Пробация в действии: как в Украине реализуется альтернативная тюремному заключению система отбывания наказаний - 17.09.2019

Стоит ли сажать в тюрьму человека, который не причиняла вреда жизни и здоровью других? Есть ли уверенность, что из тюрьмы человек вернется лучшим, чем туда попал? Олег Янчук, директор Государственного учреждения «Центр пробации», рассказывает о достаточно новой для Украины системе отбывания наказаний - пробации. // 17.09.2019

Ни у кого не возникает сомнений, что следствием уголовного преступления должно быть уголовное наказание. Более того, уголовное наказание в сознании рядовых граждан имеет стойкую ассоциацию с местами лишения свободы.

Вместе с тем, если продолжить беседу на эту тему и задать несколько "вопросов для размышления", то причины такой ассоциации оказываются в значительной степени подсознательными. Это несложные вопросы, раскрывающие все же сложность этой проблемы: Стоит ли помещать в тюрьму человека, который не причинял вреда жизни и здоровью других? А если преступление было совершено неумышленно? Есть уверенность, что из тюрьмы человек вернется лучше, чем туда попал (а он рано или поздно вернется, и, возможно, это ваш сосед)? Насколько вероятно, что после освобождения из тюрьмы человек сразу найдет работу и сможет зарабатывать необходимые деньги, а не будет вынужден попробовать их зарабатывать так, как его научили "друзья" в тюрьме? Есть ли уверенность, что во время пребывания в тюрьме правонарушитель компенсирует убытки, причиненные преступлением? При этом ваше согласие платить за его содержание в тюрьме не запрашивается - вы платите налоги, за которые в государстве функционируют тюрьмы! А если, в конце концов, в такую ​​ситуацию (не дай Бог) попадет ваш родственник?

Как показывает опыт, после таких вопросов много людей соглашаются, что тюрьма - не всегда эффективный способ реагирования на все без исключения преступления, особенно с точки зрения перспективы возвращения в общество. С этим тождественны и международные взгляды на эту проблему, требующие применения заключения только как крайней мері правового реагирования на поведение человека - такого, что представляет опасность жизни и здоровью других людей.

Но если не тюрьма, то каким образом будет осуществляться наказание без изоляции, чем это лучше и насколько опасно это будет для общества?

Именно в ответе на эти вопросы заключается суть пробации, которая возникла более 200 лет назад и продолжает совершенствоваться во всем мире как система уголовно-правового реагирования не только альтернативная лишению свободы, но и более эффективная с точки зрения реабилитации правонарушителей и создания у них готовности жить , не совершая преступлений.

Пробация является системой, которая начинает работать с лицом на досудебном этапе (у нас - на этапе судебного разбирательства) и после вынесения наказания, которое происходит без изоляции от общества. При этом система пробации обеспечивает не только контроль за выполнением обязанностей, возложенных судом, но и предоставляет необходимые консультации и помощь для создания готовности лица жить, не совершая преступлений. Деятельность пробации базируется на индивидуальном анализе проблемных вопросов каждого правонарушителя, разработке для каждого из них индивидуальной системы мотивации, контроля и помощи. "Таким образом пробация способствует обеспечению безопасности общества и справедливому осуществлению правосудия", - это цитата из Правил Совета Европы о пробации (2010 года), которая отражает главную цель пробации.

Закон Украины «О пробации», который был принят в феврале 2015 года, разрабатывался с учетом европейских стандартов пробации. Поэтому он определяет, что пробация - это система надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемого.

Целью пробации является обеспечение безопасности общества путем исправления осужденных, предупреждение совершения ими повторных уголовных правонарушений и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемых, с целью принятия судом решения о мере их ответственности.

Наша модель пробации предусматривает три вида пробации: досудебная (во время судебного разбирательства), наблюдательная (исполнение наказания, альтернативного лишению свободы) и пенитенциарная (в период подготовки к освобождению лиц, осужденных к лишению свободы).

Бесспорно, вся деятельность пробации и, в частности, функция социально-воспитательной работы с правонарушителями направлена ​​на предупреждение новых правонарушений. Но ни в одной стране мира никто не может гарантировать, что такая деятельность обеспечит 100% удержания клиентов пробации от совершения нового преступления. Сейчас в мире не существует ни одного инструмента, который бы гарантировал такое влияние на правонарушителя, но есть разные способы воздействия на лицо, доказывающие весьма высокую эффективность. И именно их применяют работники пробации.

