про твої права

Общение с правоохранительными органами

Правоохранительная деятельность в Украине: порядок и правила общения с правоохранительными органами. Порядок задержания и права задержанных, правила применения спецсредств сотрудниками полиции.

Путеводитель по статье

  1. Правоохранительные органы Украины: виды, задачи, деятельность
  2. Порядок задержания правоохранительными органами и права задержанных

    2.1 Порядок задержания

    2.2 Права задержанного

    2.3 Сообщение другим лицам о задержании

    2.4 Сроки задержания

  3. Применение спецсредств сотрудниками полиции: правила, виды и ограничения
  4. Порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины
Видео путеводитель
Правоохранительные органы в Украине: порядок задержания подозреваемого

Правоохранительные органы в Украине: порядок задержания подозреваемого

В последнее время вопросы, связанные с задержанием лица правоохранительными органами, особенно актуальны. О том, в каких случаях и кто имеет право задержать нарушителя, а также какие права есть у последнего; какие сроки содержания под стражей; какой порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины узнавал Рrostopravo.com.ua.

Правоохранительные органы Украины: виды, задачи, деятельность

Правоохранительные органы – это государственные органы, которые  на основании и в порядке, предусмотренном законодательством,  осуществляют правоохранительную (правоприменительную и правозащитную) деятельность.

Деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение законности и правопорядка, защиту прав и интересов граждан, социальных групп, общества и государства, предупреждение, пресечение правонарушений, применение государственного принуждения или мер общественного воздействия к лицам, нарушившим закон и правопорядок.

Структурно к системе правоохранительной деятельности принадлежат такие направления:

а) деятельность по обеспечению охраны участников уголовного судопроизводства;

б) деятельность органов прокуратуры;

в) деятельность по выявлению, предотвращению и расследованию преступлений;

г) деятельность по защите государственной (национальной) безопасности, государственной границы и охране правопорядка

Исчерпывающего перечня правоохранительных органов украинское законодательство не содержит. К правоохранительным органам можно отнести:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • органы службы безопасности;
  • антикоррупционные органы (НАБУ, НАЗК);
  • Военную служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины;
  • Службу внешней разведки Украины;
  • таможенные органы;
  • органы охраны государственной границы;
  • органы и учреждения исполнения наказаний;
  • следственные изоляторы;
  • органы рыбоохраны;
  • органы государственной лесной охраны и другие

Порядок задержания правоохранительными органами и права задержанных

2.1 Порядок задержания

Прежде всего, нужно сказать, что согласно части первой статьи 207 Уголовно-процессуального Кодекса (УПК) никто не может быть задержан без постановления следственного судьи, суда, кроме случаев, предусмотренных УПК.

В соответствии со ст. 208 УПК уполномоченное должностное лицо (например, сотрудник полиции или другой представитель правоохранительных органов) имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях:

1) если это лицо застигнуто при совершении преступления или в покушении на его совершение;

2) если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность явных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно этот человек только что совершил преступление;

3) если есть обоснованные основания полагать, что возможно бегство с целью уклонения от уголовной ответственности лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого коррупционного преступления, отнесенного законом к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины.

Уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, исключительно в случае, если подозреваемый не выполнил обязанности, возложенные на него при избрании меры пресечения, или не выполнил в установленном порядке требований о внесении средств в качестве залога и предоставлении документа, который это подтверждает.

Кроме того, особый порядок привлечения к уголовной ответственности и задержания установлен главой 37 УПК в отношении некоторых категорий лиц, которые не могут быть задержаны без соответствующей санкции. К ним, в частности, относятся народные депутаты, депутаты местных советов, судьи, адвокаты, Генеральный прокурор и его заместитель и т. д.

Но и это еще не все, оказывается каждый гражданин имеет право задержать без постановления следственного судьи, суда любое лицо (кроме названных выше особых категорий):

1) при совершении или покушении на совершение уголовного правонарушения;

2) непосредственно после совершения уголовного правонарушения или во время непрерывного преследования лица, подозреваемого в его совершении.

