про твої права

Вступил в силу Закон об образовании

28 сентября 2017 года вступили в силу большая часть положений принятого в начале сентября Закона Украины Об образовании. Еще часть положений этого Закона действует с 1 января 2018 или с 1 января 2019 года. Prostopravo напомнит об основных новшествах в сфере образования.

Путеводитель по статье

  1. Язык обучения
  2. Зарплаты учителям
  3. Законодательство об образовании детей с особыми потребностями

    3.1 Профессионально-техническое образование

    3.2 Школьное образование

    3.3 Внешкольное образование

    3.4 Дошкольное образование

Видео путеводитель
Булінг у школі. Що робити / Буллинг в школе. Что делать?

Булінг у школі. Що робити / Буллинг в школе. Что делать?

Язык обучения

Самыми дискуссионными остаются нормы о языке образования. Так, согласно ст.7 нового Закона «Об образовании» языком образовательного процесса в учебных заведениях будет государственный язык.

Государство гарантирует каждому гражданину Украины право на получение формального образования на всех уровнях (дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального перед высшим и высшего), а также внешкольного и последипломного образования на государственном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учебных заведениях для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, языком соответствующего национального меньшинства.

Лицам, принадлежащим к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учебных заведениях для получения дошкольного и общего среднегообразования, наряду с государственным языком, языком соответствующего коренного народа.

Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства или коренного народа Украины наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, принадлежащим к коренным народам, национальным меньшинствам Украины гарантируется право на изучение языка соответствующих коренного народа или национального меньшинства в коммунальных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

На сегодняшний день в украинском законодательстве отсутствует определение «коренных народов. Согласно Конвенции Международной организации труда 1989 года, к коренным относятся народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых 
отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; также народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. При этом указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения Конвенции.

Зарплаты учителям

Не менее обсуждаемыми стали изменения окладов педагогам. Так, Законом установлено, что должностной оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории устанавливается в размере трех минимальных заработных плат. Должностной оклад педагогического работника каждой следующей квалификационной категории повышается не менее чем на 10 процентов.

В свою очередь, наименьший должностной оклад научно-педагогического работника устанавливается на 25 процентов выше должностного оклада педагогического работника самой низкой квалификационной категории, а каждый следующий должностной оклад научно-педагогического работника также повышается не менее чем на 10 процентов от предыдущего.

Кроме того, научно-педагогическим, научным и педагогическим работникам учебных заведений устанавливаются доплаты за научные степени и ученые звания в соответствии с законом.

Педагогическим и научно-педагогическим работникам устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в размерах: более трех лет - 10 процентов; свыше 10 лет - 20 процентов; свыше 20 лет - 30 процентов должностного оклада.

В соответствии с Переходными положениями Закона до 2023 года повышение будет поэтапным, с ежегодным увеличением должностного оклада педагогического работника самой низкой квалификационной категории до четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц пропорционально размеру увеличения доходов Государственного бюджета Украины по сравнению с предыдущим годом.

Среди других новшеств:

  1. Территориальная доступность общего среднего образования: введение образовательных округов и опорных школ;
  2. Общее среднее образование будет иметь три уровня: начальное образование продолжительностью четыре года; базовое среднее образование продолжительностью пять лет; и профильное среднее образование продолжительностью три года; начало обучения по 12-летней системе – с 1 января 2018 года;
  3. Инклюзивное обучение (дети с особыми образовательными потребностями будут учиться вместе с остальными);
  4. Учебные заведения получат финансовую, академическую и организационную автономию;
  5. На законодательном уровне закреплено понятие «академическая доброчестность» - совокупность этических принципов и определенных законом правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и проведения научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и / или научным (творческим) достижениям;
  6. Создается Единая государственная электронная база образования;
  7. Гарантируется бесплатное обеспечение электронными учебниками всех соискателей полного общего среднего образования;
  8. Финансирование системы образования заложено на уровне не менее 7% ВВП;

Законодательство об образовании детей с особыми потребностями

13 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам". Законом внесены изменения в Законы Украины "О дошкольном образовании", "О внешкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "О профессионально-техническом образовании". Подробнее расскажет Prostopravo

Инклюзивное обучение - система образовательных услуг, гарантированных государством, основанных на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включения в образовательный процесс всех его участников.