Работа с правонарушителем проводится не наугад, а базируется на проведении научно разработанного исследования его криминальной истории, личности и образа его жизни (оценка рисков и потребностей). Анализируются проблемные аспекты, которые в комплексе вероятно обусловили совершение им преступления (например, отсутствие образования, работы и законных источников доходов, сложная ситуация в семье, влияние окружения, разного рода зависимости, способ мышления и другие психологические особенности и т.д.).

Вместе с субъектом составляется план индивидуальной работы и уже на основе имеющихся потребностей определяются соответствующие меры. Главная цель такой работы - мотивировать лиц, совершивших правонарушения, к изменениям к лучшему и готовности жить без нарушений закона. Однако работник пробации не может предоставлять субъекту пробации все необходимые консультации и все виды необходимой помощи. Именно поэтому важным аспектом успешной пробации является привлечение соответствующих специалистов, необходимых для проведения такой работы.

То есть можно сказать, что пробация выступает своеобразным медиатором?

Скорее координатором: в каждой административно-территориальной единице функционирует подразделение пробации - их 574 по всей стране, в целом в них работает почти 3300 человек. Средняя нагрузка на работника составляет 30 дел - кейсов, как мы говорим. Взаимодействие органов пробации и институтов гражданского общества расширяет возможности на уровне общины по поддержке граждан в сложных жизненных обстоятельствах, обеспечивает своевременность и комплексность предоставления социальных услуг гражданам в конфликте с законом. Однако мы не просто направляем, но и контролируем и координируем процесс изменений. Если их не наблюдается, работником пробации может быть предложен другой вид работы с лицом. То есть мы постоянно находимся рядом и направляем, мотивируем и поддерживаем лиц, что оступились, к изменениям на пути к полноценной, правопослушной жизни. Именно поэтому наш основной слоган: "Пробация - возможности для перемен".

А какое восприятие института пробации в обществе? Доверяет ли  общество альтернативным заключению видам наказаний?

Я думаю, что восприятие системы пробации в обществе уже лучше, чем три года назад. С одной стороны, возможно, это и хорошо, что большинство рядовых граждан не сталкивались с системой отбывания наказаний, однако с другой стороны, мне хотелось бы, чтобы люди понимали, в чем преимущества пробации, потому что для нас очень важен интерес общества в изменении отдельных ее членов для безопасности других, участие граждан в процессе реализации функций пробации. Ведь пробация работает в общине, с обществом и для общества.

Главной целью института пробации является обеспечение безопасности общества в отношении лиц, совершающих уголовные нарушения. Поэтому для нас важно говорить о том, каким образом общество воспринимает такой ​​институт. О положительной динамике доверия к пробации свидетельствуют результаты исследования, проведенного в рамках коммуникационного компонента проекта «Экспертная поддержка управления и экономического развития» (EDGE). Исследование проводилось в четырех городах: Кропивницкий, Луцк, Полтава и Черкассы. Опросили субъектов пробации, судей местных судов, работников прокуратуры, рядовых граждан и представителей организаций, работающих с субъектами пробации.

Приведу некоторые результаты опроса. В частности, на вопрос «помогают ли работники пробации решать ваши проблемы?» Положительно ответили 60% субъектов пробации. На «отлично» работу пробации оценивают 61% опрошенных по сравнению с 32% в 2017 году. 89% субъектов пробации доверяет работникам этого института, ведь пробация предусматривает индивидуальный подход, позволяющий определить те риски, которые толкают индивида на совершение преступления, и помогает работать с ними для их минимизации.

На вопрос «Доверяете ли вы информации про обвиняемого, изложенной в докладе пробации?» Положительно ответили 93% судей, а 70% судей считают такую ​​информацию полезной.

87% опрошенных граждан знают о существовании института пробации, несмотря на то, что в 2017 году этот показатель составлял 62%, а 88% утверждают, что орган пробации необходим в их городе, в отличие от 48% в 2017 году.

А каким образом люди могут участвовать в реализации функций пробации?

Когда человек уже осужден, существует ряд факторов, способных повлиять на сознание таких лиц. В частности, например, участие близких и родственников и просто сознательных граждан - волонтеров в процессе исправления. Ведь пробация самостоятельно не решает всех вопросов, в которых усматриваются риски: это вопросы, связанные с образованием, жильем, работой, с зависимостями, отношениями в обществе, семье, состоянием здоровья, психологическими особенностями, отношением к противоправному поведению.