В таком случае, сознательный гражданин, задержавший правонарушителя, обязан немедленно доставить его к уполномоченному должностному лицу или немедленно уведомить уполномоченное должностное лицо о задержании и местонахождении лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения.

2.2 Права задержанного

Уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, должно немедленно сообщить задержанному на понятном для него языке основания задержания и в совершении какого преступления он подозревается, а также разъяснить право иметь защитника, получать медицинскую помощь, давать объяснения, показания или не говорить ничего по поводу подозрения против него, немедленно сообщить другим лицам о его задержании и месте пребывания в соответствии с положениями статьи 213 УПК, потребовать проверку обоснованности задержания и другие процессуальные права, предусмотренные УПК.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, составляется протокол, в котором указываются: место, дата и точное время (час и минуты) задержания; основания задержания, результаты личного обыска; ходатайства, заявления или жалобы задержанного, если такие поступали; полный перечень процессуальных прав и обязанностей задержанного. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. Копия протокола немедленно под роспись вручается задержанному, а также направляется прокурору.

Уполномоченное должностное лицо обязано доставить задержанного в ближайшее подразделение органа досудебного расследования, в котором немедленно регистрируются дата, точное время (час и минуты) доставления задержанного и другие сведения, предусмотренные законодательством.

О каждом задержании уполномоченное должностное лицо сразу сообщает с помощью технических средств ответственным лицам в подразделении органа досудебного расследования.

В случае наличия оснований для обоснованного подозрения, что доставление задержанного лица длилось дольше, чем это необходимо, следователь обязан провести проверку для решения вопроса об ответственности виновных в этом лиц.

В подразделении органа досудебного расследования должны быть назначены один или несколько служебных лиц, ответственных за пребывания задержанных.

Ответственными за пребывания задержанных не могут быть следователи.

Должностное лицо, ответственное за пребывание задержанных, обязано:

1) немедленно зарегистрировать задержанного;

2) разъяснить задержанному основания его задержания, права и обязанности;

3) освободить задержанного немедленно после исчезновения основания для задержания или истечения срока задержания;

4) обеспечить надлежащее обращение с задержанным и соблюдение его прав, предусмотренных Конституцией Украины, УПК и другими законами Украины;

5) обеспечить запись всех действий, проводимых с привлечением задержанного, в том числе время начала и окончания, а также лиц, которые проводили такие действия или присутствовали при проведении таких действий;

6) обеспечить безотлагательное предоставление надлежащей медицинской помощи и фиксацию медицинским работником каких-либо телесных повреждений или ухудшения состояния здоровья задержанного. В состав лиц, предоставляющих задержанному медицинскую помощь, по его желанию может быть допущено конкретное лицо, имеющее право на занятие медицинской деятельностью.

2.3 Сообщение другим лицам о задержании

В соответствии со ст. 213 УПК уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано предоставить задержанному лицу возможность немедленно сообщить о своем задержании и месте нахождения близким родственникам, членам семьи или другим лицам по выбору этого лица.

Если уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, имеет основания для обоснованного подозрения, что при сообщении о задержании это лицо может повредить досудебному расследованию, оно может осуществить такое сообщение самостоятельно, однако без нарушения требования относительно его неотложности.

В случае задержания несовершеннолетнего лица уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано немедленно сообщить об этом его родителям или усыновителям, опекунам, попечителям, органам опеки и попечительства.

Уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано немедленно уведомить об этом орган, уполномоченный законом на предоставление бесплатной правовой помощи. В случае неприбытия в установленный законодательством срок защитника, назначенного органом, уполномоченным законом на предоставление бесплатной правовой помощи, уполномоченное должностное лицо немедленно уведомляет об этом соответствующий орган (учреждение).

2.4 Сроки задержания

Срок задержания лица без постановления следственного судьи, суда не может превышать семидесяти двух часов с момента задержания.

Задержанное без постановления следственного судьи, суда лицо не позднее шестидесяти часов с момента задержания должно быть освобождено или доставлено в суд для рассмотрения ходатайства об избрании в отношении него меры пресечения.