Профессионально-техническое образование

Инклюзивное профессиональное (профессионально-техническое) обучение - система образовательных услуг для получения профессии или профессиональных навыков лицами с особыми образовательными потребностями, гарантированных государством.

Прием в учреждения профессионального (профессионально-технического) образования лиц с особыми образовательными потребностями, которым не противопоказано обучение по избранному направлению (специальности), в случае сдачи вступительных экзаменов осуществляется вне конкурса.

Лицу с особыми образовательными потребностями, овладевшему курсом профессионально-технического обучения в заведении профессионального (профессионально-технического) образования первого аттестационного уровня и успешно прошедшему квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень "квалифицированный рабочий" по приобретенной профессии соответствующего разряда и выдается свидетельство о присвоении рабочей квалификации.

Здания, сооружения и помещения учреждений профессионального (профессионально-технического) образования должны отвечать требованиям доступности в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями.

На основании письменного обращения лица с особыми образовательными потребностями, его родителей или законных представителей в обязательном порядке образуются инклюзивные группы для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Выполнение требований стандартов в сфере профессионального образования лицами с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их индивидуальных психических, интеллектуальных, физических, сенсорных возможностей и в той форме, которая для каждого человека является наиболее оптимальной.

Для лиц с особыми образовательными потребностями содержание и объем учебно-производственного процесса, срок обучения определяются рабочими учебными планами и рабочими образовательными программами учреждения профессионального (профессионально-технического) образования, при необходимости могут быть адаптированы для получения знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальным учебным планом согласно индивидуальной программе развития.

Лица с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в подвозе к учебному заведению и в обратном направлении, обеспечиваются таким подвозом за счет средств местных бюджетов, в том числе с обеспечением доступности соответствующего транспорта для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения.

Школьное образование

Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, особенностей интеллектуального, социального и физического развития, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, особых образовательных потребностей, места жительства, сложных жизненных условий, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Детям с особыми образовательными потребностями обеспечивается право на обучение с помощью наиболее приемлемых для таких лиц методов и способов общения, в частности, обучение жестовой речью и рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля).

Учреждения общего среднего образования на основании письменного обращения одного из родителей ребенка с особыми образовательными потребностями или его законных представителей в обязательном порядке образуют инклюзивные и / или специальные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в инклюзивных классах, составляет: групповое - 35-40 минут, индивидуальное - 20-25 минут.

Дети с особыми образовательными потребностями обеспечиваются вспомогательными средствами для обучения в учебных заведениях в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учебном заведении удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, родителями или лицом, уполномоченным ими.

За работу в инклюзивных классах учителям будет установлена доплата в размере 20% тарифной ставки.

Родители ребенка с особыми потребностями имеют право осуществлять индивидуальное сопровождение такого ребенка во время пребывания в заведении общего среднего образования.

Документ о среднем образовании для детей с нарушением зрения изготавливается с учетом обеспечения доступности воссозданной на нем информации (с использованием шрифта Брайля) за счет средств государственного бюджета.

Внешкольное образование

Государство создает условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также обеспечивает обнаружение и устранение факторов, препятствующих реализации прав и удовлетворению потребностей таких лиц в сфере внешкольного образования.

Учреждения внешкольного образования при необходимости образуют инклюзивные и / или специальные группы и другие организационные формы для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учреждении дополнительного образования удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, одним из родителей или лицом, уполномоченным ими.

 Педагогическим работникам учреждений внешкольного образования за работу в инклюзивных группах устанавливается доплата в размере 20 процентов.

Дошкольное образование

Государство обеспечивает доступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования детям с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей их интеллектуального, социального и физического развития в той форме, которая для них является наиболее удобной и эффективной.

Выполнение требований Базового компонента дошкольного образования в отношении детей с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их задатков, склонностей, способностей, индивидуальных психических и физических возможностей и в той форме, которая для каждого ребенка является наиболее оптимальной.

По рекомендациям инклюзивного ресурсного центра и письменному заявлению родителей или лиц, их заменяющих, заведение дошкольного образования обеспечивает доступ к образовательному процессу ассистента ребенка с особыми образовательными потребностями. Ассистент ребенка с особыми образовательными потребностями проходит медицинский осмотр в соответствии с требованиями законодательства.

В группе дошкольного заведения может быть не более трех детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми потребностями имеют право на первоочередное зачисление в дошкольное учебное заведение.

  Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг в семейном праве

Нуждаетесь в юридической помощи?