущей субсидии, в случае если в течение двух месяцев с даты получения уведомления об отказе в назначении жилищной субсидии на следующий сезон гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключение договора о ее реструктуризации.

Судом первой инстанции установлено, что согласно полученной информации от предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг по адресу истца числится задолженность: за услугу отопления и снабжения горячей воды - 17847,56 грн, за услугу вывоз мусора - 1389,14 грн, за услугу газоснабжения - 1887,93 грн, за услугу оплата жилья - 139,78 грн.

Согласно пункту 20 Положения №848 предоставление ранее назначенной субсидии прекращается, в частности, по предоставлению жилищно-эксплуатационных организаций, жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, объединений совладельцев многоквартирного дома и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, если гражданин, которому присуждена субсидия, не оплатит стоимость фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии, за исключением случаев, связанных с задержкой выплаты заработной платы, пенсии и т.д., которая подтверждается соответствующими документами, - с месяца, в котором поступило такое представление.

Из приведенных выше норм следует, что для отказа в назначении субсидии или отмены ранее назначенной субсидии достаточно только поступления в орган, который назначает субсидии, предоставления коммунального предприятия о наличии задолженности свыше двух месяцев.

При этом, Положением №848 не обязано органы, которые назначают субсидии, проверять достоверность сведений о наличии долга, указанные в представлении коммунальных предприятий. В понимании Положения №848 сам факт поступления такого представления в орган, назначающий субсидии, является основанием для отмены субсидии или отказа в ее назначении.

Вместе с тем, получателю субсидии Положением предоставлена ​​возможность подтвердить отсутствие долга путем предоставления соответствующих платежных документов или документов в подтверждение возникновения исключительных случаев, связанных с задержкой выплаты заработной платы, пенсии и тому подобное.

Сообщению о назначении субсидии на жилищно-коммунальные услуги от 18 сентября 2017 года, истцу сообщено, что с 1 мая 2017 субсидия не назначается по основаниям наличии долга.

При таких обстоятельствах, по мнению коллегии судей, правильными являются выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений ответчиком норм действующего законодательства при не предназначенные истцу субсидии в связи с наличием задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги более двух месяцев.

Итак, Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу, отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение первой инстанции.

Заявление и декларация для назначения субсидии: образец


FAQ по правам потребителей

Бланки и справочники