Применение спецсредств сотрудниками полиции: правила, виды и ограничения

Право полицейского применять специальные средства предусмотрено статьей 45 ЗУ «О Национальной полиции». Полицейский уполномочен применять специальные средства только в случае, если он прошел соответствующую специальную подготовку.

Общие правила применения специальных средств:

1) наручники и другие средства ограничения подвижности применяются:

а) к лицу, подозреваемому в совершении уголовного преступления и тому, кто сопротивляется полицейскому или пытается убежать;

б) при задержании лица;

в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного;

г) если лицо своими опасными действиями может нанести вред себе и окружающим;

д) проведения процессуальных действий с лицами в случаях, когда они могут создать реальную опасность окружающим или себе;

2) резиновые и пластиковые дубинки применяются для:

а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;

б) задержания лица, совершившего правонарушение и оказывающего злостное неповиновение законному требованию полицейского;

в) прекращение группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;

3) средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия, применяются для:

а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;

б) прекращение группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;

4) средства принудительной остановки транспорта применяются для принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского об остановке транспортного средства, или если действия водителя транспортного средства создают угрозу жизни или здоровью человека;

5) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открывания помещений применяются для:

а) задержание лица;

б) освобождения лица, незаконно лишенного свободы, который находится в помещении;

6) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия применяются для:

а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;

б) отражения нападения животного, угрожающего жизни и здоровью лица или полицейского;

7) специальные маркировочные и красящие средства применяются для:

а) маркировки лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления;

б) прекращение группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков с целью дальнейшего выявления лиц и задержания, а также контроля за перемещением вещей;

8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия, средства акустического и микроволнового воздействия применяются для:

а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;

б) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, или с целью заставить такое лицо покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), где находится такое лицо;

в) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, который находится в помещении;

9) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства применяются для:

а) прекращения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;

б) отражения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей;

в) принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского остановиться;

г) задержания вооруженного лица, подозреваемого в совершении преступления;

10) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, применяются для:

а) защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, в том числе полицейского;

б) отражения вооруженного нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также для освобождения их в случае захвата;

в) задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

г) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или пытающегося убежать из-под стражи;

д) задержания вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;

е) представление сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил;

ж) обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;

з) прекращения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;

и) отражения группового нападения, угрожающего жизни или здоровью людей;

11) средства, оснащенные безопасными дымообразующими препаратами, применяющимися для:

а) обеспечения маскировки действий полицейских, направленных на задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, или для того, чтобы заставить такое лицо покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), на котором он находится;

б) освобождения лица, незаконно лишенного свободы;

12) служебная собака применяется при:

а) патрулировании;

б) преследовании и задержании лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления;

в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного лица;

г) для отражения нападения на лицо и / или полицейского;

13) служебный конь применяется при:

а) патрулировании;

 б) преследовании и задержании лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления.

Полицейскому запрещено:

1) наносить удары резиновыми (пластиковыми) дубинками по голове, шее, ключичной области, половым органам, пояснице (копчику) и в животу;

2) при применении средств, оснащенных веществами слезоточивого и раздражающего действия, осуществлять прицельную стрельбу по людям, разбрасывание и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ;

3) отстреливать патроны, снаряженные резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, с нарушением определенных техническими характеристиками требований относительно расстояния от лица и стрельбы в отдельные части головы и тела человека;

4) применять водометы при температуре воздуха ниже + 10 ° C;

5) применять средства принудительной остановки транспорта для принудительной остановки мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки, а также применять такие средства на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях;

6) применять наручники более двух часов непрерывного использования или без ослабления их давления.

Применение компактного взрывного устройства для открывания помещений является оправданным, если ущерб, причиненный охраняемым законом правам и интересам, меньше, чем вред, который удалось предотвратить.

Применение огнестрельного оружия

Применение огнестрельного оружия является наиболее строгой мерой государственного принуждения. Полицейский уполномочен на хранение, ношение огнестрельного оружия, а также на его применение и использование только при условии, что он прошел соответствующую специальную подготовку

Полицейский уполномочен в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:

1) для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;

2) для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

3) для освобождения заложников или лиц, которых незаконно лишили свободы;

4) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;

5) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

6) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и / или полицейского;

7) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и / или полицейского.