Работник пробации осуществляет мониторинг проблемных вопросов правонарушителя и после этого может направить человека к субъекту предоставления необходимых социальных услуг или привлечь волонтера для работы с субъектом пробации. Конечно, весь процесс работы с субъектом пробации находится под постоянным контролем пробации, но во многих процессах необходимого влияния или помощи пробация выполняет только координационную функцию. У нас совершенно другие отношения с нашими клиентами, чем в тюрьмах, - они свободны, и мы просто хотим направить их свободу в правильное русло.

На каком этапе работники пробации начинают свою работу?

После того, как закончено следствие и обвинительный акт направлен в суд, только начинается судебное разбирательство. Там, где взаимодействие пробации с судами находится на более прогрессивном уровне, суды приглашают работников пробации на подготовительное судебное заседание, где пробация имеет возможность сразу проинформировать обвиняемого (и его защитника) о праве участия в подготовке досудебного доклада, о его цели, содержании, процедуре подготовки . Если пробация не принимает участия в подготовке досудебного доклада, то уже после получения соответствующего постановления суда пробация направляет обвиняемому вызов (к сожалению в таких случаях пробация теряет время, ценный для качественной подготовки досудебного доклада). Пробация заинтересована об участии в процессе подготовки досудебного доклада и получения как можно большей необходимой информации от обвиняемого. Мы объясняем, что досудебный доклад не может использоваться в качестве доказательства виновности или невиновности, как и указано в законе. Досудебный доклад позволяет суду получить гораздо больше данных об обстоятельствах правонарушения, чем содержится в обвинительном акте, а значит - принять более взвешенное и релевантное решение о применении тех или иных санкций. В случае, если обвиняемый отказывается участвовать в подготовке досудебного доклада, то за ним (его защитником) все равно остается право знакомиться с текстом досудебного доклада, предоставлять свои замечания и предложения. Даже в случае возражения пробации учитывать предложения и замечания обвиняемого, они добавляются в письменной форме в досудебный доклад и направляются в суд, где судья сможет их увидеть и при необходимости спросить о разногласиях у обеих сторон. Это очень мощная гарантия открытости и объективности досудебного доклада и хороший стимул для обвиняемого участвовать в процессе подготовки досудебного доклада.

Пробация не рекомендует суду признавать или не признавать лицо виновным, не определяет степень вины и не требует применять конкретные виды наказаний - это конституционное право имеет исключительно суд. Пробация анализирует не поступок, в котором обвиняется лицо, а непосредственно лицо, условия его жизнедеятельности, которые могли стать причиной такого поступка, представляет в заключении вероятный уровень опасности для общества такого лица, если вина будет доказана, и возможность в таком случае обеспечить исправление лица без изоляции от общества. И кстати, часть досудебных докладов (около 20%) содержат выводы, что в случае доказательства вины лица, учитывая опасность его поведения для жизни и здоровья других граждан и значительный риск повтора такого деяния, работу по исправлению и ресоциализации правонарушителя целесообразно начать именно в условиях изоляции от общества. Бывает такое, что с нами не согласны адвокаты, стороны правонарушителя или потерпевшего, ведь каждая из них хочет выиграть в судебном состязании. Мы - независимая сторона: мы выражаем мнение, которое суд принимает во внимание, как мнение любой стороны судебного процесса, но не обязан его принимать.

С начала 2019 на исполнение уполномоченным органам по вопросам пробации поступило 21,3 тыс. постановлений о составлении досудебного доклада, составлено 19 тыс. досудебных докладов. Анализ показывает, что почти в 90% случаев предварительное мнение персонала пробации в целом совпадает с решением суда.

Можно ли оценить, насколько эффективно внедрение института пробации для украинского общества? Что является критерием успешности пробации?

Сегодня можно говорить о том, что система пробации демонстрирует хороший уровень эффективности. Количество клиентов пробации по численности на сегодня превышает количество лиц, отбывающих наказание в учреждениях исполнения наказаний. Пробация государству обходится в 10-12 раз дешевле, чем лишение свободы. Так, стоимость содержания одного осужденного в день с затратами на персонал составляет 271 грн, для сравнения - стоимость содержания одного субъекта пробации в день составляет лишь 23 грн.

С начала 2019 через систему пробации прошло 96636 человек, отбывавших уголовные наказания, не связанные с лишением свободы. Повторные преступления во время отбывания наказания совершили 1249 человек (1,4%).

