Ответственность за разжигание национальной, расовой и религиозной вражды или почему в Украине не нужен закон об антисемитизме 07.06.2021

3 июня 2021 Верховная Рада Украины в первом чтении поддержала проект Закона №5109 «О предотвращении и противодействии антисемитизму в Украине». Несмотря на провозглашенную благородную цель, сам законопроект, по мнению редакции prostopravo, является абсолютно бессодержательным и ненужным.

Ответственность за разжигание национальной, расовой и религиозной вражды или почему в Украине не нужен закон об антисемитизме

Согласно текста законопроекта, антисемитизмом в Украине признается определенное отношение к лицам еврейского происхождения, которое выражается в ненависти по отношению к ним.

Статья 3 проекта «Запрет антисемитизма, его проявлений» содержит только одно предложение: «антисемитизм, его проявления в Украине запрещаются.»

Касательно ответственности за нарушение законодательства об антисемитизме, законопроект содержит отсылочные нормы, которые предусматривают, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законом. Лицо имеет право на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных в результате антисемитизма, его проявлений в порядке, определенном законодательством Украины.

Проявлениями антисемитизма, по мнению авторов законопроекту, являются:

  • отрицание в праве самоидентификации лиц еврейского происхождения;
  • призыв, сокрытие или оправдание убийства или причинения вреда лицам еврейского происхождения, в том числе через радикально-идеологические убеждения или экстремистские религиозные взгляды;
  • высказывания ложных сведений, стереотипных, ненавистнических и таких, что ожесточают, заявлений о лицах еврейского происхождения;
  • публичные высказывания, связанные с осуждением лиц еврейского происхождения как коллективно ответственных за реальные или мнимые правонарушения, совершенные одним лицом или группой лиц независимо от этнического происхождения или вероисповедания;
  • отрицание факта преследования и массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны (Холокост);
  • изготовление, распространение любых материалов, содержащих антисемитские высказывания, а также публичное использование материалов, символов и изображений антисемитского содержания;
  • умышленное повреждение или разрушение зданий, других сооружений, принадлежащих лицам еврейского происхождения, еврейским общинам и общественным еврейским организациям, а также религиозных или культовых сооружений (домов) по мотивам антисемитизма;
  • умышленное повреждение, разрушение или осквернение, мест захоронений лиц еврейского происхождения, памятников, памятных знаков, посвященных лицам еврейского происхождения по мотивам антисемитизма;
  • проявления антисемитизма по отношению к лицам не еврейского происхождения, но которые были идентифицированы как лица еврейского происхождения;
  • призывы к антисемитизму.

Согласно статье 24 Конституции Украины, граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Уголовным Кодексом Украины (УКУ) предусмотрена уголовная ответственность за разжигание национальной, расовой и религиозной вражды:

«Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам

1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, инвалидности, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам -

  • наказываются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового .

2. Те же действия, соединенные с насилием, обманом или угрозами, а также совершенные должностным лицом, -

  • наказываются штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой лиц или повлекшие тяжкие последствия, -

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. »

Согласно части третьей статьи 67 УК совершение уголовного преступления на почве расовой, национальной, религиозной вражды или розни или на почве половой принадлежности является обстоятельством, отягчающим наказание за совершение такого уголовного преступления.

Кроме того, совершение преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости являются квалифицирующими признаками для таких составов уголовных преступлений, как: умышленное убийство (ст.115 УК); умышленное тяжкое телесное повреждение (121 УК); умышленное средней тяжести телесное повреждение (ст.122 УК); побои и истязание (ст126 УК) и др. Следовательно, при совершении указанных преступлений по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти, квалификация содеянного будет происходить по частям 2,3 соответствующей статьи с назначением более строгого наказания.

Все вышеперечисленное свидетельствует о достаточной урегулированности правоотношений и отсутствии необходимости принятия отдельных законов о запрете того или иного вида дискриминации, то ли по религиозному, то ли по этническому, то ли по расовому признаку, независимо от того, какой этнической, национальной или конфессиональной группы они могли бы касаться. Тем более, что принятый в первом чтении проект Закона «О предотвращении и противодействии антисемитизму в Украине» не устанавливает ни отдельного вида ответственности, ни отдельных видов правонарушений, ни отдельных наказаний за любые проявления антисемитизма. Более того, такое выделение одного из видов дискриминации по этническому происхождению может вызвать негативное отношение других этнических или религиозных групп именно к «лицам еврейского происхождения» и, наоборот, будет способствовать повышению уровня антисемитизма в стране.

Сам термин «лица еврейского происхождения» также требует пересмотра, поскольку не дает четкого понимания, кто именно подпадает под защиту закона, по какому принципу должно определяться «еврейское происхождение». Проект Закона содержит и другие термины, которые являются неоднозначными с точки зрения правовой определенности и требуют отдельного толкования, как: «определенное отношение», «радикально-идеологические убеждения», «экстремистские религиозные взгляды», «стереотипные заявления» и другие.

Итак, по нашему мнению, принятый в первом чтении проект закона отмечается низким качеством законотворческой техники и поверхностным отношением авторов к решению проблемы антисемитизма в Украине. Кроме того, авторам проекта закона следовало бы обратить внимание и на другие виды проявления ксенофобии и нетерпимости к различным религиозным и этническим группам в Украине.


FAQ по уголовному праву

Бланки и справочники