Полицейский вправе применять огнестрельное оружие только после предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий и намерении использования меры принуждения

Применение огнестрельного оружия без предупреждения допускается:

1) при попытке лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенное им расстояние, или прикоснуться к оружию;

2) в случае вооруженного нападения, а также в случае внезапного нападения с применением боевой техники, транспортных средств или других средств, угрожающих жизни или здоровью людей;

3) если лицо, задержанное или арестованное за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления, убегает с применением транспортного средства;

4) если лицо оказывает вооруженное сопротивление;

5) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием.

Полицейский может применять огнестрельное оружие только в целях причинения лицу вреда, необходимого и достаточного в такой обстановке, для немедленного предотвращения или прекращения вооруженного нападения.. Полицейский уполномочен применять огнестрельное оружие в случае вооруженного нападения, если предотвращение или прекращение соответствующего нападения невозможно достичь другими средствами.

Полицейскому запрещено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах, кроме случаев необходимости отражения нападения или крайней необходимости.

Полицейский может взять в руки огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке, могут возникнуть основания для его применения. Во время задержания лиц, в отношении которых у полицейского возникло подозрение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при проверке документов у таких лиц полицейский может привести в готовность огнестрельное оружие и предупредить человека о возможности его применения. Попытка лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную полицейским дистанцию, или прикоснуться к оружию является основанием для применения огнестрельного оружия полицейским.

Полицейский также может использовать огнестрельное оружие для подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил, или для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью полицейского и других лиц.

Порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины

13 августа 2013 года вступил в силу приказ Министерства юстиции Украины от 23.07.2013 № 1475/5, которым утвержден Порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины. Как должно происходить «общение» граждан с пенитенциарными органами узнавал prostopravo.com.ua.

Прежде всего, всем гражданам, обратившимся в органы Государственной пенитенциарной службы обещано  квалифицированное, беспристрастное, объективное и своевременное рассмотрение их обращений, будь то письменных или устных,  с целью оперативного решения затронутых в них вопросов, удовлетворения законных требований заявителей, реального восстановления нарушенных конституционных прав и предотвращения в дальнейшем таких нарушений.

Граждане Украины имеют право обращаться в органы Государственной уголовно-исполнительной службы Украины  с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлениями или ходатайствами относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобами об их нарушении.

При этом, лица, которые не являются гражданами Украины и законно пребывают на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено международными договорами.

Решения органов ГУИС Украины могут быть обжалованы в случае:

  • нарушения прав и законных интересов граждан (группы граждан);
  • создания препятствий осуществлению гражданином его прав и законных интересов;
  • незаконного возложения на гражданина обязанности или его незаконного привлечения к ответственности.

Все обращения подлежат обязательной классификации по видам, установленным статьей 3 Закона Украины «Об обращениях граждан», а именно: предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Обращение  может быть представлено как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное), а также  устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным (присланным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган ГУИС Украины лично или через уполномоченное им лицо)

Обращения в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подаются их законными представителями.

Обращения граждан в уполномоченные органы по вопросам пробации должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Украины «Об обращениях граждан». А именно, в обращении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина и изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть напечатано или написано от руки разборчиво и четко, подписано заявителем (группой заявителей) с указанием даты.

Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.

Письменное обращение без указания местожительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит, за одним исключением: сообщение о нарушении требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» может быть рассмотрено без указания авторства (анонимно). Такое анонимное сообщение подлежит рассмотрению, если приведенная в нем информация касается конкретного лица, содержит фактические данные, которые могут быть проверены. Анонимное сообщение подлежит проверке в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. Если в указанный срок проверить информацию, содержащуюся в сообщении, невозможно, руководитель органа ГУИС или его заместитель продлевает срок рассмотрения сообщения до тридцати дней со дня его получения. В случае подтверждения изложенной в сообщении информации о нарушении требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» руководитель органа (учреждения) ГУИС Украины принимает меры к прекращению выявленного нарушения, устранению его последствий и привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а в случае обнаружения признаков уголовного или административного правонарушения также информирует специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции.