Кроме досудебного доклада, о котором говорилось выше, внедрена пенитенциарная пробация - предоставление поддержки и помощи в решении социально-бытовых вопросов осужденных, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, для повышения результатов их социальной реабилитации и предупреждения повторных преступлений. Так, в 2019 году оказано содействие в решении вопросов подготовки к освобождению: в поиске места проживания - 4304 (81%) человек; трудоустройство - 1341 (92%) человек; социального патронажа - 969 (77%) человек; устройства в специальные учреждения для освобожденных осужденных старше 35 лет после освобождения - 281 (64%).

В настоящее время разработаны, проведены пилотирования и утверждены приказами Министерства юстиции Украины пробационные программы для работы с субъектами пробации, обязанность пройти которые может возлагаться судами на лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения (ограничения) свободы с испытательным сроком ( «Предупреждение употребления психоактивных веществ »,« преодоление агрессивного поведения »,« Изменение уголовного мышления »). Это эффективный, но сложный инструмент, которой требует специальной подготовки и навыков. Для получения знаний по реализации пробационных программ уже прошли обучение 877 работников пробации (кураторов пробационных программ). На сегодня в пробацию поступили на выполнение 544 судебных решений с обязанностью выполнять мероприятия, предусмотренные пробационной программой, из них уже проведены 195 программ.

В рамках проекта «Ради жизни» (Serving Life, PATH) при 12 органах пробации в разных городах Украины созданы и оборудованы консультативные кабинеты для оказания качественных интегрированных услуг по ВИЧ, туберкулезу и вирусному гепатиту С людьми в конфликте с законом. 4673 субъектов пробации получили консультации специалистов указанных кабинетов. 3882 субъектов пробации прошли скрининговое анкетирование, из числа которых выявлено подозрение (направлено на дальнейшее обследование и необходимое лечение) ВИЧ-инфекцией - 2574 человек, туберкулез - 719 человек, вирусный гепатит С - 1442 человек.

Эффективность демонстрирует и система ювенальной пробации, направленная ​​на наилучшее обеспечение интересов ребенка, находящегося в конфликте с законом. По модели центра ювенальной пробации, разработанного и отпилотированного совместно с канадскими специалистами, в Украине создано 14 центров ювенальной пробации, 9 из которых оборудованы при поддержке Правительства Канады. По учету центров ювенальной пробации в 2019 году прошло 296 подростков. В целом по учету пробации в 2019 прошло 1847 несовершеннолетних, из которых 1,7% совершили повторные преступления во время пребывания на пробации. Среди состоящих на учете в центрах ювенальной пробации этот показатель составил всего 1%, что свидетельствует об эффективности модели центров ювенальной пробации.

Я горжусь тем, что в Украине принят закон «О пробации», ведь институт пробации есть во всех европейских странах. И именно поэтому 29 ноября 2018 в Стокгольме во время заседания Совета Конфедерации европейской пробации (CEP - Confederation of European Probation) единодушно одобрена заявка Государственного учреждения «Центр пробации» на членство в составе CEP. Принятие такого решения стало возможным при поддержке NORLAU проекта пробации. Центр пробации станет 61-м членом CEP. Полноправное членство уже придает ему полный доступ ко всем возможностям CEP, в том числе гарантирует участие в международных мероприятиях и учебных визитах для изучения опыта деятельности службы пробации в разных государствах, повышение доверия международных партнеров к украинской пробации в предоставлении экспертной и материально-технической помощи.

На всех этапах развития пробация Украины получает поддержку и серьезный аудит результатов со стороны партнеров международных проектов Канады, Норвегии, Нидерландов, Европейского Союза, Совета Европы.

И в завершение скажите, пожалуйста, какие на сегодня вызовы во внедрении системы пробации?

Сегодня Центр пробации имеет статус государственного учреждения, полномочия которого не хватает для дальнейшего эффективного развития и обеспечения международных стандартов деятельности. Для дальнейшего развития пробация должна получить статус службы, определенный статьей 16 Закона Украины "О центральных органах исполнительной власти". Во всем мире пробация имеет статус службы. Кстати, создание в сфере ведения Министерства юстиции Украины Службы пробации - это до сих пор не реализованные положения действующего Указа Президента Украины от 8 апреля 2008 №311 "Концепция реформирования уголовной юстиции Украины".

