Электронные трудовые книжки и автоматическое назначение пенсии через веб-портал - правительство разработало законопроект 12.06.2020

Кабинет Министров утвердил проект Закона об учете трудовой деятельности в электронной форме и планирует подать его на рассмотрение Верховной Рады Украины в ближайшее время. Законопроектом предложено заменить бумажные трудовые книжки на электронные, также предполагается, что пенсия по возрасту будет назначаться автоматически без обращения будущего пенсионера в Пенсионный фонд.

Электронные трудовые книжки и автоматическое назначение пенсии через веб-портал - правительство разработало законопроект

Учет трудовой деятельности работника

Учет трудовой деятельности каждого работника будет происходить в электронной форме в Государственном реестре общеобязательного социального страхования.

Вносить сведения в бумажную трудовую книжку владелец или уполномоченный им орган будет обязан только по требованию работника. Храниться бумажная трудовая книжка будет тоже у работника. Причем в трудовую книжку могут быть внесены сведения о приеме на работу, переводе и увольнении. Записи о поощрении в трудовую книжку больше вноситься не будут.

Назначение пенсии в автоматическом режиме

Страховой стаж будет определяться по данным Реестра и только в случае отсутствия в нем сведений - на основании документов, предусмотренных законодательством. Узнать свой страховой стаж можно на портале электронных услуг Пенсионного фонда. Сделать это можно уже сейчас с помощью ЭЦП или BankID по ссылке.

Обращаться в органы Пенсионного фонда для назначения пенсии по возрасту больше не нужно. Пенсионеру необходимо будет лишь уведомить орган ПФУ о выбранном им способе выплаты пенсии (также через портал). Пенсия по возрасту будет назначаться автоматически при достижении лицом пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», если только пенсионер не изъявил желание выйти на пенсию с более позднего возраста. Сделать это, скорее всего, тоже можно будет на портале ПФУ. Если пенсионер не сообщил о выбранном им способе получения пенсии, также считается, что он решил получать пенсию с более позднего возраста.

Если в системе отсутствуют сведения про страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, территориальный орган Пенсионного фонда проинформирует застрахованное лицо о необходимости их представления, в том числе, через его личный кабинет на веб-портале. Представить дополнительные документы тоже можно будет или через веб-портал, или обратившись в территориальный орган ПФУ лично.

Назначение других видов пенсии (пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), по всей видимости, будет происходить по-старинке – только при условии личного обращения пенсионера.

Если Закон примут, он вступит в силу через три месяца. В течение 5 лет будет происходить внесение недостающих сведений о страховом стаже работника в Государственный Реестр на основании обращения самого работника или его работодателя. После завершения этого переходного периода работодатель обязан будет выдать работнику лично под подпись его бумажную трудовую книжку.


FAQ по трудовому праву

Бланки документов