Также не рассматриваются повторные обращения от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также жалобы, поданные с нарушением сроков, обращения лиц, признанных судом недееспособными.

Обращения граждан рассматриваются  без взимания за это платы!

Устные обращения граждан рассматриваются уполномоченными должностными лицами  непосредственно во время  личного приема граждан, который проводится в соответствии с утвержденным графиком. Если решить затронутые в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, то они рассматриваются в том же порядке, что и при письменном обращении.

Письменные обращения граждан подлежат обязательному предварительному рассмотрению должностными лицами органов ГУИС Украины, уполномоченными осуществлять работу с обращениями граждан.

Во время предварительного рассмотрения обращений граждан  должностные лица, уполномоченные осуществлять работу с обращениями граждан, определяют структурное подразделение, к функциональным полномочиям которого входит решение поставленного в обращении гражданина вопроса, определение непосредственного исполнителя обращения гражданина осуществляется руководителем структурного подразделения, который является ответственным за проработку этого обращения гражданина.

В уголовно-исполнительной инспекции непосредственного исполнителя письменного обращения гражданина определяет должностное лицо, уполномоченное осуществлять работу с обращениями граждан.

По требованию гражданина на первом листе копии обращения проставляется регистрационный штамп с указанием регистрационного индекса этого обращения и даты его поступления. Такая копия возвращается гражданину.

После предварительного рассмотрения обращение гражданина передается на рассмотрение к непосредственному исполнителю.

Предварительное рассмотрение обращений граждан и срок их поступления к непосредственным исполнителям не должен превышать: в Министерстве юстиции - двух рабочих дней; в других органах ГУИС- одного рабочего дня.

Относительно каждого обращения не позднее чем в пятидневный срок должно быть принято одно из следующих решений: принять к рассмотрению; передать на разрешение в подведомственный орган ГУИС Украины; отправить по назначению в другое ведомство, о чем одновременно уведомить заявителя; оставить без рассмотрения.

Запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение тем органам (учреждениям) или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.

При рассмотрении обращений граждан должностные лица должны:

  • особое внимание уделить решению проблем, поднятых в обращениях ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, многодетных семей, одиноких матерей и других граждан, которые нуждаются в социальной защите и поддержке;
  • не допускать предоставления неоднозначных, необоснованных или неполных ответов на обращения граждан, нарушение сроков их рассмотрения, установленных законодательством, безосновательной передачи рассмотрения обращений другим органам;
  • создавать условия для участия заявителей в проверке поданных ими заявлений или жалоб, возможности знакомиться с материалами проверок соответствующих обращений;
  • осуществлять постоянный контроль за организацией работы с обращениями граждан в подчиненных структурных подразделениях;
  • выяснять причины, обусловливающие поступления повторных обращений граждан, анализировать случаи безосновательного отказа в удовлетворении законных требований заявителей, проявлений предвзятости, халатности и формализма при рассмотрении обращений;
  • принимать меры для восстановления прав и свобод граждан, нарушенных вследствие несоблюдения требований законодательства об обращениях граждан.

По результатам рассмотрения обращения гражданина на его адрес предоставляется ответ за подписью руководства соответствующего органа.

В Государственной пенитенциарной службе допускается предоставление ответа заявителю за подписью руководителя структурного подразделения, который является ответственным за рассмотрение обращения гражданина.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, что не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, то срок его рассмотрения может быть продлен, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти календарных дней.

Обращения граждан, поступившие от общественных и правозащитных организаций, из редакций газет, журналов, радио и телевидения, рассматриваются в аналогичном порядке.

Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, принято обоснованное решение, приняты необходимые меры по его выполнению и заявителю сообщено о результатах рассмотрения обращения и принятом решении.

Если принято решение об отказе в удовлетворении требований такое решение доводится до сведения гражданина со ссылкой на Закон Украины «Об обращениях граждан» и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг в сфере уголовного права

Нуждаетесь в юридической помощи?