Существующая организационно-правовая форма деятельности государственного учреждения «Центр пробации» значительно усложняет возможности доступа в государственные реестры, заключения международных межведомственных соглашений для углубления внедрения пробации, обучение гражданского персонала, работающего с субъектами пробации и составляет почти половину персонала (персонал, имеющий специальные звания, учится в учебных центрах Государственной уголовно-исполнительной службы), децентрализацию управления пробации на уровне регионов для разгрузки аппарата Центра пробации и делегирование некоторых административных функций в регионы (ныне большинство административных функций выполняется аппаратом Центра пробации, что неэффективно влияет на менеджмент и управленческие решения).

Существует насущная необходимость урегулирования вопросов статуса персонала пробации. На сегодняшний день половина штата работников работают по трудовому договору, при этом ежедневно работают с правонарушителями - то есть осуществляют работу, связанную с определенным риском, но не имеют никаких социальных гарантий, которые имеют работники других правоохранительных органов (прокуратуры, СБУ, полиции). Так не должно быть, поскольку в требованиях европейских стандартов предусмотрено, что лица, осуществляющие тождественные функции или занимающиеся аналогичной деятельностью, должны иметь одинаковую социальную защиту. Поэтому мы ожидаем, что новое правительство поддержит наши законодательные инициативы, которые позволят нам работать как службе и преодолеть те пробелы, которые препятствуют нам в эффективном осуществлении возложенных функций и дальнейшему устойчивому развитию пробации как задекларированной успешной государственной политики в соответствии с международными стандартами ООН и Совета Европы.

Нуждаются в улучшении вопросы финансирования реформы пробации. Сейчас финансирование покрывает лишь половину расчетных потребностей развития пробации - коммунальные платежи, заработную плату работников и минимальную часть потребностей организационно-технического обеспечения деятельности. Отсутствуют средства на полное материально-техническое обеспечение, выполнение работ, связанных с введением защиты персональных данных, работой с реестром осужденных, внедрением программ работы с субъектами пробации и предоставления им необходимых социальных и других услуг, обучением персонала.

Реформа в сфере пробации требует изменений в действующие нормативные акты, в том числе законов. Внедрение новых форм работы, их апробация и анализ пробелов обусловливает потребность в нормативных изменениях. Зато законодатель не всегда оперативно реагирует на эти цели. К примеру, значительное количество изменений, связанных с эффективным выполнением функции пробации, включена в проекты Законов Украины "О пенитенциарной системе", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно исполнения уголовных наказаний и организационно-правового обеспечения деятельности органа пробации», которые находятся в Верховной Раде Украины несколько лет, однако до сих пор не приняты. Такое положение дел приводит к созданию в различных регионах различной практики работы с субъектами пробации и реагирования на их поведение (к примеру, судебные органы и органы прокуратуры по-разному трактуют закон и заполняют пробелы в нем).

Работа с уязвимой категорией граждан, в которую входят в большинстве и субъекты пробации, требует предоставления им необходимой помощи и услуг сторонних институтов - служб по делам детей, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, службы занятости, наблюдательных комиссий, учебных заведений, медицинских учреждений. Зато довольно часто эти структуры не имеют финансового обеспечения всех необходимых услуг или создания определенных систем помощи (например, система социальной адаптации осужденных и освобожденных в течение длительного времени не создана). В итоге субъекты пробации не получают необходимых услуг, что не позволяет осуществить их эффективную социальную адаптацию и повлиять на поведение. Большинство органов местной власти и самоуправления, к сожалению, считают процесс исполнения уголовных наказаний и административных взысканий исключительной прерогативой общенациональных структур, самоустраняясь от решения имеющихся проблем.

Стоимость юридических услуг в сфере уголовного права
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

15

количество предложений

2 613,33

средняя цена, грн

11

количество предложений

1 300,00

средняя цена, грн

10

количество предложений

1 780,00

средняя цена, грн

8

количество предложений

800,00

средняя цена, грн

8

количество предложений

1 050,00

средняя цена, грн

8

количество предложений

12 625,00

средняя цена, грн

7

количество предложений

2 685,71

средняя цена, грн

5

количество предложений

1 080,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

1 000,00

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ И ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫМ ЮРИСТОМ?

ПЕРВАЯ В УКРАИНЕ ПРИКЛАДНАЯ КНИГА О СЕКРЕТАХ ПРОФЕССИОНАЛОВ, РЕАЛИЯХ ТРУДА И ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ПРАВА



Путеводитель

Уголовное право и процесс. Преступления, их виды

Простоправо рассказывает о том, что такое преступление, какие виды преступлений предусмотрены Уголовным кодексом Украины. Кроме того, главный редактор канала объясняет, что является уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам